• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Доклад на тему: ««Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализованные представления»

Доклад на тему: ««Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализованные представления»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «БМСОШ»









Доклад на тему:

«Использование инновационных технологий при обучении

литературному чтению в начальной школе.

Театрализованные представления».







Подготовила учитель начальных классов

первой квалификационной категории:

Гаязова Ляля Даутовна







2014 год



(СЛАЙД 1)

«Использование инновационных технологий при обучении

литературному чтению в начальной школе. Театрализованные представления».

(СЛАЙД 2)

"Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность".

Бернард Шоу

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.

Трудно поверить, что были времена, когда познавательный интерес пытались изгнать из школы как несерьезное, развлекательное начало учебного процесса. Его подменяли такими понятиями как долг, обязанность, прилежание. Конечно, это очень важные стимулы обучения, но ведь заинтересованность предметом не противоречит им, а, наоборот, помогает привести ученика к успеху.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами:

(СЛАЙД 3)

-Как сделать урок интересным, ярким?

-Как увлечь ребят?

- Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?

Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника, как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Инновационное обучение объединяет в себе основные принципы методик следующих педагогов:

(СЛАЙД 4)

А. Адамского (раскрепощение личности ученика);

В. Шаталова, С. Лысенкова (свобода учителя);

А. Губельского (превращение школы в сообщество, в школу развития);

(СЛАЙД 5)

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

соответствие концепции гуманизации образования;

преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;

использование личностно ориентированного обучения;

поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;

соответствие социо-культурной потребности современного общества

самостоятельной творческой деятельности.

(СЛАЙД 6)

Основными целями инновационного обучения являются:

развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и

творческих способностей учащихся;

формирование личностных качеств учащихся;

выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

развитие различных типов мышления;

формирование качественных знаний, умений и навыков.

(СЛАЙД 7)

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

оптимизация учебно-воспитательного процесса;

создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

включение учащихся в креативную деятельность;

тщательный отбор материала и способов его подачи.

(СЛАЙД 8)

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

развивающее обучение;

проблемное обучение;

развитее критического мышления;

дифференцированный подход к обучению;

создание ситуации успеха на уроке

(СЛАЙД 9)

Основными принципами инновационного обучения являются:

креативность (ориентация на творчество) ;

усвоение знаний в системе;

нетрадиционные формы уроков;

использование наглядности.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов:

(СЛАЙД 10)

Урок - семинар

Урок - лекция

Урок - беседа

Урок - практикум

Урок - экскурсия

Урок - исследование

Урок - игра

Урок - КВН

Урок - защита проекта

Урок - диспут

Урок - конференция

Урок - театрализованное представление

Урок - маскарад

Урок - путешествие

Урок - зачет

Эти типы уроков устанавливают некоторые «точки опоры» в применении современных образовательных технологий, таких, как проблемное обучение, интегративное обучение, дифференцированное обучение, исследовательскую и проектную деятельность, использование новых информационных технологий. Данные технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, создают предпосылки для того, чтобы ребенок участвовал в регуляции собственной учебной деятельности.

Хочу обратить ваше внимание на «Урок - театрализованное представление». Особенность урока - театрализованного представления заключается в том, что педагог организует театр на уроке, материал подается в форме спектакля, инсценировки. Актерами, естественно, выступают ученики. Уроки этого вида трансформированы из аналогичных внеклассных занятий. Они привлекательны своей праздничностью, ощущением театра, возможностью проявить творчество, массовым участием детей. Ребята увлечённо создают костюмы, рисуют декорации, репетируют роли. Очень интересно проходит процесс создания роли. Ребята раскрываются совершенно с другой стороны. Понятно, что такие уроки не для каждого дня. Их подготовка требует много времени и является событием для класса.

Хочу представить вашему вниманию эпизод «Урока - театрализованного представления - Воробьишко»;

(СЛАЙДы 11, 12, 13, 14, 15, 16)

Урок «Квартет»;

(СЛАЙД 17, 18, 19, 20, 21, 22)

Тема театра продолжается и на уроках Технологии и Изобразительного искусства.

(СЛАЙДы 23, 24, 25)

Кроме уроков дети продолжают пробовать себя и в других видах выступлений:

«День матери»;

(СЛАЙД 26)

«Новогодний праздник»;

(СЛАЙД 27)

«Патриотическая песня»;

(СЛАЙД 28)

«День птиц».

(СЛАЙД 29)

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

(СЛАЙД 30)

Типы домашнего задания:

творческая работа;

лингвистическое исследование текста;

подготовка иллюстраций к литературным произведениям;

рисование обложек к литературным произведениям;

художественное чтение;

инсценировка художественного произведения;

создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

продолжение неоконченных произведений;

наблюдение за природой;

подготовка словарных диктантов;

составление вопросника к зачету по теме;

составление конспекта, опорных таблиц;

письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

В настоящее время перед учителями начальных классов стоит проблема: как повысить интерес школьников к предмету литературное чтение Причин потери интереса к чтению много, одна из них, на мой взгляд, культура чтения в семье, ведь его полностью вытесняет компьютер. Это побуждает преподавателей искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету. Одновременно расширяется и обогащается методический арсенал учителя.



МАОУ «БМСОШ»









Доклад на тему:

«Использование инновационных технологий при обучении

литературному чтению в начальной школе.

Театрализованные представления».







Подготовила учитель начальных классов

первой квалификационной категории:

Гаязова Ляля Даутовна







2014 год

© 2010-2022