- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока окружающего мира
Конспект урока окружающего мира
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Боровая И.Н. |
Дата | 03.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока разработала Боровая И. Н.
Тема урока: « На службе у человека.»
Цель урока: выявить имеющиеся знания о различных отраслях сельского хозяйства, способов повышения продукции животноводства и урожайности..
Задачи:
Образовательная: формировать у школьников представление о сельском хозяйстве, его отраслях (растениеводство, животноводство)и способах повышения продуктивности.
Развивающая: развивать умение самостоятельно извлекать информацию из иллюстраций, систематизировать и анализировать полученные результаты .
Воспитательная: воспитывать заинтересованность в достижении цели , трудолюбия, способности к познанию, экологической культуры..
Оснащение: ноутбук , телевизор , иллюстрации и схемы.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
Ι. Актуализация знаний
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке к продуктивной работе.
Задачи: создать положительный эмоциональный настрой.
Методы: словесно-наглядные.
Вот и снова мы с вами встретились на уроке окружающего мира..
Серьёзные проблемы на уроке будем мы решать-
Наблюдать, анализировать и рассуждать.
Вывод сделать тоже мы сумеем.
Если не согласны - точку зренья отстоять.
Слайд1 «Повторение- мать учения»- гласит русская пословица. Обратите внимание на экран телевизора, определите о каком растении идёт речь.
« Как только растает снег, на пригорках появляются жёлтые ёжики скромных цветков. Листья вырастают позднее, после цветения .Листья этого растения удивительные: одна сторона листочка теплая, пушистая, мягкая, а другая плотная, блестящая и холодная. (мать-и-мачеха)
-Это растение культурное или дикорастущее?
-Чем отличаются культурные растения от дикорастущих?
-Как растения стали культурными?
-Почему одни народы жили осёдло, а другие кочевали?(Ответы детей)
-Как появились домашние животные?
Кто является диким предком коровы?(тур) собаки? (волк), свиньи?(дикий кабан), домашнего голубя?(сизый голубь).
-Как называется выведение новых сортов и пород с помощью искусственного отбора?(селекция)
Работа в парах.
1вариант. . Запишите профессии людей, .связанные с содержанием животных. (Доярка, ветврач, птичница, чабан, пастух…)
2вариант. Запишите профессии людей, связанные с выращиванием культурных растений.
(Агроном, полевод, хлебороб, тракторист, комбайнёр….)
ВЗАИМОПРОВЕРКА.
- Поменяйтесь карточками, проверьте написанное, и если можете что-то добавить, допишите.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;
2) формируем умение приводить конкретные примеры;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
ΙΙ. Постановка учебной проблемы.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: сформулировать тему урока.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать формированию умения извлекать информацию из иллюстраций.
Задачи: содействовать формированию умения выявлять сущность, особенности объектов.
Методы: проблемно - поисковые.
Вот уже второй урок мы много говорим о хозяйстве человека, о разновидностях деятельности. Поразмыслив над ранее сказанным, подумайте и определите тему
нашего урока. (Предположения детей) НА СЛУЖБЕ У ЧЕЛОВЕКА.
-Мы выясним на уроке кто и что служит человеку.
-Чтобы это выяснить, мы с вами должны рассмотреть ряд вопросов.
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.Отрасли сельского хозяйства.
2. Отрасли животноводства.
3. Отрасли земледелия.
4. Как можно повысить продукцию животноводства и урожайность.
-
Отгадайте загадку ,а отгадка подскажет вам один из ответов на первый вопрос нашего урока.
«Меня бьют колотят, режут, ворочают, а я все терплю, всех кормлю, всем добром плачу.» (земля, почва.)
Вывод: одна из отраслей сельского хозяйства -земледелие.
-Как по- другому можно назвать эту отрасль? (растениеводство)
2.Очень простые и лёгкие детские загадочки вам помогут определить вторую отрасль сельского хозяйства.
2 «Нос пятачком, хвост крючком»
« Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.»
« По горам, по долам ходит шуба да кафтан» (Животные)
Вывод: вторая отрасль сельского хозяйства- животноводство.
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение устанавливать аналогии;
6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
ΙΙΙ. Совместное открытие знания.
Цель , которая должна быть достигнута учащимися :выявить имеющиеся знания о отраслях сельского хозяйства, о способах повышения продукции животноводства и урожайности.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для формирования у учащихся представлений об отраслях сельского хозяйства и способах повышения продуктивности.
Задачи: содействовать формированию умения обобщать и классифицировать по признакам.
4.Применение нового знания.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: обобщить и систематизировать знания по теме: « На службе у человека»
Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать усвоению и закреплению изученного материала учащимися.
Задачи: содействовать формированию коммуникативной компетенции учащихся.
Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые, самостоятельная работа.
2. Слайды 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14. Помогут определить отрасли животноводства. Сравнить со слайдом 15.
- Какие отрасли развиты в нашем районе? 3. Слайды 17, 18, 19, 20, 21. Помогут определить отрасли земледелия.
Сравнить со слайдом 22.
- Какие из отраслей земледелия развиты в нашем районе?
На доске появляется запись:
Животноводство Земледелие
Скотоводство Овощеводство
Птицеводство Плодоводство
Рыбоводство Полеводство
Пчеловодство Цветоводство
Шелководство Лесоводство
-Как вы считаете, почему произошло разделение сельского хозяйства на виды деятельности?
( В каждой стране люди стремятся вырастить больше тех растений и животных, которые лучше растут в условиях этой местности)
- Какую выгоду при этом получает человек? (Экономит силы, время, средства)
Докажите.
Физминутка.
В любых ли районах земного шара можно заниматься различными отраслями сельского хозяйства? (Использование карты). Удаление неверных картинок с определенных мест на карте.
После выполнения задания учащиеся приходят к выводу, что развитие определенной отрасли зависит от природных условий.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.
-Откройте учебники на стр.73, рассмотрите иллюстрации и определите какие условия необходимы для получения высоких урожаев чая, капусты, риса, качественного пуха коз
-Вспомните уроки истории Где родина чая? Риса?.
Вывод: кусты чая растут на горных склонах в жарких странах.
Рис растёт на полях полностью залитых тёплой водой.
Капусте нужно много света и влаги.
В прохладном и ветреном климате козы дают хороший качественный пух.
-Если вид сельского хозяйства зависит от природных условий, то почему на наших столах так велико разнообразие продуктов?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) (Происходит обмен сельскохозяйственной продукцией)
-Можно ли изменить некоторые природные условия для получения урожая? Как? Гипотезы на доске: А,Б,В,Г.
ОБСУЖДЕНИЕ ГИПОТЕЗ: РАБОТА С РИСУНКАМИ И ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА.
А.- КАКОВО ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ПОЧВЫ?
Дети:- давать богатый урожай.
-Как обработать почву?
Дети: Весной, перед посевом, землю вспахивают и боронят, разрыхляют, чтобы корни будущих растений получали вдоволь воды и воздуха.
-Как повысить плодородие почвы ?
Дети: Чтобы повысить плодородие почвы, в неё вносят дополнительные питательные вещества- органические минеральные удобрения.
- Можно ли увеличить урожай, если одну и ту же культуру выращивать постоянно на одном и том же месте? (Нет. Растения забирают из почвы различные питательные вещества. )
- Найдите в учебнике ответ на этот вопрос. С.73.
- Что же такое севооборот?
Б. ЗАЧЕМ РАСТЕНИЯМ ВОДА?
(Вода доставляет им питательные вещества)
-Как увеличить её количество? (Строят каналы, колодцы.)
Сравнить с выводом в учебнике.с.74
В северных районах очень короткий световой день и низкие температуры воздуха.
В. -ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ СВЕТОВОГО ДНЯ И ТЕМПЕРАТУРЫ?
(Для этого человеком были созданы теплицы. В теплицах можно превратить ночь в день, зиму в лето. Можно выращивать теплолюбивые растения и получать несколько урожаев в год.
Сравнить с выводом в учебнике. С. 74
Г. -КАК ЧЕЛОВЕК ЗАЩИЩАЕТ РАСТЕНИЯ ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ?
(Использует ядохимикаты.)
-Всегда ли ядохимикаты приносят пользу?
(Нет. Ядохимикаты могут попасть в собранный урожай и отравить людей или животных.)
Учебник с. 75
Итак, теперь, когда мы обсудили все вышесказанное , подумайте и дайте разумный совет животноводам для увеличения продукции.
(Свиней необходимо держать в степных, зерновых районах, где выращивают пшеницу и кукурузу, коров там. где есть заливные луга, сочное сено, душистая трава….)
Самостоятельное применение знаний.
Задание №1 с. 29 тетрадь
- Как по-другому называется растениеводство? Почему? ( Земледелие. Такое название возникло из-за того, растения нужно высаживать в землю.)
Задание №2 с.29
Чего не хватает растениям в разных районах, как можно увеличить их урожай?
Заполняем таблицу.
Задание №3 с.29
Почему некоторые продукты привозят к нам из дальних стран? Найди и обведи их. (Самостоятельно) Проверка.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
V. Итог урока
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: сделать выводы, оценить свою работу на уроке.
Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать формулировке учащимися итогов урока.
Задачи: содействовать формированию адекватной самооценки учащихся.
Методы: словесные, наглядные.
- Какой вопрос встал перед нами в начале урока?
- Кто, что и почему находится на службе у человека?
- Совпали ли наши выводы с выводом учебника?
- Ответили ли мы на вопросы, которые задавали в начале урока?
-Как вы думаете, что для нас с вами важно, чтобы животноводство и растениеводство в нашей стране развивалось и давало хорошие результаты?
- С каким настроением вы уходите с урока?
- Какие задания вам удалось выполнить легко?
- При выполнении каких заданий испытывали затруднения?
VI. Домашнее задание.
Найти информацию о том , что такое шелководство? Где вы сможете взять эту информацию? (интернет, БСЭ и др.) тема 17 р.т. № 10
3