Конспект урока окружающего мира

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока разработала Боровая И. Н.

Тема урока: « На службе у человека.»

Цель урока: выявить имеющиеся знания о различных отраслях сельского хозяйства, способов повышения продукции животноводства и урожайности..

Задачи:

Образовательная: формировать у школьников представление о сельском хозяйстве, его отраслях (растениеводство, животноводство)и способах повышения продуктивности.

Развивающая: развивать умение самостоятельно извлекать информацию из иллюстраций, систематизировать и анализировать полученные результаты .

Воспитательная: воспитывать заинтересованность в достижении цели , трудолюбия, способности к познанию, экологической культуры..

Оснащение: ноутбук , телевизор , иллюстрации и схемы.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке к продуктивной работе.

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой.

Методы: словесно-наглядные.

Вот и снова мы с вами встретились на уроке окружающего мира..

Серьёзные проблемы на уроке будем мы решать-

Наблюдать, анализировать и рассуждать.

Вывод сделать тоже мы сумеем.

Если не согласны - точку зренья отстоять.


Слайд1 «Повторение- мать учения»- гласит русская пословица. Обратите внимание на экран телевизора, определите о каком растении идёт речь.

« Как только растает снег, на пригорках появляются жёлтые ёжики скромных цветков. Листья вырастают позднее, после цветения .Листья этого растения удивительные: одна сторона листочка теплая, пушистая, мягкая, а другая плотная, блестящая и холодная. (мать-и-мачеха)

-Это растение культурное или дикорастущее?

-Чем отличаются культурные растения от дикорастущих?

-Как растения стали культурными?

-Почему одни народы жили осёдло, а другие кочевали?(Ответы детей)

-Как появились домашние животные?

Кто является диким предком коровы?(тур) собаки? (волк), свиньи?(дикий кабан), домашнего голубя?(сизый голубь).

-Как называется выведение новых сортов и пород с помощью искусственного отбора?(селекция)

Работа в парах.

1вариант. . Запишите профессии людей, .связанные с содержанием животных. (Доярка, ветврач, птичница, чабан, пастух…)

2вариант. Запишите профессии людей, связанные с выращиванием культурных растений.

(Агроном, полевод, хлебороб, тракторист, комбайнёр….)

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

- Поменяйтесь карточками, проверьте написанное, и если можете что-то добавить, допишите.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

2) формируем умение приводить конкретные примеры;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

ΙΙ. Постановка учебной проблемы.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: сформулировать тему урока.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать формированию умения извлекать информацию из иллюстраций.

Задачи: содействовать формированию умения выявлять сущность, особенности объектов.

Методы: проблемно - поисковые.

Вот уже второй урок мы много говорим о хозяйстве человека, о разновидностях деятельности. Поразмыслив над ранее сказанным, подумайте и определите тему

нашего урока. (Предположения детей) НА СЛУЖБЕ У ЧЕЛОВЕКА.

-Мы выясним на уроке кто и что служит человеку.

-Чтобы это выяснить, мы с вами должны рассмотреть ряд вопросов.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.Отрасли сельского хозяйства.

2. Отрасли животноводства.

3. Отрасли земледелия.

4. Как можно повысить продукцию животноводства и урожайность.


  1. Отгадайте загадку ,а отгадка подскажет вам один из ответов на первый вопрос нашего урока.

«Меня бьют колотят, режут, ворочают, а я все терплю, всех кормлю, всем добром плачу.» (земля, почва.)

Вывод: одна из отраслей сельского хозяйства -земледелие.

-Как по- другому можно назвать эту отрасль? (растениеводство)

2.Очень простые и лёгкие детские загадочки вам помогут определить вторую отрасль сельского хозяйства.

2 «Нос пятачком, хвост крючком»

« Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.»

« По горам, по долам ходит шуба да кафтан» (Животные)

Вывод: вторая отрасль сельского хозяйства- животноводство.

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

ΙΙΙ. Совместное открытие знания.

Цель , которая должна быть достигнута учащимися :выявить имеющиеся знания о отраслях сельского хозяйства, о способах повышения продукции животноводства и урожайности.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать условия для формирования у учащихся представлений об отраслях сельского хозяйства и способах повышения продуктивности.

Задачи: содействовать формированию умения обобщать и классифицировать по признакам.









4.Применение нового знания.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: обобщить и систематизировать знания по теме: « На службе у человека»

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать усвоению и закреплению изученного материала учащимися.

Задачи: содействовать формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые, самостоятельная работа.

2. Слайды 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14. Помогут определить отрасли животноводства. Сравнить со слайдом 15.

- Какие отрасли развиты в нашем районе? 3. Слайды 17, 18, 19, 20, 21. Помогут определить отрасли земледелия.

Сравнить со слайдом 22.

- Какие из отраслей земледелия развиты в нашем районе?

На доске появляется запись:

Животноводство Земледелие

Скотоводство Овощеводство

Птицеводство Плодоводство

Рыбоводство Полеводство

Пчеловодство Цветоводство

Шелководство Лесоводство

-Как вы считаете, почему произошло разделение сельского хозяйства на виды деятельности?

( В каждой стране люди стремятся вырастить больше тех растений и животных, которые лучше растут в условиях этой местности)

- Какую выгоду при этом получает человек? (Экономит силы, время, средства)

Докажите.

Физминутка.

В любых ли районах земного шара можно заниматься различными отраслями сельского хозяйства? (Использование карты). Удаление неверных картинок с определенных мест на карте.

После выполнения задания учащиеся приходят к выводу, что развитие определенной отрасли зависит от природных условий.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

-Откройте учебники на стр.73, рассмотрите иллюстрации и определите какие условия необходимы для получения высоких урожаев чая, капусты, риса, качественного пуха коз

-Вспомните уроки истории Где родина чая? Риса?.

Вывод: кусты чая растут на горных склонах в жарких странах.

Рис растёт на полях полностью залитых тёплой водой.

Капусте нужно много света и влаги.

В прохладном и ветреном климате козы дают хороший качественный пух.

-Если вид сельского хозяйства зависит от природных условий, то почему на наших столах так велико разнообразие продуктов?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) (Происходит обмен сельскохозяйственной продукцией)

-Можно ли изменить некоторые природные условия для получения урожая? Как? Гипотезы на доске: А,Б,В,Г.

ОБСУЖДЕНИЕ ГИПОТЕЗ: РАБОТА С РИСУНКАМИ И ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА.

А.- КАКОВО ОСНОВНОЕ СВОЙСТВО ПОЧВЫ?

Дети:- давать богатый урожай.

-Как обработать почву?

Дети: Весной, перед посевом, землю вспахивают и боронят, разрыхляют, чтобы корни будущих растений получали вдоволь воды и воздуха.

-Как повысить плодородие почвы ?

Дети: Чтобы повысить плодородие почвы, в неё вносят дополнительные питательные вещества- органические минеральные удобрения.

- Можно ли увеличить урожай, если одну и ту же культуру выращивать постоянно на одном и том же месте? (Нет. Растения забирают из почвы различные питательные вещества. )

- Найдите в учебнике ответ на этот вопрос. С.73.

- Что же такое севооборот?

Б. ЗАЧЕМ РАСТЕНИЯМ ВОДА?

(Вода доставляет им питательные вещества)

-Как увеличить её количество? (Строят каналы, колодцы.)

Сравнить с выводом в учебнике.с.74

В северных районах очень короткий световой день и низкие температуры воздуха.

В. -ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ СВЕТОВОГО ДНЯ И ТЕМПЕРАТУРЫ?

(Для этого человеком были созданы теплицы. В теплицах можно превратить ночь в день, зиму в лето. Можно выращивать теплолюбивые растения и получать несколько урожаев в год.

Сравнить с выводом в учебнике. С. 74

Г. -КАК ЧЕЛОВЕК ЗАЩИЩАЕТ РАСТЕНИЯ ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ?

(Использует ядохимикаты.)

-Всегда ли ядохимикаты приносят пользу?

(Нет. Ядохимикаты могут попасть в собранный урожай и отравить людей или животных.)

Учебник с. 75

Итак, теперь, когда мы обсудили все вышесказанное , подумайте и дайте разумный совет животноводам для увеличения продукции.

(Свиней необходимо держать в степных, зерновых районах, где выращивают пшеницу и кукурузу, коров там. где есть заливные луга, сочное сено, душистая трава….)

Самостоятельное применение знаний.

Задание №1 с. 29 тетрадь

- Как по-другому называется растениеводство? Почему? ( Земледелие. Такое название возникло из-за того, растения нужно высаживать в землю.)

Задание №2 с.29

Чего не хватает растениям в разных районах, как можно увеличить их урожай?

Заполняем таблицу.

Задание №3 с.29

Почему некоторые продукты привозят к нам из дальних стран? Найди и обведи их. (Самостоятельно) Проверка.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение высказывать и аргументировать свою точку зрения.


Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;


V. Итог урока

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: сделать выводы, оценить свою работу на уроке.

Цель, которую хочет достичь учитель: способствовать формулировке учащимися итогов урока.

Задачи: содействовать формированию адекватной самооценки учащихся.

Методы: словесные, наглядные.

- Какой вопрос встал перед нами в начале урока?

- Кто, что и почему находится на службе у человека?

- Совпали ли наши выводы с выводом учебника?

- Ответили ли мы на вопросы, которые задавали в начале урока?

-Как вы думаете, что для нас с вами важно, чтобы животноводство и растениеводство в нашей стране развивалось и давало хорошие результаты?

- С каким настроением вы уходите с урока?

- Какие задания вам удалось выполнить легко?

- При выполнении каких заданий испытывали затруднения?

VI. Домашнее задание.

Найти информацию о том , что такое шелководство? Где вы сможете взять эту информацию? (интернет, БСЭ и др.) тема 17 р.т. № 10



3

© 2010-2022