Конспект урока по литературному чтению А. П. Чехов Ванька

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: А.П. Чехов. Ванька.

Обеспечить условия для развития компетенций:

1. Учебно-познавательной: продолжить изучать цикл произведений о трудной жизни детей XIX века на примере героя рассказа А.П.Чехова «Ванька». Учить видеть и понимать позицию автора, анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать, составлять сравнительную характеристику героев. Формировать навык сознательного выразительного чтения.

2. Информационной: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию (поиск ответов на поставленные учителем вопросы из текста, работа с толковым словарём, словарём устойчивых выражений, работа с картинами художника Николая Богданова-Бельского «Визитёры», «Дети за пианино»);

3. Коммуникативной: умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично, сотрудничать и работать в команде.

4. Личностной: воспитывать нравственные качества, сочувствие к людям, сопереживание.

Оборудование:

- Мультимедиопроектор;

- Слайды;

- Реквизиты для сценки

Ход урока.

I Оргмомент. Эмоциональный настрой.

- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Мы рады видеть гостей, поприветствуйте. Пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи и я вам желаю успешной работы, садитесь, пожалуйста.

- Ребята, я хотела бы урок начать со стихотворения, которое мне очень понравилось и мне захотелось поделиться с вами
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

- А вам понравилось это стихотворение?

- Давайте вспомним, на какую тему мы читаем произведения?


- Что вы узнали о жизни главных героев этих рассказов?

- А к какому герою вам бы хотелось рвануться на выручку и почему?

II Постановка УЗ

- А хотели бы вы продолжить чтение произведений о жизни ваших сверстников живших более 100 лет назад?

- А что бы вы хотели ещё узнать?

- А зачем вам это нужно?

- А чему бы вы ещё хотели поучиться на уроке чтения?

- Сегодня вас ждет интереснейший материал.

- Давайте все вместе подумаем, как мы будем работать?

III Планирование

- С чего начнём нашу работу?

I этап

- Узнаем, какого автора будем читать произведение.

Если мы уже знаем его, то вспомним, о чём он пишет, какие произведения уже читали.

Если не знаем, то знакомимся

II этап

Первичное чтение нового произведения

III этап

Говорим о своём восприятии

IVэтап

Анализ

Обсуждение позиции автора, высказываем собственные мысли

VI этап

Оцениваем собственную работу

VII этап

Записываем домашнее задание

IV Подготовка к восприятию художественного произведения

- А вот фамилию автора произведения, которое мы будем читать сегодня на уроке, вы узнаете, решив кроссворд.

1. Назовите профессию, символом которой является чаша со змеёй? - врач

(вторая подсказка - люди этой профессии дают клятву Гиппократа)

2. Синоним слову «учитель» - педагог

3. коллектив певцов, совместно исполняющих вокальную музыку-

Хор

4. Отгадайте загадку

Сел на белый одуванчик.

Голубой аэропланчик.

Крылья солнышком погрел.

И обратно улетел.- Стрекоза.

5. Это любой из нас, кого манят новые дороги и неизведанные страны. Тот, кто обладает жаждой познания и не боятся неизведанных далей. - Путешественник

Все слова-отгадки относятся к одному человеку, а фамилия у него

- Чехов.

-Читали ли мы когда нибудь на уроках произведения этого писателя? ( Нет)

- А хотели ли вы узнать, что это за человек, о чём он пишет, для кого пишет, что за жизнь у него была?

- Я вам, ребята, немного расскажу, а вы остальное о нём прочитаете из разных источников, в том числе и из интернета.

Антон Павлович Чехов - родился 29 января 1860 года в г. Таганроге в семье мелкого купца. Семья была многодетная и дети с раннего детства старались помочь семье, пели в церковном хоре. Учился сначала в греческой школе, затем в гимназии. С юного возраста увлекался театром : сам сочинял и разыгрывал сцены и пьесы. Семья испытывала большие трудности, и гимназист Чехов вынужден был давать частные уроки, зарабатывая средства на жизнь и учёбу. С 1879 по 1884 г. учился на медицинском факультете Московского университета и , получив диплом врача, некоторое время работал по специальности. Очень много путешествовал по Сибири, Сахалину.

Литературным творчеством начал увлекаться рано, ещё в гимназии участвовал в создании рукописных журналов. В студенческие годы активно печатался в юмористических журналах, подписывая свои фельетоны и небольшие рассказы псевдонимом Антона Чехонте. И первое его произведение, которое вышло в печать было «Стрекоза»
Антон Павлович Чехов сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « . . . писать для детей вообще не умею . . . надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. из настоящих художественных произведений».

Так вот, друзья мои, сегодня мы и познакомимся с настоящим художественным произведением, которое называется «Ванька»

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться . . .
- Посмотрите на мир глазами героев рассказа Антона Павловича Чехова и попытайтесь проникнуть в мир «больших» и мир «маленьких», увидеть отличия и разобщённость этих двух миров.
И снова Москва. И снова крестьянский мальчик, привезенный из деревни в большой город. И снова ваш ровесник.

Откройте учебник на стр.152

Словарно-орфографическая работа.
В тексте встретятся старые слова, которые вышли из употребления.

Откуда мы можем узнать лексическое значение этих слов?

Слов очень много. Смысл некоторых слов вы узнаете непосредственно из контекста, а те, что помечены значками вы выясните из словарей. Т.к. слов много для экономии времени разделим их.

1 группа ищет слова со стр.152-153, 2гр. -154 - 155, 3 гр. - 156-157

Заутреня - стр.168 Ранняя служба у православных христиан

Образ - стр.176 то же, что и икона, т. е. образ святого, изображённого на иконе

Колодки - стр.171 кусок дерева в форме ступни, используемый при шитье обуви

Умильный - стр.185 нежный, приятный

Кредит-стр.172 предоставление ценностей в долг

Иезуитское ехидство - стр.168 предательский, коварный

Шпандырь - стр.187 специальный сапожный ремень, кнут

Сидорову козу - стр.191 очень сильно бить

Клирос - стр. 171 В церкви место для певчих

Сидельцы - стр.183 Продавец, приказчик в лавке

Кадриль - стр.170 Танец из шести разных фигур с чётным количеством танцующих пар, а также музыка к этому танцу.

V Художественное исполнение

Сейчас мы услышим и увидим в исполнении наших ребят Наташи Бебекиной и Андрюши Кузнецова чтение произведения Чехова «Ванька»

VI Художественный анализ

-Кому понравилось произведение?

- Поделитесь своими первыми впечатлениями об услышанном в группе.

- А кто желает поделиться со всеми? Какие эпизоды вас больше всего впечатлили?

-Сколько лет Ваньке Жукову и давно ли его отдали в ученье к сапожнику?

- Как по какой причине его отдали? И почему именно в Москву?

- На судьбу какого героя похожа судьба Ваньки?

(Если сравнивать мальчиков , то они одинаково бесправны. Конечно, у Петьки нет части тех проблем , которые есть у Ваньки: Ваньку бьют, Ванька недоедает, недосыпает, Ваньке попадает и за собственные проступки ( не так чистил селёдку; заснул, укачивая хозяйского малютку) и за чужие грехи ( подмастерья заставляют его красть для них огурцы, за что бьют опять -таки Ваньку).

- А по вашим наблюдениям кому приходилось лучше Ваньке или Петьке? Почему?

- А какие проблемы у них одинаковые? -

(Общими проблемами у мальчиков является бесправие и скука. И того, и другого по сути не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих. И того, и другого неоправданно обижают. И тот и другой мечтают вырваться из этой страшной атмосферы хамства и рабства. )

- Есть ли у Ваньки своё «то самое место», куда так он стремится?

- А чем его так это место привлекает?

- А похожи ли характером эти ребята?

- С другой стороны, Ванька не утрачивает живого интереса к жизни, несмотря на побои и ужасные условия, в которых он живёт. Он наблюдательный и сообразительный, он активный и находчивый.

-Давайте в этом убедимся, поработав в группах.

- Итак, ребята, распределите роли в группах.

- Командиры

-Секретари

- Спикеры

- Правосудие

- Хранители времени

1 группа

- Составить портрет Ваньки Жукова. Подтвердить примерами из текста.

(Он наблюдательный и сообразительный, активный и находчивый. В чём он больше развитей, умней Петьки?)

(А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые. Со звездой тут ребята не ходят и на клирос никого петь не пущают. А раз я видел в одной лавке на окне крючки продаются прямо с леской и на всякую рыбу, очень стоящие, даже такой есть один крючок, что пудового сома удержит. И видал которые лавки, где ружья всякие на манер бариновых, так, что небось рублей сто каждое… А в мясных лавках и тетерева, и рябцы, и зайцы, а в котором месте их стреляют, про то сидельцы не сказывают)

Ваньку выучили читать и писать, танцевать кадриль. Ванька получил то развитие, которое не получил Петька. Он более развит и менее забит. В нем более развита способность сопротивляться жизненным обстоятельствам, он не менее впечатлителен, чем Петька, но более активный, шустрый и жизнеспособный. Обратить внимание как написано письмо, обращение к деду, правила орфографии)

2 группа

- Из чего состояло учение Ваньки?

- Как вы думает, это единичные случаи такой учёбы у деревенских детей?

.

3 группа-

-Расскажите о деревенской жизни Ваньки?

- Какое выразительное средство, использует Чехов, говоря о деревенской жизни Ваньки и жизни в семье Аляхина?

( - Как вы думаете, дойдёт ли письмо до деда?

- Если он такой умный, сообразительный, почему же он так промахнулся с адресом? ( сравни, где он жил раньше и где теперь?)

- Ребята, а вы заметили, в какую ночь пишет Ванька письмо? ( в ночь под рождество)

- Как вы думаете, случайно ли это? Что это за праздник? Во что верит Ванька?

- А теперь, ребята, скажите к какому жанру можно отнести это произведение?

- Докажите. ( рождественский рассказ)

Когда ученики из посёлка Мирного изучали эту тему, они посетили Музейный Дом. Я вас тоже приглашаю посетить картинный зал и остановиться у картин художника Богданова-Бельского.

- Знаком ли вам этот художник? По каким картинам? Что общего у рассказов Андреева, Чехова и картин Богданова-Бельского?

- Сегодня мы познакомимся с другими его картинами «Визитёры» и «Дети за пианино». Найдите их. Что это такое развешено?- спросил Миша.

- Это китайские бумажные фонарики, - ответила Евдокия Васильевна.

- Там какой то праздник? -спросил Миша.

- Вы можете ответить на этот вопрос? Предположите, что могут наблюдать мальчики?Хочется ли им войти внутрь чужой усадьбы?

- Кто из мальчиков самый застенчивый и робкий? Кто больше других хочет быть приглашённым на праздник? А кто всем своим видом показывает, какой он взрослый и независимый?

Поработаем с рамочками.

- Выделите с помощью рамки горизонтальный фрагмент «Трое деревенских ребятишек», вертикальный фрагмент «Двое мальчиков, заглядывающих в сад»

- Какой из двух фрагментов кажется вам более выразительным?

- А теперь рассмотри картину «Дети за пианино»

- Я поняла! Этим деревенским детям купили пианино! - сказала Таня Перова.

- Ничего ты не поняла, - возразил ей Костя Погодин. - Это дети тех, кто обслуживает дом. А хозяева дома либо ещё не приехали из города в деревню, либо уже вернулись в город.

- С кем вы согласитесь: С Таней или с Костей?

- Рассмотри, как одеты и обуты дети. Посмотри мебель и посуду в корзине.

- К какому приёму прибегает художник? Помогает ли вам этот приём понять, где находятся дети: в собственном доме или в чужом? Посмотри, чем заинтересовался самый младший из детей. Подтверждает ли его поведение твой вывод?

-Возвращаемся в класс

V Рефлексия:

-Наш урок подходит к концу - Давайте обсудим, стал ли тяжелей ваш, как мы называем с вами, рюкзак знаний? - Какими знаниями вы пополнили? - На какую тему этот рассказ?( О судьбе детей из народа) - Что до нас хотел донести Чехов? (Автор хотел показать жестокость того времени и несправедливость, даже по отношению к детям) - А вы не задумались, почему и Леонид Андреев и А.П. Чехов называет своих героев Ванька, Петька, а не Ваня, Петя? - У вас на столе лежит листочек с пословицами

- Какую пословицу вы выбрали бы в качестве эпиграфа к этому уроку?

1. На чужбине и калач не в радость, а на родине и черный хлеб в сладость.

2. От всякой боли средство есть - терпенье

3. Обтерпимся, и мы люди будем!

4. Не знав горя, не узнаешь и радости.


5. Век живи, век учись!

6. Не всё ненастье, проглянет и красно солнышко.

- Как вы думаете, почему Чехов закончил рассказ именно так? -Какие чувства хотел пробудить он в читателях?

- А хотелось бы вам пожить в это время? Почему? - Что вам дало это произведение, этот урок для жизни? - Заинтересовала ли вас тема, которую мы изучаем?

- Что удалось вам на уроке? В чём почувствовал свой успех? За что бы ты дал себе приз?

- А как ты это понял?

- Что ещё не удаётся? Над чем бы хотелось ещё поработать? - Хотели бы вы на следующем уроке продолжить чтение произведений на эту тему?

- Оцените свою деятельность

- Те, кто считает, что отлично поработал на уроке возьмите жёлтую полоску

Те, кто считает мог и лучше - синюю

Коричневую - недоволен своей работой. Думаю на следующем уроке надо постараться..

Поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;

- VII Домашнее задание (вариативное)

  1. Написать письмо Ваньке о современной Москве(рисунок)
  1. Составь рассказ о жизни Ваньки в городе (рисунок)

3. краткий пересказ рассказа от третьего лица.

4. Прочитать новое произведение по изучаемой теме

Cписок литературы по теме:

1.А.П Чехов. Спать Хочется.Детвора

2.П.М Брянцев. Конец осиного гнезда

3.В.О.Богомолов. Иван

4.Короленко. Дети подземелья

5.А.И.Куприн. Белый пудель

6.А.Блок. Сочельник в лесу

7.М.горький. Детство в людях

8.С.А Аксаков. Детские годы Багрова-внука


© 2010-2022