РАЗРАБОТКА УРОКА по литературному чтению на тему: «Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





РАЗРАБОТКА УРОКА

по литературному чтению

на тему:

«Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»»





Подготовил

учитель 3-А класса

Масюткина Н.А.







Цель: создать условия для усвоения темы. Задачи: дидактические: с помощью системы тренировочных упражнений формировать у учащихся зоркость к буквенной стороне слова, осознанное, выразительное слоговое чтение с переходом на плавное чтение целыми словами; учить работе над текстом; умению находить основные особенности сказки развивающие: развитие мыслительных операций, творческих способностей учащихся воспитательные: воспитание доброты и умения сопереживать; воспитание положительной мотивации к учению, интереса к предмету.

ХОД УРОКА:


I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ 1. Вводная беседа. - Какую тему вы сейчас изучаете на уроках чтения? Никто, наверное, не знает?! (Устное народное творчество) - Проверим. - Какие виды устного народного творчества вы знаете? - Прочитайте на доске предложение. Проворонила ворона воронёнка. - Как это относится к нашей теме? (Это вид устного народного творчества - скороговорка) - Прочитаем медленно. - Кто прочитает быстрее? - Ещё быстрее! - Все желают прочитать! Тогда читаем вместе! Чтение скороговорки с выражением. - Прочитайте с таким подтекстом: так ей и надо, что проворонила! - А теперь с таким выражением (показываю улыбающееся личико) - А может вам жалко? - Кого? - Прочитайте так, чтобы было видно, что вам жалко ворону! - Прочитайте так чтобы, было видно, что вам жалко воронёнка. - Прочитайте с таким выражением (показываю плачущее личико) - Выбираем лучшего чтеца. - А зачем читать выразительно, мучения, наверное, какие? - Какой жанр произведений ещё относится к устному народному творчеству? (Сказки) - Читаем произведения, которые принесли на урок вполголоса. Конкурс «Лучший комментатор телевидения». Покажите нам телепередачу, а то у нас в лесу телевизоров нет. (Учащиеся по желанию читают выразительно отрывки произведений, сидя за макетом телевизора. Другие дети говорят название сказки.) - Читающий - комментатор. А я вас всех превращаю в сыщиков. Ищите названия сказок. 2. Повторение пройденного. - Продолжаем играть в сыщиков. Я прошлась по сказкам. Хотела по всем, но меня не пустили, потому что из сказок, в которых я побывала, исчезли некоторые герои и предметы. Догадались, почему? - А где они у меня? - Сейчас достану их из своей ступы. (Достаю по одному предмету) - Из каких сказок персонажи? Жалко расставаться с ними, но если вы угадаете персонаж и название сказки, придётся их вернуть обратно в сказку. Я их заколдовала, превратив в игрушки, чтобы они мне не причиняли беспокойства. «Колобок» - колобок «Зимовье зверей» - медведь (игрушка) «Гуси-лебеди» - яблоко, стакан молока, пирожок «Крошечка-хаврошечка» - ковровая дорожка, полотенце «Курочка ряба» - «золотое» яичко «Теремок» - теремок
3. Проверка домашнего задания. - А как все эти сказки можно объединить? ( Русские народные сказки ) - А к теме нашего урока как это относится? - Решим кроссворд.


1. Ж А Р - П Т И Ц А

2. Е Л Е Н А






3. Б Е Р Е Н Д Е Й

4. И В А Н









5. К У С М А Н


6. Н Я Н Ю Ш К И





7. В О Л К










8. А Ф Р О Н



  1. Кто воровал золотые яблоки?
  2. Имя дочери царя Долмата?
  3. Как звали отца Ивана?
  4. Главный герой сказки «Иван-царевич ».
  5. Владелец коня златогривого.
  6. Кто сопровождал Елену, когда она гуляла по саду?
  7. Кто спас Ивана?
  8. Имя владельца жар-птицы.
- Молодцы! А кого похвалит жюри?
4. Физкультминутка.
III. ВВЕДЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА - Решили кроссворд. Прочитайте выделенное слово.(Алёнушка) - Ни за что не отгадаете, почему это слово появилось? (Будем изучать сказку) - И на доске открываю название этой темы.
1. Работа над сказкой. Расширение угла зрения. ВЫ 1 СОКО ДА 2 ЛЁКО ШЁЛ 3 КОВА ОДИНЁ 4 ШЕНЬКИ ЖАЛОБ 5 НЁХОНЬКО
Словарная работа. Купец Водицы испить Проведал Поди замуж Хоромы Наряжу в злато-серебро Оборотилась Все было ведомо Ключевая вода Не распознал - Почему эти слова так необычно звучат? (Устаревшие ) - Да, вы так сейчас уже не говорите, но почему-то многие ребятишки объяснили значение непонятных слов. ( Это наш родной русский язык) Чтение сказки. - Я читаю сказку, следите за мной с карандашом в руках, вдруг ещё какие-то слова покажутся вам непонятными. (сказку читает учитель). Объяснение непонятных слов. Беседа о прочитанном. - Это произведение относится к нашей теме «Устное народное творчество»? - В теме же сказано «Устное». Доказывайте, почему? Особенности: 1) зачин, концовка; 2) слова и выражения, характерные для сказки; 3) магическое число 3. Где? 4) добро побеждает зло. - На слово не верю, всё подтверждаем примерами из сказки. - Кому понравилась сказка? Чем? - Главные герои? Понравились? - Кто больше всего? Почему?
Чтение цепочкой и озаглавливание частей. План
  1. Отец с матерью умерли.
  2. Иванушка стал козленочком.
  3. Аленушка вышла замуж.
  4. Ведьма погубила Алёнушку.
  5. Ведьма хочет зарезать козленочка.
  6. Алёнушка ожила.

Ответы на вопросы. - Кто главная героиня сказки? ( Алёнушка) - Кто же ещё? ( Иванушка) - А Иванушка, каким был? Откуда видно, что маленький? - За кого вышла замуж Алёнушка? - Каким был купец? Откуда это видно? - Как вы хорошо отвечаете, почему? - Как вы думаете, взрослая ли была Алёнушка? - Докажите (на работу; замуж). Почему говорят «Алёнушка»? Она взрослая, а всё Алёнушка? - Опишите ее: внешний вид, характер. - Вы такой её себе представляете? (Картина Васнецова «Алёнушка») - Чем Алёнушка на картине не похожа на вашу Алёнушку? В чём её сходство? - Как жилось Алёнушке у купца? Почему? - Где она жила? В хоромах. Опишите (Похоже? рисунок ) - В Алёнушке русский народ воплотил образ всех русских бедных девушек работящих, хороших. За ее доброту судьба наградила - вышла за богатого человека, но, оказывается, главное, не богатство, а чтобы муж был хороший человек. И все-таки опять беда свалилась на голову нашей Алёнушки. - Кто отрицательный герой? Почему? - Ведьма. Почему она захотела сгубить Алёнушку? - Но можно сказать, что все-таки Алёнушка была счастлива? - Попробуйте поразмышлять, как теперь будет жить Алёнушка и её родные.
7. Работа над выразительностью. Прочитать выразительно слова Иванушки.
IV. ИТОГ УРОКА - С чем познакомились? - Почему сказка? - Какую бы роль вы хотели сыграть? (Алёнушки - больше всех она мне понравилась. Иванушки - мне его больше жалко, даже больше, чем Алёнушку. Он маленький и беззащитный. Купца - он добрый, большой и похож на моего папу.) - Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок (А.С.Пушкин). 8 слайд - Какой урок извлекли? - Какую оценку за урок каждый поставит себе? Обоснуйте, кто хочет, свой ответ. - А теперь я оценю вашу работу на уроке.
Домашнее задание.

© 2010-2022