Статья по теме: «Виды работ по развитию речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья по теме: « Виды работ по развитию речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка».

« Учитель обязан дать такие упражнения , которые возбуждают мысль ребёнка и вызывают желание выразить эту мысль в слове». (К.Д. Ушинский)

Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь - основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения.

В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Измерение во всех областях жизни происходит с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того что бы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою непосредственность. Гуманное отношение к ребенку. Уважение, доверие - атмосфера успеха!

Считаю, что успех работы учителя во многом зависит от постоянной работы над собой. Самообразование педагога неотъемлемая составляющая достижения высоких результатов в обучении школьников, поэтому стремлюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень.

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело. Приведу некоторые из эффективных методов и приемов развития речи, используемые в моей работе.

Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся.

Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль. Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Над уточнением словаря веду работу постоянно, на всех занятиях. Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по развитию навыка вникать в смысл слова. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом, Для уточнения смысла слова эффективны такие всем известные задания, как назвать от какого слова образовались данные слова, подбор проверочных и однокоренных слов. Такие упражнения заставляют вникать в смысл слова, а также вырабатывать орфографический навык. Активный словарь у детей невелик. Однако и этот небольшой запас слов многие не всегда умеют использовать в своей речи. Поэтому передо мной стоят задачи

  1. Расширить детский словарь

  2. пассивный словарь сделать активным

  3. обогатить речь ученика образными словами и выражениями

Провожу разнообразную работу над словами (проговаривание, выделение орфограмм, расстановка ударений, значение слова, запись по слогам, для переноса, составление словосочетаний, предложений). Составление рассказов, словарные диктанты, разнообразные игры, скороговорки. Такой тренажер, как игра- ассоциация «Словесная цепочка», развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас. Написание мини- сочинений, придумывание конца сказки, разнообразные задания с текстом, составление «синквэйна», позволяют учить детей мыслить творчески, нешаблонно. Работу над устной речью интересно проводить в парах, в форме интервью, с задаванием вопросов друг другу и учителю.

Такие формы работы активизируют познавательную активность, внимание, способствуют развитию речи.

Учитель начальных классов сш № 23 : Селезнёва Зоя Петровна

© 2010-2022