Подробное изложение с языковым анализом текста по рассказу Н. Сладкова «Осенняя елочка»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подробное изложение с языковым анализом текста
по рассказу Н. Сладкова «Осенняя елочка» Цель: формировать умения учащихся определять тип текста, его тему и части, подбирать заголовок к тексту и передавать содержание с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце. 1. Определение темы и задач урока. 2. Чтение текста. Ответы на вопросы: какую картину представили, читая текст? А какой представили елочку? О чем рассказывается в тексте? Какие слова помогли вам представить елочку и деревья как живые существа? В каком значении (прямом или переносном) использованы эти слова? Какие подарки дарили елочке деревья? Подберите такой заголовок к тексту, чтобы он отражал тему текста. (Осенние подарки для елочки. Осенние подарки.) Определите тип текста: описание или повествование? 3. Анализ содержания каждой части. Языковой анализ. Подбор заголовка (можно использовать заголовки, данные в заданиях к упражнению). 1) Чтение первой части, определение ее темы. Вопросы: почему автор называет деревце не елка, а елочка? Какие глаголы он использует, говоря о елочке? Что означает словосочетание появилась на свет? Почему елочке пришлось раздвинуть листья и травинки? А чему елочка удивилась? Что означает словосочетание роняли листву? Подберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Елочка появилась на свет осенью.) 2) Чтение второй части, определение ее темы. Вопросы: с какого предложения начинается вторая часть и почему? Какие подарки дарили елочке деревья? Какого цвета были листья-подарки осины, клена, ивы и с чем сравнивает их автор? (Учитель может сделать на доске аппликационно-меловой рисунок деревьев с настоящими листьями ивы, осины, клена.) Каких листьев-подарков на елочке было больше? Какое слово помогло вам ответить на вопрос? (Засыпает.) Какие глаголы использует автор, чтобы не повторялось слово дарит? Выберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Каждую осень деревья дарят елочке подарки.) 3) Чтение третьей части, определение ее темы. Вопросы: приятно ли было елочке получать подарки? Как автор сказал об этом? Какая елочка была в день своего рождения? Что означает слово нарядная? Какие слова вам хотелось бы использовать в изложении этой части? (Обращается внимание на построение последнего предложения.) Какое предложение будет заголовком для этой части? (И стоит елочка счастливая.) 4. Обсуждение структуры изложения, фрагментов частей текста и работа над трудными словами. (Запись на доске слов : первая часть - роняли, листву; вторая часть - дарит, китайские фонарики, роняет, оранжевые, засыпает, золотые). 5. Написание изложения и его проверка.



© 2010-2022