Конспект по русскому языку на тему Написание слов с разделительным твердым знаком ( 2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Тема: Разделительный твердый знак (урок русского языка во 2-м классе) Цели урока: 1. Закреплять знания о написании слов с разделительными ъ и ь знаками. 2.Развивать орфографическую зоркость, самоконтроль, умение правильно писать слова с разделительными ъ и ь знаками, умение работать в паре, в группе, умение работать с информацией, систематизировать знания, выделять сущность объектов, интерес к предмету и позитивное отношение к изучению русского языка, ставить перед собой цель, умение достигать цели с помощью различных видов деятельности, умение слушать и понимать других, 3.Формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Формирование УУД: Познавательные УУД: 1.Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 2.Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 3 Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 4.Формируем умение работать с учебником 5.Формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1. Формируем умение слушать и понимать других; 2.Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами 3.Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4. Формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1.Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2.Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3.Фформируем умение прогнозировать 4.Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1. Формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2.Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3. Формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 4.Развиваем умение оценивать свою деятельность.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки, таблица «Разделительный твердый знак»

Ход урока


I. Организационный момент

  1. Психологический настрой

Громко прозвенел звонок,
начинается урок.

Слушаем, запоминаем,
ни минуты не теряем.

Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок - к нам пришли гости. Повернитесь к ним, пожалуйста, лицом и улыбнитесь, чтобы у вас и у наших гостей поднялось настроение. Спасибо. Начнем работу. Присаживайтесь.


  1. Мотивация учебной деятельности

- Что пригодится для успешной работы на уроке?

девиз « С малой удачи начинается большой успех»


  1. Составление плана работы

проверка д\з

чистописание

словарная работа

тренировочные упражнения

повторение

итог

Самооценка


II. Актуализация опорных знаний

  1. Проверка домашнего задания

- Перед какими буквами пишется разделительный Ь? (е, ё, ю, я, и);

- В какой части слова пишется разделительный Ь? (В корне)

Самооценка


  1. Работа в тетради

записывают дату


  1. Словарно - орфографическая работа

Воробьи, сороки, друзья, деревья, жильё.

- Поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.

- Составьте предложение из этих слов.

Наши друзья воробьи и сороки строят жильё на деревьях.

Самооценка


  1. Минутка чистописания

Прочитайте слова на доске: печка, отъезд, теплица, поезд.

- Назовите букву, которая не обозначает звука.

- Пишем в тетрадях: показы ъ ъъ ъъъ ъъъъ .

съ отъ ъя ъе ъё ъю

- взаимопроверка

Самооценка

"Это интересно! Из истории языка" В IX веке Кириллом и Мефодием был создан первый славянский алфавит на основе греческого письма. Этот алфавит был в употреблении до начала 18 - го века и лёг в основу современного русского алфавита. В славянской азбуке было 43 буквы. Среди них - Ь и Ъ знаки (графически они не отличались от современных Ь и Ъ), но назывались по - другому: Ъ - ер Ь - ерь. До 1917-1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ. Тогда весь народ наш был разделён на писавших с «ером» и без «ера» на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы. Букву «ер» называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом. В современном русском алфавите буквы ЕР и ЕРЬ выглядят так же, как в славянской азбуке несколько веков назад. Называться они стали по - другому.

III. Формулирование учащимися темы и цели урока

Выведение темы и сообщение целей урока.

Было сели, стало съели.

Догадаться вы сумели

Почему случилось так?

Кто виновник? Твердый знак!

- Послушайте стихотворение внимательно, и скажите, что сегодня на уроке будем изучать?

- Кто скажет, какая тема нашего урока? (Написание слов с разделительным твердым знаком.)

- Чем отличается слово сели от съели? (значением)

- Какую работу выполняет разделительный ъ?

- В каких словах пишется ъ?

- Где в словах пишется ъ?

- Как отличить разделительные ь и ъ?

IV. Усвоение новых знаний


  1. Наблюдение

На доске слова


- Ребята, нам передали записку из 2 «А». У них беда: что-то в их предложении неправильно. Давайте прочитаем их предложение.

Кот сел целую банку сметаны.

- Где у них ошибка? В каком слове что-то не так? (Находят слово)

Мы все безошибочно можем написать это слово правильно? Почему? (Нет, не можем. Не знаем правило написания ъ знака)


  1. Работа в группе

ВЫЕЗД

ОТЪЕЗД

ПЕРЕЕЗД

ПОДЪЕЗД

Разберите слова по составу.

ГРУППА 1 - Сравните приставки в словах первой и второй столбика. На какую букву оканчиваются приставки: гласную или согласную? После каких приставок пишется разделительный твердый знак? Что показывает нам твердый знак?

- Это первый секрет Ъ.

ГРУППА 2

- Для того, чтобы узнать второй секрет Ъ, то есть перед какими буквами он пишется - выполните задание.

- Спишите и подчеркните буквы, перед какими пишется Ъ.

ОТЪЕХАЛ

ПОДЪЁМ

ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ

ОБЪЯВЛЕНИЕ Твердый знак занимается подсказками, если в слове есть приставка, которая оканчивается на согласную, то перед буквами Е, Ё, Ю, Я спрятан [ й ].

А еще Ъ встречается в иностранных словах типа: инъекция, объект. В остальных случаях пишется Ь.

ГРУППА 3

- Как переносит слова с ъ знаком?

Объ - ехал, отъ-езд, подъём-ный, разъ-яснить

Самооценка


  1. Работа с учебником:

Чтение правила в учебнике (самостоятельно). Стр.134

- А почему Ъ называется разделительным?

- С какой буквой он имеет много общего?

Теперь мы можем помочь 2 « А»

Кот сел целую банку сметаны.

Физкультминутка

ь - прыжки на месте

ъ - хлопки

V. Обобщение и систематизация знаний

  1. Самостоятельная работа

VI. Контроль и самоконтроль знаний

1. После какой части слова пишется Ъ?

а) после приставок,

б) после корня.

2. После каких приставок пишется Ъ?

а) после приставок, которые оканчиваются на согласную букву,

б) после приставок, которые оканчиваются на гласную букву.

3. Перед какими буквами пишется Ъ?

а) а, я, ё, е,

б) ю, я, е, ё,

в) о, ё, ю, у.

Ключ: 1а, 2а, 3б.

VII. Рефлексия

Домашнее задание.

стр.135 упр. 209



© 2010-2022