Материалы к уроку окружающего мира 3 класс по теме Африканская степь-саванна система Занкова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Данные об учителе: Абашева Татьяна Михайловна, МБОУ «СОШ №17», город Воткинск, вторая категория, запрашиваемая категория первая Предмет: окружающий мир Класс 3 Учебник (УМК): система Занкова Тема урока: Природные зоны Африки. Африканские степи - саванны. Тип урока: изучение нового материала Оборудование: экран, проектор, ноутбук, учебник Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков Окружающий мир, 3 класс, 2012 г., карточки для повторения, карточки для изучения нового материала, презентация, иллюстрации животных, контурная карта Африки. Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: Учащиеся владеют • регулятивными УУД:

  • формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
  • преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);
• познавательными УУД:
  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);
У некоторых учащихся не сформированы • коммуникативные УУД:
  • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

• личностные УУД:
  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Цели урока, как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.



Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения Предметные УУД

- способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка
1 уровень: узнавать (опознавать, различать, классифицировать) ранее полученную информацию при повторном ее предъявлении; воспроизводить своими словами понятия, правила,; выполнять действия по образцу. 2 уровень: уметь без подсказки, по памяти воспроизводить информацию и применять ее для решения типовых задач, действуя по известному алгоритму. 3 уровень: уметь преобразовывать знания и приспосабливать их к новой ситуации.

Метапредметные Познавательные УУД - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей 1 уровень: понимать значение слов, терминов и других знаков, используемых в тексте и устной речи. 2 уровень - совместные(в паре), выполняемые под руководством учителя действия учащихся
Регулятивные УУД - содействовать развитию умений ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью 3 уровень - самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий 3 уровень - самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний Коммуникативные УУД - развивать способность строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре) 1 уровень - высказывать свою точку зрения по инициативе учителя Личностные

- содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
2 уровень - выполнение учебного действия с использованием опорных слов



Этап урока, время этапа Задачи этапа Методы, приемы обучения Формы учебного взаимодействия Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность ученика Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия Самоопределение к деятельности, 1 мин. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне Беседа, диалог, создание ситуации занимательности Фронтальная

Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

- Ребята, урок - это мгновение, мне очень хочется, чтобы за это мгновение вы успели сделать как можно больше разных открытий, получить множество знаний. Тихонько садитесь.










Настраиваются на учебную деятельность,


Познавательные УУД: слушать, извлекая нужную информацию. Личностные УУД:

Положительное отношение к познавательной деятельности. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации10 мин. Мотивировать учащихся на изучение темы «Природные зоны Африки. Африканские степи-саванны». Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.

Вызвать познавательный интерес к проблеме.
Беседа, создание проблемной ситуации. Фронтальная, работа в паре, индивидуальная - Один исследователь, вернувшись из очередного путешествия, написал: «Я побывал на втором по величине континенте мира. Это - страна контрастов. Меня поразило здесь разнообразие флоры и фауны, многие представители мира животных и растений встречаются исключительно на этом материке.» -Как вы думаете, где побывал путешественник? -Верно, и мы с вами тоже продолжаем путешествовать по этому интересному и загадочному материку. Перед вами карта, какую информацию об Африке мы можем рассказать с её помощью? - Первая остановка в путешествии по Африке у вас была в зоне влажных экваториальных лесов. Пожалуйста, заполните информацию об этой зоне, работая в группе, если есть затруднения, можно пользоваться учебником.












Ответить на вопрос Выслушать учеников, оценить подготовку ребят.




Заполнить информацию о влажных экваториальных лесах в группе






Слушают информацию и отвечают на вопрос.



- В Африке
Два подготовленных ученика рассказывают о географическом положении Африки, после рассказа задают вопросы классу.

Слушают и оценивают

Отвечают на вопросы.

Работа в группе по заполнению информации, отвечают на вопросы, оценивают работу в группе. Познавательные УУД:

слушать, извлекая нужную информацию; понимать информацию, Коммуникативные УУД: строить устные высказывания, вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками Личностные УУД: развивать интеллектуальное и логическое мышление учащихся; способность к самооценке своих действий. Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Предметные УУД: воспроизводить знания о географическом положении Африки Постановка учебной задачи 2 мин. Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. Организовать самостоятельное формулирование целей урока. Беседа, диалог Фронтальная

Подводит к постановке цели и задач урока.

- Сегодня мы с вами продолжаем исследовать Африку. Попробуйте предположить, в какой зоне мы сегодня сделаем остановку. («Иногда эту зону называют дикой, первобытной равниной. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди растений встречаются редкие деревья. Т.к. места богаты растительной пищей, там много крупных травоядных животных. Можно увидеть огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго…»)


Назвать тему и цель урока














Называют цели урока: изучить особенности новой природной зоны, узнать о растительном и животном мире саванны.





Африканская степь-саванна Личностные УУД: желание приобретать новые знания. Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; формулировать собственные мысли, задавать вопросы. Находить информацию в учебнике. Регулятивные УУД: Осознавать возникающие трудности и пути их преодоления. Совместное исследование проблемы и открытие детьми новых знаний 6 мин. Включение «открытия» в систему знаний. Беседа, диалог, работа в группе
Фронтальная, индивидуальная, работа в группе

- Прошу вас открыть учебники на стр. 37, прочитаем статью о саванне.







-Каковы ваши первые впечатления от прочитанного? Есть ли какие-то сходства с зоной экваториальных лесов?


Записать название зоны в информационную карточку. Хорошо читающие дети читают, остальные следят по учебнику.

- Много различных животных, это, пожалуй, самое большое сходство.



Записывают в таблицу

















Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания; способность к самооценке своих действий. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников. Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу; понимать информацию, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делать обобщения, выводы.
Физкультминутка 2 мин.

Игровой прием Фронтальная

Приглашает подготовленного ученика.

Создает ситуацию успеха. Организует фронтальную работу.


Выполнить физические упражнения под музыку из к/ф «Красная Шапочка» песня про Африку.

Выполняют физические упражнения Личностные УУД: Стремление поддерживать состояние своего здоровья Регулятивные УУД: Осознавать возникающие трудности и пути их преодоления. Совместное исследование проблемы и открытие детьми новых знаний 6 мин. Включение «открытия» в систему знаний. Беседа, диалог, работа в группе
Фронтальная, индивидуальная, работа в группе -Чтобы приступить к более детальному изучению данной природной зоны, предлагаю разделиться на группы: 1 группа - учёные 2 группа - картографы 3 группа - метеорологи 4 группа - ботаники 5 группа - зоологи 6 группа - турфирма.
-Пожалуйста, получите задания (Приложение) -В ходе работы, не забывайте о правилах работы в группе, строго выполняйте задания полученных вами инструкций. Если вы заблудились на местности, подайте сигнал SOS мне.

(работают в группах). Проговорить информацию, прочитанную в учебнике, в группе по очереди, начиная со слов: «Я узнал, что…» Поделиться информацией, полученной из учебника.
Проговаривают по очереди в группе информацию, начиная со слов: «Я узнал, что…» Рассказывают, что нового они узнали из учебника
Коммуникативные УУД: Вступать в учебный диалог с учителем; формулировать собственные мысли. Предметные УУД: формирование представления о природной зоне

Этап закрепления и применения полученных знаний. 10 мин
Осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей (познавательные)

Работа с карточками, иллюстрациями, беседа, диалог, работа по группам Фронтальная, разноуровневая парная, групповая работа

Организует работу в группах на карточках.

-План выступлений вы видите на доске, запомните, пожалуйста, кто за кем выступает. Право выступить первыми получает группа учёных

Право выступить получают картографы.

- Следующие у нас метеорологи. Мы готовы вас выслушать.

Приглашаю ботаников.


Приглашаю зоологов.

В ходе выступлений учащихся делает обобщения ответов и, если необходимо, вносит исправления.

-Проверьте, так ли у вас получилось? Найти в словаре Ожегова, учебнике значения слов «степь», «саванны», «африканская саванна»

Назвать особенности климата саванн.

Изучить учебник и рассказать одноклассникам о растительном мире саванны

Проверить заполненные карточки.

Изучить учебник и рассказать одноклассникам о животном мире саванны

Сверить таблицу природной зоны саванн

Слушают информацию, заполняют карточки, оценивают работу группы.




Сверяют свои карточки с таблицей на доске, дополняют.

Предметные УУД:

Изучить словарь Ожегова, статью в учебнике;

Изучить карту природных зон Африки;

Знать растительный и животный мир саванны, особенности климата.

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме;

- слушать и слышать друг друга.

Познавательные УУД:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД:

Желание приобрести новые знания, осознание себя как индивидуальности и одновременно, как члена общества;
Рефлексивно-оценочный этап 7 мин Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели урока Беседа, диалог. Фронтальная, в парах -Ну, и последними перед нами выступят турагенты. Туристы (присутствующие учителя) сидят перед вами, убедите их, что им обязательно надо посетить африканские саванны.










Спасибо, агенты. Мы обязательно к вам обратимся. Да, ребята?
Наш урок подошёл к концу, сделайте выводы по уроку с помощью предложений. - Сначала мы рассуждали … - Потом мы … - Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)… - Мы увидели …, - Значит… - Теперь мы будем… Кто желает выступить?



Слушать одноклассников, оценивать.








Проговаривают, что нового узнали, чему научились и что ещё нужно доработать. Господа! Добро пожаловать в турагенство «Мираж», вашему вниманию горячие путёвки в зону африканских саванн. «…Но вот поглядите, какая-то птица Всё ближе и ближе по воздуху мчится. На птице, глядите, сидит Айболит И шляпою машет и громко кричит: «ДА здравствует милая Африка…» Так писал об Африке К.И.Чуковский. Только здесь вы сможете увидеть огромное количество животных: обезьян, львов, гепардов, зебр, жирафов, трубкозуба. Вы попробуете собственноручно «обнять» баобаб. Сфотографируетесь вблизи водопада Виктория. Спешите!!! Не забудьте взять в дорогу удобную одежду, фотоаппарат или видеокамеру. Проконсультируйтесь у доктора, все ли профилактические прививки вам сделаны. Только «Мираж» сделает ваш отдых незабываемым.


Оценивают свою работу на уроке


Высказываются Личностные УУД: Желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы. Регулятивные УУД: Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные УУД: Понимать информацию, представленную в учебнике, диске, карточках Коммуникативные УУД: Формулировать собственные мысли. Домашнее задание 1 мин Умение работать с дневником.
Беседа Фронтальная

Объясняет выполнение домашнего задания

- Пользуясь вашими информационными карточками, составьте рассказ о саванне, также можно использовать дополнительную литературу. Спасибо за урок.

Слушают и задают вопросы по домашнему заданию

Предметные УУД: -подготовить пересказ, найти дополнительную литературу



© 2010-2022