Открытый урок по русскому языку в 3 классе «В» Тема: «Суффикс. Образование новых слов с помощью суффикса»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



КГУ «Комплекс Белоусовская начальная школа - детский сад»



















Открытый урок по русскому языку в 3 классе «В»

Тема: «Суффикс. Образование новых слов с помощью суффикса».













Выполнила: учитель начальных классов

Антонова Мария Алексеевна



















п. Белоусовка, 2014-2015 учебный год

Урок: Русский язык

Тема: «Суффикс. Образование новых слов с помощью суффикса».

Цели: - Формировать понятие о суффиксе, как о значимой части слова.

- Учить образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов

-Развивать каллиграфический навык письма, орфографическую зоркость, познавательные способности учащихся, обогащать словарный запас.

-Воспитывать бережное отношение к природе, взаимопомощь, взаимовыручку.

Тип урока: Изучение нового материала.

Класс: 3 «В»

Наглядность: Гость урока «Панда», конверт с заданиями, бамбуковые брошки - сюрприз, карточки, тест.













Ход урока.

1.Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

- Сегодня к нам на урок пришли гости и есть гость урока, который принёс нам новую тему. Мы узнаем кто это, если вы отгадаете мою загадку. Тогда будет понятно, кто принёс нам тему сегодняшнего урока.

Носит чёрные «очки»,

И под них жилетку,

И живёт тот зверь в лесах,

Что в бамбук одеты! (Панда)

- Да, верно, ребята, это панда. Посмотрите он пришёл не с пустыми руками. У него бамбуковая веточка, а на ней конверт. Там наверно новая тема и задания. Это мы узнаем позже, пусть пока наш гость освоиться, а мы проверим домашнее задание.

2.Проверка домашнего задания.

-Что было задано на дом? (ответы учащихся.)

Наступает осень. Пожелтели берёзы, покраснели осины. Ветер уносит последние листья. Небо покрылось тяжёлыми облаками. Птицы улетают на юг. Приготовились к отлёту лебеди и утки. Снова будем ждать, когда они прилетят. (дети называют приставки и подчёркнутые предлоги.) Молодцы!

-У всех так? Хорошо, сдали тетради на первую парту. (раздаю тетради)

3.Актуализация ЗУН. Фронтальный опрос.

-Что называют окончанием? Пример

- Что такое нулевое окончание? Приведите примеры.

- Часть изменяемого слова без окончания, в ней заключено лексическое значение слова. Это? (основа слова.)

- Что называют корнем слова? Пример.

- Какие слова называются однокоренными или родственными? Пример.

- Какие слова не будут называться однокоренными?

- Это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Это? Как пишутся приставки?

-Хорошо, какие вы молодцы! Всё с вами повторили.

4.Сообщение темы и целей урока. Подготовка к восприятию нового материала.

Пальчиковая гимнастика.

-Оформление тетради, запись числа, классная работа.

-Панда приготовил для нас загадку, отгадав её мы узнаем тему нашего урока и ту букву которую будем прописывать на минутке чистописания.

-Запомните, первая буква в отгадке обозначает согласный глухой твёрдый звук

После корня он стоит

Перед окончанием.

Если я его сменю

Другое слово получу.

Обозначаю уголком

Называю «СУФФИКСОМ»

-Хорошо, молодцы, отгадали. Да это суффикс. Какую букву будем с вами прописывать на минутке чистописания? Букву С.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

На доску вывешиваю таблицу с суффиксами различными.

- Молодцы, садитесь.

Знакомство с новым словом секрет. Отгадаем кроссворд и узнаем новое слово.

По горизонтали:

1.Возле мусорного бака

Усмотрела кость (собака).

2.Там, где солнцем всё прогрето,

По пескам его маршрут.

Два горба на нём, а где-то

Одногорбый есть (верблюд).

3. Стоит копна:

Впереди вилы, сзади метла (корова).

4.Кто альбом раскрасит наш?

Ну конечно…(карандаш).

5.Любит мёд и ест малину,

Но ревёт, сутуля спину, Может волка одолеть

Коль рассердится (медведь).

6.Чтобы было, где писать

В школе нам нужна (тетрадь).

- Какие слова лишние и почему вы так считаете?

-Верно, ребята, молодцы!

- Объясните лексическое значение слова

1. То, что держится в тайне, скрывается от других.

2. Тайный способ. Секреты производства. Знать с. приготовления чего-н.

3. Скрытая причина В чём с. её неувядающей красоты?

4. Потайное устройство в механизме. Замок с ~ом.

II. СЕКРЕ́Т, -а, м. Военный наблюдательный сторожевой пост, сторожевой патруль. Назначить бойцов в с. Выставить с.

III. СЕКРЕ́Т, Вещество, вырабатываемое и выделяемое железистыми клетками С. щитовидной железы.

1. - К какой части речи относится слово? Докажите.

- От слова секрет образуйте однокоренные слова. Запишем.

(секретный, секретик)

- К какой части речи относятся получившиеся слова?

- Скажите, как называется общая часть родственных слов?

- Давайте составим предложение и запишем его.

Я храню секрет. Разбор синтаксический.

-Хорошо, молодцы!

5.Изучение нового материала.

- Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе.

-Какая это часть слова(значимая, изменяющаяся)

После чего стоит? После корня.

Перед чем стоит? Перед окончанием.

Для чего служит? Для образования новых слов.

Теперь полностью повторить кто сможет это правило? Хорошо, молодец!

Работа по учебнику. Откройте учебник на стр.46 и проверим правильно ли мы сформулировали правило? Читай вслух Эля. Верное правило получилось у нас? Да. Панда доволен, что вы справились.

Дополнительный материал.

-Сейчас вам наши ребята расскажут маленькие сказки о суффиксе. Слушаем. У доски: Алина, Ерсултан, Кирилл.

Алина рассказывает сказку о суффиксах: -ик, -ишк, -ищ, -щик.
Жили-были суффиксы -ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. -Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. -Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано - дом.
Домик - писал - Ик. Домище - писал -Ищ. Домишко написал - Ишк. Но тут они призадумались. На следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут они позвали на помощь суффикс -Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт.
- Тортик! - закричал -Ик.
- Тортишко, - промолвил - Ишк.
- Тортище - сказал - Ищ.
- Тортильщик, - произнес -Щик и все засмеялись, потому что это было неправильно.
Ерсултан рассказывает историю о суффиксе -Чик.
Давным-давно жили на свете слова. Но они были совсем не такими, как теперь. Отличались эти слова особой твердостью, решительностью и не позволяли себе никаких нежностей. Это были ключи, колокола, огурцы и так далее. Но вот появился суффикс - Чик. Он был такой ласковый и добрый, что все слова, к которым он подходил, сразу же становились такими, как и он сам.
У суффикса- Чик была еще одна очень важная особенность: он умел уменьшать слова. Вместо огромного ключа получался маленький ключик. Даже большой зеленый огурец превращался в изящный огурчик. Прошли десятки лет и суффикс - Чик приобрел большой опыт. Он стал не только уменьшать слова, но и образовывать слова, обозначающие профессии. Из корня лет - Чик образовал слово летчик, из слова груз - грузчик. Сейчас суффикс - Чик уже не молодой. Но он по-прежнему хорошо работает и верно служит людям.
Кирилл рассказывает историю о суффиксе - Ёр.
Жил-был суффикс - Ёр, и работал он в театре. Был он мастер на все руки. Когда надевал черный фрак, то превращался в важного дирижера. Был он и ловким жонглером. Ему подчинялись мячи, гири, обручи. Благодаря прекрасной памяти он запоминал все роли в спектакле. И был то актером, то суфлером. А когда он вставал на место билетера, то всех детей в театр пропускал бесплатно. Вот какой суффикс - Ёр.

Физминутка с использованием ИКТ. Панда приготовил для нас физминутку, давайте разомнёмся. Встали все около парт красиво и повторяем вместе с пандой.

- Хорошо, тихонечко все сели.

- А сейчас поработаем в парах, стр.47, упр.133. Читаем задание,1ученик. Приступаем записываем в тетрадь упражнение и выполняем.

6.Первичная проверка знаний.

Самостоятельная работа. Панда приготовил для вас тест. Если вы справитесь правильно, то у вас получится слово.

Текст по теме: «Суффикс»

  1. Суффикс - это

О - часть речи,

М - часть слова.

  1. Суффикс служит

М - для связи слов в предложении,

О - для образования новых слов.

  1. Суффикс стоит

О - перед корнем,

Л - после корня.

  1. Суффикс - это

О - изменяемая часть слова,

М - неизменяемая часть слова.

  1. Чтобы найти суффикс в слове надо:

О - изменить форму слова,

Д - подобрать однокоренные слова.

  1. В каких из этих слов есть суффикс:

О - книга,

Е - книжный,

Ц - книжечка.

- Какое слово у вас получилось? Хорошо, молодцы!

Закрепление. (Резерв)

Работа в группах.На карточке разно уровневые задания.

1 уровень

Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.

Столик - гвоздик, сынок - ____________ ,

диванчик - ______________ , учитель - ___________ ,

маленький - ___________ , осенний - ___________ ,

медвежонок - ____________, стульчик - ___________,

котище - ___________ .

2 уровень

Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник, дома, бежит, сынок, берёзовый, снега, снежки, заморозки, ходит.

3 уровень

Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.

Сладенький, вкусненький, тортик.

Бежала, смотрели, писала.

Пленник, мостик, странник

Каменщик, бурильщик, учитель.

Проверка.

- Кто выбрал задание первой группы? (Обсуждение, объяснение)

- Кто выбрал задание второй группы? (Обсуждение, объяснение)

- Кто выбрал задание третьей группы? (Обсуждение, объяснение)

7.Д/з. стр.46-47 уч. правило, упр.134. Инструктаж д/з.

8.Подведение итога урока, оценивание, рефлексия.

- Что нового узнали на уроке?

-Чему учились на уроке?

- Что было для вас сегодня самым интересным? Неинтересным?

-Что понравилось больше всего? Меньше всего?

-Теперь встаньте те, кто считает, что он сегодня поработал на 5, на 4, на 3.

-Молодцы, хорошо! Ведь наш гость Панда рад, что вы поняли хорошо тему и за то, что вы работали хорошо, он хочет отблагодарить вас. Он дарит вам бамбуковую брошь на счастье! И нашим гостям тоже дарит бамбуковую брошь за то, что они посетили наш урок, спасибо!





Самоанализ урока.

1.Урок: Русский язык.

2. Тема: «Суффикс. Образование новых слов с помощью суффикса».

3.Цели. Образовательные.

-- Формировать понятие о суффиксе, как о значимой части слова.

- Учить образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов.

Развивающие:

-Развивать каллиграфический навык письма, орфографическую зоркость, познавательные способности учащихся, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

-Воспитывать бережное отношение к природе, взаимопомощь, взаимовыручку.

4.Место урока в системе: 1.

5.Тип урока: Изучение нового материала.

6.Характеристика класса: По списку 14 учащихся, по справке 3 учащихся: Борисов Артём, Жолканова Анель, Петруненко Елена. Присутствовало на уроке 11 учащихся, отсутствовали трое учащихся по болезни : Балашенко Лилианна, Белотелов Данил, Механошин Никита.

7. Все этапы урока выдержаны, урок построен методически верна и соответствует структуре урока. Совершался плавный переход от одного этапа к другому.

Этапы: 1.Организационный момент.

2.Прверка домашнего задания.

3. Актуализация ЗУН.

4. Сообщение темы и целей урока. Подготовка к восприятию нового материала.

5. Изучение нового материала.

6. Первичная проверка знаний. Закрепление.

7.Инструктаж домашнего задания.

8.Подведение итога урока, оценивание, рефлексия.

Объяснение нового материала проводилось на основе ранее полученных знаний учащихся, материал доступно излагался учащимся и соответствовал возрастным особенностям.

8.На уроке были использованы такие методы, как: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный-словесный, частично поисковый.

9. Использовала такие формы работы, как: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

10.Использовались технологии: обучение в сотрудничестве, индивидуально-дифференцированный подход, поддержке доверия.

11.Использовались средства: учебник, карточки, иллюстрации, слово учителя, мел, магниты, доска, сюрприз-бамбуковая брошь.

12.Приёмы активизации познавательной деятельности: сравнение, обобщение, анализ, занимательный материал: загадки, кроссворд, словесное стимулирование.

Осуществлялась меж предметная связь с познанием мира. Материалом урока хорошо владела, временные рамки выдержаны. Была проведена физминутка с использованием ИКТ. Забыла провести пальчиковую гимнастику, допустила ошибку в тесте, и дети мало работали самостоятельно.











1 уровень

Выдели суффикс. Придумай слово с таким же суффиксом.

Столик - гвоздик, сынок - ____________ ,

диванчик - ______________ , учитель - ___________ ,

маленький - ___________ , осенний - ___________ ,

медвежонок - ____________, стульчик - ___________,

котище - ___________ .

2 уровень

Найди слова, в которых есть суффикс. Суффикс выдели.

Выходной, лесник, дома, бежит, сынок, берёзовый, снега, снежки, заморозки, ходит.

3 уровень

Подчеркни лишнее слово. Выдели суффикс.

Сладенький, вкусненький, тортик.

Бежала, смотрели, писала.

Пленник, мостик, странник

Каменщик, бурильщик, учитель.













© 2010-2022