Рабочая программа ОПК и КТП 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДЕНО


Приказом №_____

от «_____»_________________2015г.


Директор МОУ Рогачевской средней

общеобразовательной школы

____________________М.А.Курачева

Рабочая программа учебного предмета

«Основы православной культуры»

для 2 класса

на 2015 - 2016 учебный год



составитель

Юрьева В.В. - учитель русского языка и

литературы высшей квалификационной категории





2015 г.

Пояснительная записка


  1. Нормативные документы

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.; не противоречит Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. № 125-Ф 3( ст.3, п.1; ст.4, п.2); «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ»; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения ( 2009 г.), основной образовательной программе основного общего и среднего общего образования МОУ Рогачевской средней общеобразовательной школы (для 1-11 классов ) на основании авторской программы Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012. Данная рабочая программа составлена без внесения изменений в авторскую программу составителя.


  1. Общая характеристика учебного предмета

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Анализ ситуации в России за последние годы показал:

-нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности к общему, коллективному, соборному (в православном понимании) идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма;

-в результате этого усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это может привести к нравственной деградации общества.

Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде. Это ставит перед государством неотложную задачу социально-педагогической коррекции и реабилитации юных членов российского общества.

Таким образом, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Все эти проблемы и привели к разработке программы « Основы православной культуры в начальной школе », которая рассчитана на 4 года обучения в начальной школе.

Программа включает содержательные элементы учебного предмета с учетом возрастных особенностей школьников. Содержание программы выстроено на основе содержательных концентров: материал каждого нового года обучения повторяет и углубляет изученное, открывая школьникам новую грань мира православной культуры. В рамках единой темы программы «Православная культура и жизнь человека» в ней выделены интегративные темы каждого года обучения.


  1. Цель программы:

В соответствии с ведущими целями общеобразовательной школы, определяемыми Законом РФ «Об образовании» и обозначенными в «Примерном содержании образования по предмету «Православная культура», программой определяются следующие задачи обучения и воспитания:

-передача современным школьникам знаний в области православной культурной традиции России как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности;

-воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями (милосердия, терпимости, дружелюбия и др.), осознающих нравственные нормы и необходимость их осуществления в своем поведении по отношению к каждому человеку.

- формирование базовой культуры личности школьника;

2 год обучения. Христианская радость. Счастье.

На 2-ом году обучения школьники начинают знакомиться с христианским православным пониманием духовности как основы православной культуры. Содержание программы 2-го года ориентировано на формирование духовно-нравственной культуры личности школьников, обращено к человеку «внутреннему».

Православное понимание духовности раскрывается через понятие «христианская радость» как состояние, характеризующее человека духовного.

Материал программы организован на основе дидактических принципов, способствующих раскрытию православной культуры в соответствии с возможностями современных школьников. Это следующие принципы:

  1. Принцип обучения в атмосфере предмета. Создание увлеченности предметом.

  2. Принцип личностно-ценностного соответствия. Создание эмоционально-ценностного отношения к объектам православной культуры. Отобран привлекательный и доступный по возрасту материал.

  3. Принцип содержательных обобщений предполагает такую организацию материала, при которой учащиеся получают возможность постепенного, длительного эмоционального «вживания» в учебный материал.

На 2-м году обучения нужно обеспечить преемственность усвоения детьми понятий православной культуры. Понимание понятия «красота», как явления духовной значимости ( Бог-Любовь-Красота), было начато с первых уроков первого года обучения. Умение видеть и понимать красоту и целесообразность окружающего мира не дано человеку от рождения. Однако душа ребёнка способна воспринять отражение духовной красоты в красоте окружающего мира при условии развития нравственных и эстетических чувств.

Слово «радость» является ключевым в темах 2-го года обучения. Радость православной веры проявляет себя как радость встречи с Богом, радости песнопений, радости покаяния…Детям показывается христианский путь обретения христианской радости как путь крестный, требующий от христианина многих нелёгких трудов для приобретения христианских добродетелей, путь покаяния: «Боже, дай мне видеть свои прегрешения и не осуждать брата моего».

Также углубляются выделенные в программе первого года обучения направления. Расширяется объем изучения православной культуры. Вводятся новые рубрики: «Изучаем церковнославянскую азбуку», «Представление иконы».


  1. УМК:

Учебник. ШевченкоЛ.Л. Основы православной культуры.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,

2-й год обучения, в 2-х книгах. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, М. 2011 г.

Методическое пособие, содержащее программу по учебному предмету, тематическое планирование, планы и конспекты уроков. 2 год обучения. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, М. 2012 г.

Наглядное пособие «Иллюстрации» 2 год обучения. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, М. 2012 г.

Музыкальное пособие «Звуковая палитра». 2 год обучения М. 2012г.


  1. Цели и задачи учебного предмета

Задачи духовно-нравственного образования:

-формирование у школьников целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;

-воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями, осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своём поведении;

-передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.

Задачи эстетического образования:

-развитие эстетического восприятия и чувств на примере феноменов православной культуры;

-развитие художественных представлений и понятий о православной культуре;

-развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры;

-развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на основе образцов православного искусства.


  1. Ценностные ориентиры содержания обучения

Изучение отечественного историко-педагогического наследия ( К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. ), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе.

Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы об окружающем мире.

Постепенно ребенок может быть подведен к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Без знания родной культуры человек не может быть культурным.

Вводя своих учеников в радостный мир православной культуры, учитель идет путем ответственной педагогической работы: он учится любить своих учеников, стремится передать им тот свет любви и красоты, какой несет в себе православная культура. Решение поставленных задач может быть реализовано при условии увлечения школьников православной культурой.


  1. Определение умений и навыков в результате работы по программе.

Педагогическое решение предполагает создание системы выработки специфических (в соответствии со спецификой предмета и возрастными особенностями детей) навыков-умений.

Навык формируется повторением. На занятиях православной культуры у детей развиваются навыки и потребности общения с объектами православной культуры: с Библией - величайшим памятником мировой литературы, литературой о жизни святых, о православных традициях и ценностях, отраженных в произведениях искусства и в окружающей жизни (в православных праздниках, памятниках архитектуры, иконописи и т.д.) Для этого занятия с детьми рассматриваются как практические творческие.

Умения в области православной культуры предполагают творческое применение полученных знаний в повседневной жизни. Например, полученные знания о детстве преп. Сергия Радонежского, об отношениях в семьях других святых помогают ребенку не только увидеть примеры, но и становятся средством формирования системы отношений в семье(послушания старшим, почитания каждого члена своей семьи), умения выполнять свои обязанности по отношению к близким, товарищам и т.д.).


  1. Место предмета в учебном плане

В учебном плане МОУ Рогачевская средняя общеобразовательная школа на изучение предмета «Основы православной культуры» в

2 классе предусмотрен 1 недельный час ( 32-34 ч. ). В соответствии с Календарным учебным графиком школы на предмет «Основы православной культуры» в 2-х классах выделено - 35 часов.


  1. Планируемые результаты освоения

1. Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: (красота, радость, вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость.)

- Важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида)

- Общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим)

2. Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;

▪ оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;

▪ правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье;

▪ быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;

▪ уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать некоторые свои проблемы; ▪ демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);

▪ осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;

▪ осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;

▪ уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;

▪ терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;

▪ управлять страхом неудачи (получить двойку, замечание);

▪ действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;

▪ выглядеть опрятно и аккуратно;

▪ осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями своей Родины.

5.Технологии преподавания предмета


При организации учебного процесса на уроках «Основы православной культуры» используются следующие методы, приемы и технологии. В соответствии с системно-деятельностным подходом в обучении применяются такие формы, как групповая работа, работа с классом при объяснении, рефлексии и проверке усвоения материала. Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся с текстом учебника для поиска информации и её осмысления, творческой работе на уроке при выполнении рисунка, поделки. Для того, чтобы снять психологическое напряжение после уроков и увлечь детей учебным материалом, применяются элементы активных методов обучения (АМО). На уроках активно применяются наглядный материал, произведения разных видов искусства, в том числе и кинемотографии и мультипликации. В завершении изучения каждой темы предмета «Основы православной культуры» учащимся предлагается выполнение исследовательских проектов, викторины, проведение праздников. Формы организации учебного процесса: - индивидуальные; - групповые; - коллективная; - индивидуально-групповые. Основные типы учебных занятий: - комбинированный урок; - уроки-проекты; - уроки-праздники; - уроки-экскурсии. Педагогические технологии: - проектного обучения; - организации исследовательской деятельности; - технология проблемного обучения; - развития критического мышления; - личностно - ориентированное обучение

Виды деятельности учителя и ученика на уроке:

чтение, беседа, рисование и раскрашивание, пение, ритмические движения, игры, сочинение сказок и рассказов, рассматривание иллюстраций, уроки на природе, экскурсии, проведение праздников, создание поделок, лепка, слушание музыки, слушание рассказа учителя, обсуждение и размышление.


  1. Содержание программы

2 год обучения

Христианская радость. Счастье. Тема 1. Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях (православный храм-православная икона-православный праздник). О христианской радости. Красота и радость в окружающем мире. Что мы видим вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная. Библейская история о нарушении человеком правил жизни, данных Богом. Искажение красоты в мире. Исчезновение радости. Грех. Христиане о проявлении искажения красоты в человеке и в окружающем мире. Поэтическая история славянской азбуки. Её создатели. Слово, письмо, их цель и религиозный смысл. Значение славянских букв, отражающих их религиозный смысл. Красота церковнославянских буквиц. Почему христиане на Руси радовались, получив славянскую азбуку? Радость православных праздников. Рождество Пресвятой Богородицы. Где и как празднуют православные праздники? Как христиане понимали слова: благодать, благочестие, честность, лицемерие? Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Духовная радость. Изображение. Украшение. Постройка. Храм - хранитель памяти. Что может отражать красота рукотворная? Как православные мастера изображали красоту мира Небесного?О душе человека. Как создавались произведения православного искусства? Каждый ли мастер может создать красивое произведение? Молитвенная подготовка православного мастера. Дионисий. Ферапонтов монастырь. Соловецкий монастырь. Дмитриевский собор во Владимире. О чем рассказывают их стены? Радость в каменных узорах. Радостный мир православной иконы. В чем радость православной иконы? О чем рассказывают иконы? Икона и картина. Лик. Лицо. Образ. История первой иконы. Спас нерукотворный. Чудотворные иконы. Икона и благодать. Икона и благодать. Поэтическое описание иконы. Что в иконе самое главное? Как научиться понимать, о чем рассказывают иконы? сюжет, символика, дидактический смысл, духовное содержание. Какими качествами должен обладать иконописец? Икона: «О Тебе радуется». Содержание и духовный смысл. О Царствии Небесном. Христиане размышляют о мире Горнем: Божия сила; Премудрость Божия. Какими силами укреплялся православный мастер? Скорби и торжество в православной иконе. Воздвиженье Крест» Господи я. История обретения святыни. Символ Креста. Его смысл. Крестная Жертва. Христианское пони- мание Искупления: от чего Бог искупил человека? Тема 2. Православная культура в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни православного христианина.(8 часов) Какие праздники празднуют православные христиане? Покров Пресвятой Богородицы. Чудеса. Радостные гимны преподобного Романа Сладкопевца. Радость доброделания. Добродетели. Библейская история рассказывает об образе Божием в человеке. Почему человек утратил радость? Как восстановить радость в душе человека? Отражение христианской радости в произведениях православной культуры: духовной музыке, поэзии, иконописи. Акафист Божией Матери. О чем ж вех поется? Ведущий рефрен акафиста «Радуйтесь». Чему радовались христиане? Библейские истории о том, какими законами Бог сохранял красоту мира? Вавилон. Неопалимая купина. Синайское законодательство. Христиане размышляют о том, почему человек не может самостоятельно сохранить красоту в себе и в окружающем мире? И кто ему может помочь в этом? Почему христиане забывали о Божиих законах? Кто напоминал им о правилах жизни, данных Богом? Как православные христиане почитали святых? Тропари - песни, прославляющие Бога и святых. Царь и пророк Давид. Кто такой пророк? Когда к человеку возвращается радость? Как ее обрести? Псалтирь. Псалмы царя Давида. О чем пел царь Давид? Каким был пророк? Радость праздника «Введение во храм Пресвятой Богородицы». Что в нем радостного? Чему радовались христиане в этот праздник? Что могла увидеть в храме Пресвятая Отроковица Мария? Скиния. Иерусалимский храм. Что мы видим в православном храме? Внешний вид и внутреннее устройство православного храма. Иконостас. Алтарь. Где размещается церковный хор? Радость в традициях христианской жизни. В чем большая радость для христианина: получать подарки или дарить? Божий дар (как об этом рассказывается в произведениях русской литературы). Тема 3.Радость православной веры.(10 часов) Праздник Рождество Христово. Ветхозаветные пророчества о Христе. Каким был пророк? Пророки: Исайя, Даниил, Аггей, Захария, Малахия, Иона. Пророки и мученики. К кому обращались за помощью три отрока: Анания, Азария и Мисаил? Кто спас от смерти пророка Даниила? Чему радовались пророки? К чему стремились в своей жизни? Христиане - создатели православной культуры. Почему на Рождество украшают елку? Пророчество Исайи. Красота и радость в иконах Рождества Христова. Иконопись. Сюжет, иконописный канон. Два мира в иконе: земной и Небесный. Радость встречи. Праздник Сретения в православном храме. Церковное богослужение. Божественная Литургия. Как христиане размышляли о встрече человека с Богом: когда он может приблизиться к Богу? Покаяние. Радость. Радостное пророчество. Иоанн Креститель. Почему было предсказано, что «многие о рождении его возрадуются»? Какие качества Иоанна Крестителя являлись примером для христиан? Христиане размышляют, для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель. Как восстановить первозданную красоту человека? Мытарь и фарисей. Добродетель смирения. Грех гордыни. Древо добродетелей. Жития святых рассказывают о радости прославления Творца тварью: животные как меньшие братья человека. Пророк Даниил. Преподобный Герасим и лев Иордан. Преподобный Серафим Саровский. Преподобный Сергий Радонежский. Раскрытие духовной красоты святого в духовных песнопениях. «Дивен Бог во святых Своих» (Псалом 67 стих 36). Отражение христианской радости в духовной музыке. Христиане размышляют о том, как сохранить красивый Божий мир. « Небеса поведают славу Божию». Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей: «блаженство -счастье». Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Боже- ственная благодать. Радость послушания. Дети и родители. Ной и его сыновья: Сим, Хам, Иафет. Радость и несчастье. Любовь как исполнение закона Божиего. «Небесное веселье». Христианские мученики. Во имя чего терпели, чему радовались 40 мучеников севастийских? Мученические венцы. Кого христиане называли умным? Радости православной веры. Великий Пост. Крестопоклонная неделя. Почему хрис- тиане называли это время « веселое время поста» ? В чем они видели радость? Можно ли радоваться, отказывая себе в чем-либо? Преподобномученик Андрей Критский. Великий покаянный канон. Что такое покаяние? Тема 4 О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?(8 часов) Какими качествами души обладали православные мастера? Радость благовестия спасения. Предвестие Великого праздника. Праздник «Вход Господень в Иерусалим». Воля Божия и воля человека. Праздничные песнопения. Светские и церковные композиторы. Искупление. Радость праведных. Царствие Небесное. Притча о зерне горчичном. Чему радовались праведные? Радости жизни современного человека. «Праздник праздников и торжество торжеств» - Воскресение Христово. Радость дара. Чудеса в жизни людей. Вера. Доверие. Благодарение. Защита веры - защита христианской радости о Господе. Святые люди. Благочестивые и неблагочестивые люди. Честь. Неблагодарность. Верность. Радостная весть в мире. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Чему радовался апостол Андрей Первозванный? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он - христианин? Праведники. Равноапостольные. Какими средствами выражается христианская радость в православной культуре?

Библиография, дидактический и наглядный материал. Библиография: 1.Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2008. 2.ШевченкоЛ.Л. Основы православной культуры: Методическое пособие для учителя. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества,2010. Дидактический и наглядный материал: 1.Музыкальное пособие «Звуковая палитра». 2.Наглядное пособие «Иллюстрации». Список иллюстраций (Входят в состав Учебно-методического комплекта).

1 полугодие Тема 1: «Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях(православный храм-православная икона-православный праздник).

Урок 1. Красота и радость в жизни людей.

  1. Седе Адам. Фреска. Ярославль.

  2. КД.Фридрих. Пейзаж.

Урок 2. Буквица славянская. История азбуки.

    1. Святые равноапостольные Кирилл и Мифодий. Икона Болгария

  1. Буквица заглавная «Аз» (по рукописям 12-16 вв)

  2. Буквица заглавная «Буки» (по рукописям 12-16 вв)

Урок 3. Праздники-радости сентября: рождество пресвятой Богородицы.

Рождество Пресвятой Богородицы.Икона

Рождество Пресвятой Богородицы.Икона

Пресвятая отроковица Мария и святая праведная Анна. Греческая икона.

Пресвятая отроковица Мария и святыеправедные Иоаким и Анна. Греческая икона.

Урок 4. Православный храм - дом Божий.

  1. Дмитриевский собор. Город Владимир. 12 век.

  2. Фасадная скульптура, каменная резьба.воин. лев. Ярославль

  3. Соловецкий монастырь 15 век

  4. Ферапонтов Богородице-Рождественский монастырь 15-17 век

  5. Дионисий. Богоматерь с младенцем. Фрагмент фрески. Собор Рождества Богородицы.

Урок 5. О чем рассказывают иконы

  1. Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. 15 век.

  2. Спас нерукотворный. Икона. Никольская церковь села Новое. Ярославской области. 14 век.

  3. В.и.суриков. Нерукотворный образ.

  4. Богоматерь ярославская. Икона 16 век.

Урок 6.Радостный мир православной иконы.

  1. О тебе радуется. икона

Урок 7. Скорби и торжество в православной иконе.

  1. Воздвижение Креста Господнего. Икона.

  2. Святые равноапостольные Константин и Елена. Греческая икона.

Тема 2. «Православная икона в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни христианина».

Урок 1. Праздники-радости октября: покров Пресвятой Богородицы

  1. Покров пресвятой Богородицы.греческая икона

  2. Покров Пресвятой Богородицы. Икона. 15 век

  3. Дионисий. Покров Богоматери.фреска.Рождественский собор Ферапонтова Богородице-Рождественского монастыря. 15 век.

Урок 2. Радостные гимны Романа сладкотерпца

Богоматерь «Всех скорбящих радость» (с грошиками)Икона 19 век

  1. Похвала Богоматери с Акафистом в 24-х клеймах. Икона. 1550-1560гг

Урок 3. Какими законами Бог сохранял красоту мира.

  1. Вавилонская башня. Фреска. Ярославль.

  2. Неопалимая купина. Фреска. Ярославль.

Урок 4. Синайское законодательство.

  1. Моисей. Фреска. Ярославль.

  2. Пророк Моисей и пророк Давид.

Урок 5. История царя Давида. Псалтирь.

  1. Пророк Давид. Икона.

  2. Царь и пророк Давид, играющий на псалтири.

  3. В.М.Васнецов. Витязь на распутье.

Урок 6. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

  1. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Икона. Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. 15 век.

Урок 7-8. Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? Что мы видим в православном храме?

  1. Скиния.

  2. В.И.Суриков. Изгнание торгующих из храма.

  3. М.Н.Воробьев. Внутренний вид храма в Иерусалиме. 1821 год.

  4. Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. 1425-1427 год

  5. Духовская церковь Троице-Сергиевой Лавры. 1476 год. Иконостас. 1866г.

  6. Церковь Преподобного Сергия в Троице-Сергиевой Лавре. Царские врата. Иконостас.

  7. Церковь Смоленской иконы Божьей Матери в Троице-Сергиевой Лавре. Царские врата Иконостас.

  8. Иконостас. Фрагмент.

2 полугодие

Тема 3. «Радость Православной веры».

Урок 1. Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово.

  1. Пророки. Икона.

  2. Пророк Иона. Фреска.

  3. Отроки Азария, Анания, Мисаил в огненной печи. Икона.

Урок 2. Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона.

  1. Рождество Христово. Икона. Новгород. 15 век.

  2. Рождество Христово. Икона. Новгород. 16 век.

  3. Рождество Христово. Икона. Москва. 17 век.

  4. Рождество Христово. Икона. Настенная роспись в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря. 1904 год.

Урок 3. Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме.

  1. Н.Г.Чернецов. Вид Вифлиема с Иерусалимской горы. 1863 г.

  2. Н.Г.Чернецов. Вид Вифлиема с Елеонской горы. 1863 г.

  3. В.И.Отмар. Сретение Господне.

  4. Сретение Господне. Икона.

Урок 4. Иоанн Креститель. «И многие о рождении его обрадуются».

  1. Иоанн Креститель. Икона

  2. А.А.Иванов. Явление Христа народу.

Урок 5. Для чего Бог пришел к людям? Христос Спаситель.

  1. Христос и книжники. Икона.

  2. В.И.Отмар. Христос в храме.

  3. Мытарь и фарисей. Икона.

Урок 6. Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека.

  1. «Всякое дыхание да хвалит Господа».Икона.

  2. Пророк Даниил во рву со львами.Икона.

  3. Преподобный Герасим. Икона.

  4. Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя. Икона.

  5. М.В.Нестеров. Юность Преподобного Сергия Радонежского.

Урок 7. Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь.

  1. Нагорная проповедь. Фреска.

  2. Море Галилейское. Гора Блаженств.

  3. Евангелисты Матвей и Иоанн.Иконы.

  4. Евангелисты Лука и Марк. Икона.

Урок 8. Радость послушания. Дети и родители.

  1. Авраам и Исаак. Фреска.

  2. Авраам. Фреска.

Тема 9. «Небесное веселье». Христианские мученики.

  1. 40 мучеников севастийскаих. Икона. Новгород. Около 1500 года.

Урок 10. Радости православной веры.

Тема 4. «О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?»

Урок 1. О чем рассказывают создатели православной культуры?

  1. Используются иллюстрации прошлых уроков.

Урок 2. Благовестие спасения.

  1. Воскрешение Лазаря. Икона.

  2. Святой Лазарь. Греческая икона.

  3. Святые Лазарь, Марфа и Мария. Греческая икона.

  4. Вход Господень в Иерусалим. Икона.

Урок 3. Воля Божия и воля человеческая.

  1. Тайная вечеря. Омовение ног. Моление о Чаше. Предательство Иуды. Иконы.

  2. Омовение ног. Икона.

  3. Н.Г.Чернецов. В Гефсиманском саду.

  4. Ф.А.Бруни. Моление о Чаше.

Урок 4. Радость праведных.

  1. Притча о царствии небесном. Евангелие апракос. 1693 год.

  2. В.М.Васнецов. Голгофа. Фрагмент.

  3. Бичевание Христа. Поругание Христа. Ведение к Кресту. Восхождение на Крест. Икона.

  4. Снятие с Креста. Икона.

  5. Пресвятая Богородица. Греческая икона. Фрагмент.

  6. В.М.Васнецов. Радость праведных о Господе. Фрагмент.

Урок 5. Праздник праздников. Торжество торжеств.

  1. Сошествие во ад. Икона.

  2. Чудо насыщения пятью хлебами и двумя рыбами. Евангелие апракос. 1693 год.

  3. Чудо умножения хлебов. Евангелие апракос. 1693 год.

Урок 6. Защита веры. Святые люди.

  1. Н.Г.Чернецов. Призвание первых апостолов.

  2. Н.П.Шаховский. Послание на проповедь. Эскиз мозаики храма Воскресения Христова. (Спас-на-Крови).

  3. Сошествие Святого Духа. Икона.

  4. Святой апостол Андрей Первозванный. Икона.

  5. Христос посылает апостолов на проповедь. Евангелие апракос. 1693 год.

Урок 7. Доброта и милосердие христианина.

  1. Милосердный самарянин. Евангелие апракос. 1693 год.

Урок 8. Какой он, христианин?

  1. «Хвалите имя Господне». Икона.

  2. Спас в силах. Икона.

Задания для проверки.

Рождество Христово. Евангелие апракос. 1693 год.

Сотворение мира. Благовещение. Распятие. Схождение во ад. Евангелие апракос. 1693 год.

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Евангелие апракос. 1693 год.

Сретение Господа Бога нашего Иисуса Христа. Евангелие апракос. 1693 год.

Материал для творческих работ. Буквицы заставные. Из рукописи книг Древней Руси. Церковнославянская азбука.


Тематическое планирование. Общая тема 2 класса: «Христианская радость. Счастье».


№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях(православный храм-православная икона-православный праздник).

9

2

Православная икона в жизни людей. Творец как радость и смысл жизни христианина.

8

3

Радость Православной веры

9

4

О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?

10

ИТОГО

35

11. Календарно - тематическое планирование по курсу «Основы православной культуры» в 2 классе

на 35 часов ( 1 недельных часов по учебному плану)

на 2015-2016 учебный год

№ п/п

№ в разделе

Тема урока

Дата 2А

Дата 2 Б

план

факт

план

факт

Тема 1. Радостный мир православной культуры. Красота и радость в творениях(православный храм-православная икона-православный праздник).




1

1

Красота и радость в жизни людей.

01.09


01.09

2

2

Буквица славянская. История славянской азбуки..

08.09


08.09

3

3

Праздники -радости сентября: Рождество Пресвятой Богородицы.

15.09


15.09

4

4

Православный храм-дом Божий.

22.09


22.09

5

5

О чём рассказывают иконы.

29.09


29.09

6

6

Радостный мир православной иконы.

06.10


06.10

7

7

Скорби и торжество в православной иконе.

13.10


13.10

8

8

История обретения святыни. Символ креста.

20.10


20.10

9

9

Праздники-радости октября: Покров Пресвятой Богородицы.

03.11


03.11

Тема 2. Православная икона в жизни людей.

Творец как радость и смысл жизни христианина».




10

1

Радостные гимны Романа Сладкопевца.

10.11


10.11

11

2

Какими законами Бог сохранял красоту мира.

17.11


17.11

12

3

Синайское законодательство.

24.12


24.12

13

4

История царя Давида. Псалтирь

01.12


01.12

14

5

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

08.12


08.12

15

6

Что могла увидеть в храме Пресвятая Дева Мария? Что мы видим в православном храме?

15.12


15.12

16

7

Я иду в храм. Экскурсия в храм.

22.12


22.12

17

8

Ветхозаветные пророчества о Христе. Рождество Христово.

29.12


29.12

Тема 3. Радость Православной веры




18

1

Красота и радость в иконах «Рождество Христово». Как разговаривает икона?

12.01


12.01

19

2

Радость встречи. Праздник Сретения Господня в православном храме.

19.01


19.01

20

3

Иоанн Креститель. «И многие о рождении его возрадуются».

26.01


26.01

21

4

Для чего бог пришел к людям? Христос Спаситель.

02.02


02.02

22

5

Прославление Творца тварью: животные как меньшие братья человека.

09.02


09.02

23

6

Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь.

17.02


17.02

24

7

Радость послушания. Дети и родители.

01.03


01.03

25

8

«Небесное веселье». Христианские мученики.

15.03


15.03

26

9

Радости православной веры.

29.03


29.03

Тема 4. О чем рассказывают создатели православной культуры (иконописец, зодчий, поэт, певчий)?




27

1

О чем рассказывают создатели православной культуры? .

05.04


05.04

28

2

Благовестие спасения.

12.04


12.04

29

3

Воля Божия и воля человеческая.

19.04


19.04

30

4

Радость праведных.

26.04


26.04

31

5

Праздник праздников. Торжество торжеств.

03.05


03.05

32

6

Защита веры. Святые люди.

10.05


10.05

33

7

Доброта и милосердие христианина. Какой он, христианин?

07.05


07.05

34

8

Чудеса в жизни людей. Вера. Доверие Благодарение.

24.05


24.05

35

9

Викторина «В чем радость православной веры?»

31.05


31.05

Итого:

35ч.


35ч.

12.Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения:

1

Авторская программа: Шевченко Л.Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012г.

2

Учебник: Учебник. ШевченкоЛ.Л. Основы православной культуры.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2010 г..

2-й год обучения, в 2-х книгах. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, М. 2011г.

Методическое пособие, содержащее программу по учебному предмету, тематическое планирование, планы и конспекты уроков. 2 год обучения. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, М. 2011 г.

Наглядное пособие «Иллюстрации» 2 год обучения. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, М. 2011 г.

Музыкальное пособие «Звуковая палитра». 2 год обучения. М. 2011г.

3

1.Азбука православного воспитания. - М. 1997.

2. Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. 10-20 веков/ сост. С.С. Бычков.-М., 1992.

3. Основы православной культуры. Для детей дошкольного возраста\ сост. О.К.Харитонов, под ред. Протоиерея Виктора Дорофеева.-М.2002.

4. Шевченко Л.Л. Мир детства: педагогика взаимодействия./ М. 1998.

5. Я иду на урок в православную школу. Основы православной культуры. -М., 2001 г.

6. Энциклопедия православной культуры.

4 Электронные ресурсы: 1.Сайт «Основы православной культуры» создан на основе материалов газеты «Воскресная школа» изд дом «Первое сентября 1998-2002гг» vos.1september.ru/

2. Википедия ru.wikipedia.org

3. В Доме правительства. borodina.mrezha.ru

4. experiment-opk.pravolimp.ru›Материалы уроков

5. wiki.iteach.ru›Основы православной культуры

6. uchportal.ru›Методические разработки›Православной культуры

7. vitval2008.narod.ru›Перейти к содержанию сайта

8. iumc-dmitrov.ru›taxonomy/term/41

9. orthedu.ru›Основы православной культуры

10. kopilkaurokov.ru›ОРК›Уроки›Урок
11. youtube.com

12. my.mail.ru›mail/bavlen59/video/164

13. uchportal.ru›Методические разработки›Православной культуры
14. pedagog.dvseminary.ru›Учебно-методический центр›Методические разработки

15. openclass.ru›Открытый класс›143275

16. days.ru.

akafist.narod.ru/

17. blagovest.bel. ru/pages/biblio. Htm .

18enc.mail.ru/

19 encyklopedia.narod.ru/

20. history.rin.ru/

21 hrono.ru/

24. krugosvet.ru/

25. ortho -rus.ru/

26. orthodoxworld.ru/

27. pravoslavie.by/

28. pstbi.ru/

29. ru.wikipedia.org/

30. schelkovo -hramy.narod.ru/

31. school.edu.ru/

32. slovari.yandex.ru/

33. eroshka.ru

34. skaz.ru

35. radostmoya.ru

36. Диски СD, MP-3: «Библейские сюжеты в искусстве», « Русская классическая литература в свете Христовой правды», «Что такое православие», «Переславль -Залесский, Петербург, Москва, Сергиев Посад, Коломна »- экскурсии по городам России, «Житие Преподобного Сергия Радонежского», «День Поминовения»- монастырь на острове Валаам, «Азбука православия» -документальный видеофильм, сборник мультфильмов «Библейские истории», «Ангелочек», «Библейские притчи», «Осень детства», «Басни для зайцев» и др.

37. Презентации к урокам по темам.

5

Учебное и лабораторное оборудование:

1.Ноутбук

2.Мультимедийный проектор.

3. Экран.

4. Принтер.

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания школьного методического объединения учителей от 27.08.2015г. №1

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР _________________ И.В.Баранова

28.08. 2015г.

СОГЛАСОВАНО:

Протокол педагогического совета от 31.08.2015г. № 1


© 2010-2022