Доклад Технология продуктивного чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Доклад

на тему

«Продуктивное чтение

в начальной школе »



Куприна О. М.






В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на технологии формирования типа правильной читательской деятельности (ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ). Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Повторное чтение текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию текста.
Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Что такое диалог с автором? Это прием работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы). С точки зрения сформировавшегося читателя - это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение. Как учить детей вести диалог с автором? Способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно - у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания - все зависит от особенностей текста. При обучении диалогу с автором необходимо соблюдать такую последовательность действий.

1) Научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые.

2) Включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение).

3) Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме. Возникающие вопросы предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

4) Помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. Авторы технологии рекомендуют при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В - вопрос (найди, задай), О - ответ (ответь на этот вопрос), П - проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З - зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).

Диалог с автором используется при анализе не всех произведений. В учебники литературного чтения включено немало произведений, воздействующих в первую очередь на эмоции читателя, - здесь и без диалога все понятно. Не всегда уместен диалог и при чтении лирической зарисовки, миниатюры, приключенческого рассказа и т.д. Другое распространенное затруднение связано с нечетким пониманием того, что такое вопросы к автору. Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый характер. Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными: на выяснение причинно-следственных и других связей; на обоснование, аргументацию, доказательство; оценочные; формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста.

Что такое комментированное чтение? На этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора.

Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?

1. Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.

2. Однако, если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, их нужно вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания.

3. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию детей, делает ее более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, можно им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Если дети затрудняются, предложить им начало ответа, подсказать ответ интонацией.

4. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!

5. Комментируется текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что можно в любой момент прервать чтение ребенка. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего используются следующие способы: рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), включение воображения детей, сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно…»).

Эта технология направлена на формирование познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста.









Признаки урока традиционного и

урока продуктивного чтения.

Традиционный урок

Продуктивное чтение


  • До чтения. Учитель готовит к восприятию текста


  • Во время чтения. Учитель сам читает вслух новый текст, дети слушают.


  • После чтения. Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя


  • До чтения. Ученики прогнозируют содержание текста.


  • Во время чтения. Читаем и ведём диалог с автором: задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту.


  • После чтения. Беседуем и уточняем позицию автора.

Задания на уроках литературного чтения в 4 классе,

направленные на формирование правильной читательской деятельности.

Найди ошибки в тексте:

  • Старец Евгений, монах лет 30, обмакнул в стеклянную чернильницу хорошо отточенное гусиное перо. На чистом берестяном листе, отступив от края, как полагается, то есть соблюдая красную строку, он вывел яркими синими чернилами: «Я, раб Божий Евгений, переписчик книги греческой…» Евгений торопился: заказ должен быть выполнен за 3 дня. Он положил лист поближе к стеклу сохнуть на солнце. Скоро эту и другие переписанные его товарищами книги бойкий торговец продаст на базаре.

По первому предложению определи тему и смысл нравоучительного рассказа:


  • 1. Маленький Фёдор весьма не любил рано вставать.

Тема: о лени.

Смысл: рано вставать полезно и необходимо.

  • 2. Больше всего на свете маленький Петя боялся темноты.

Тема:

Смысл:

Впиши пропущенные слова, проверь себя.

  • Ночь была……………………., и сквозь ставни, неплотно затворявшиеся, ……………………… в комнату ……………………… луч луны.

  • Подумай, почему именно эти слова пропущены.

Назови писателя:


  • 1814 -1819гг. - учился в морском кадетском корпусе

  • 1817 г.- участвовал в плавании в Швецию и Данию

  • 1919 - 1824 гг. - служил на Черноморском флоте

  • 1824 - 1825 гг. - служил на Балтийском флоте

  • 1826 - 1829 гг. - учился на медицинском факультете

  • 1829 -1832 гг. - служил военным врачом

  • 1827 г. - в журнале напечатаны стихи

  • 1830 г. - напечатана повесть

  • 1832 г. - вышли в свет «Русские сказки казака Луганского»

  • 1832 - 1872 гг. - собирал «живые великорусские слова»

  • 1853 г. - вышел сборник «Пословицы русского народа»

  • 1863 - 1866 гг. - вышли 4 тома «Толкового словаря» (20 000 слов)

Прочитай информацию. Сосчитай, как часто издавались учебные книги К. Д. Ушинского. Сделай вывод.

Впервые «Детский мир» вышел в 1861 году, в 1901 году состоялось 39 издание этой книги. Успех же «Родного слова» был поистине поразителен: в 1892 году, через 25 лет после выхода в свет первого издания «Родного слова» , оно вышло в 99-й раз.

















Пример диалога с автором.


Текст

Вопросы

Выводы

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда Часто ли в семье ели сливы?

Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их.

Ваня большой? Ел ли сливы раньше? Нравились ли они ему? Сдерживает ли он себя?

И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть.

Чей голос ты слышишь? Кто мог сказать такие слова?

Он всё ходил мимо слив.

Знал ли Ваня, что брать без спросу нехорошо? Сдерживал ли себя?

Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Что помогало малышу удержаться раньше? Понял ли Ваня вкус сливы?

Перед обедом мать сочла сливы и видит - одной нет.

Проверь свой ответ на вопрос, часто ли в семье ели сливы?

Она сказала отцу.

Догадалась ли мать, кто взял сливу?

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?»

Знает ли отец, кто съел? А почему спрашивает всех? На что рассчитывает?

Все сказали: «Нет».

Догадались ли другие дети? Почему не выдали Ваню? Ка в этой семье относятся друг к другу?

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Почему покраснел Ваня? Почему сказал последним?

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь»

На кого рассчитаны слова отца? Почему он напрямую не обвиняет Ваню? Чего он ждёт?

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

Почему Ваня побледнел? Помогли ли близкие Ване признаться?

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Отчего все засмеялись? Почему плачет Ваня?


© 2010-2022