Конспект урока по русскому языку в 3 классе Личные местоимения

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Личные местоименияКонспект урока по русскому языку в 3 классе Личные местоименияКонспект урока по русскому языку в 3 классе Личные местоименияКонспект урока по русскому языку в 3 классе Личные местоименияКонспект урока по русскому языку в 3 классе Личные местоименияКонспект урока по русскому языку в 3б классе.

Тема урока. Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Цель урока:

  1. обобщить знания о местоимении;

  2. узнать, какова роль местоимений в тексте;

  3. рассмотреть, как связаны между собой существительные и местоимения;

  4. совершить открытия, узнать что-то новое, интересное.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Ум и сердце в работу вложи.

Каждой минутой своей дорожи!

Запись числа, классная работа.

  1. Минутка чистописания.

Что нам делать предстоит?

Вот вопрос какой стоит.

Чтоб ответ вам получить,

Надо ребус нам решить!

СЛАЙД «РЕБУС» 2

  • Что мы знаем о воде?

СЛАЙД №3

Вода -это сила,

Вода - это слабость,

Вода - это главная тайна для нас!

СЛАЙД №4

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но, когда я захочу,

Даже камень источу.

СЛАЙД №5

Вода - основа всей жизни на Земле. На нашей планете нет ни одного организма, в состав которого не входила вода. Воду и жизнь невозможно отделить друг от друга.

  • Итак, у нас минутка чистописания. Какую букву мы будем писать?

  • Какой звук обозначает эта буква? Дадим характеристику звуку.

  • Красиво, быстро и аккуратно, написали букву «В» и предложение.

Вода - основа всей жизни на Земле.

  1. Введение в тему урока.

  • Антуан де Сент- Экзюпери, французский писатель, это имя вам знакомо, почему? (на уроках литературного чтения мы читали отрывки из его сказки «Маленький принц»).

А вот в этом отрывке, писатель «оживляет» воду, обращается к ней, как бы разговаривает с ней. Прочитайте внимательно текст и скажите, что в нём не так, какой недостаток? (неоправданное повторение слова «вода»)

  • Как его исправить? (необходимо заменить его другими словами).

  • Давайте отредактируем.

  1. Работа в парах. Один ученик у доски.

  2. Проверка выполненной работы.

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаемся, не ведая, что ты такое. Не говори, что ты необходима для жизни, ты - сама жизнь. Ты - самое великое богатство в мире, но и самая требовательная, ты - самая чистая в лоне Земли».

Антуан де Сент-Экзюпери

  1. Объявление темы урока.

СЛАЙД №6

  • Какая часть речи заняла место имени существительного?

Давайте подумаем. Может, ответ нам слайде?

СЛАЙД №7 Выплывает местоимение!

  • Какие вы молодцы!

СЛАЙД №8

  • Итак, местоимение предлагает свои услуги по замещению любых имён. Попробуем сформулировать тему нашего урока.

«Понятие о местоимении.»

СЛАЙД №9.

  • Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна:

Я заменяю имена!

  • И ещё мы узнаем, какие бывают местоимения, познакомимся с личными местоимениями.

  • Какие цели мы поставим перед собой? (дети говорят о целях урока)

Цели урока:

  1. обобщить знания о местоимении;

  2. узнать, какова роль местоимений в тексте;

  3. рассмотреть, как связаны между собой существительные и местоимения;

  4. совершить открытия, узнать что-то новое, интересное.

СЛАЙД №10.

СЛАЙД №11.

  • А вот и наш Афанасий. И он считает, что без местоимений можно обойтись, невелика их роль. Вы согласны с ним? Попробуем выдвинуть свою гипотезу.

  • СЛАЙД №12.

Предположим, что местоимения необходимы в нашей речи. Попробуем это доказать.

  1. Выполнение упражнений. Самостоятельная работа. Делаем вывод

Своё исследование начнём с упр. 290 на стр. 56.

1вар. 1-4 пред.

2 вар. 5-8 пред.

  1. Проверка выполненной работы.

  • Слово «Я» называет героя или только указывает на него?

  • Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него.

Подтвердим своё заключение, прочитав правило на стр.55.

  1. Физкультминутка.

  2. Продолжим наше исследование. Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимения.

  • Отгадайте загадки.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

(Как видите, велика роль воды в жизни человека, об этом говорит и загадка)

  • Запишите отгадку. На какой вопрос отвечает слово «вода»?

Каким местоимением можно заменить? - ОНА. На какой вопрос отвечает слово «она». ЧТО?

  • Следующая загадка.

  • КТО из воды сухим выходит? ГУСЬ.

Запишите отгадку. На какой вопрос отвечает слово «гусь»?

Каким местоимением можно заменить? - ОН. На какой вопрос отвечает слово «он». КТО? ВЫВОД.

  1. Формулирование вывода.

  • Местоимения отвечают на те же вопросы, что и имя существительное, это относится к личным местоимениям. Это сходство.

  • А чем они отличаются? Существительные называют предметы, а местоимения только указывают на предметы. Это различие.

  • Можно обойтись только местоимениями, не используя имён существительных? НЕТ!

  • Какова же роль местоимений в речи? ОНИ заменяют сущ., чтобы не было повторов одних и тех же слов, они создают нам речевое удобство, они, как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. Местоимения - заместители имён.

  • Какие местоимения мы будем называть личными?

  1. Определение термина «личные местоимения» (сообщение ученика).

Слово «личные» означает грамматическую категорию лица. Есть местоимения 1, 2 и 3 лица.

  1. Выборочный диктант. Записать через запятую только местоимения.

Я лечу, лечу стрелой, только пыль взметаю.

Мы сегодня в лес пойдём за зелёной ёлкой.

Плещешь ты куда захочешь, ты морские камни точишь.

Весело промчались вы, детские года.

Добрый доктор Айболит, он под деревом сидит.

Что за яблоко! Оно соку спелого полно!

Срок пришёл. Плывёт она в пелене тумана.

В небо взлетают цветные огни,

Весть о победе разносят они.

  • Назовите местоимения, которые вы записали.

СЛАЙД №13.

  • Среди записанных местоимений назовите те, которые указывают на говорящего, говорящих. 1-е лицо: Я, МЫ.

  • Какие местоимения указывают на собеседника, собеседников? ТЫ, ВЫ: 2-е лицо.

  • Назовите местоимения, указывающие на тех, кто отсутствует в момент речи. ОН,ОНА, ОНО, ОНИ: 3-е лицо.

  • СЛАЙД №14.

  1. Помогите Афанасию!

  • Афанасий совсем запутался, никак не может расселить местоимения по домам. Местоимение Вы почему-то написано с большой буквы, вот Афанасий и задумался, в чём же дело? Оказывается, существует вежливо-почтительная форма обращения к старшему, уважаемому человеку. Вот тогда и пишут Вы с большой буквы.

  • МОЛОДЦЫ!

  1. Итог урока.

  • Ребята, мы с вами провели исследовательскую работу.

И в заключении составим проект « Что мы узнали о местоимении». Верна ли была наша гипотеза. Да, мы доказали, что местоимения нужны в речи.

Местоимение



Самостоятельная часть речи



Не называет предметы указывает на предметы

Местоимения-существительные

  1. Задание на дом. СЛАЙД №15.

  2. Самооценка урока. Понравился вам урок? Что особенно понравилось?

  3. Выставление оценок.

  • Вы сегодня хорошо работали, были настоящими исследователями.

  • За работу на уроке:

  • За работу в группах:

  • За активную работу:

  • За умение правильно выражать свои мысли, делать выводы, обобщения.

  1. Спасибо за урок! СЛАЙД №16.

7


© 2010-2022