Урок обучения грамоты 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Добро пожаловать, ь!»


Цель: 1) формировать навык обозначать мягкость предшествующего согласного с помощью мягкого знака; 2) дать представление о том, что мягкий знак, обозначая мягкость согласного, играет смыслоразличительную роль.

Оборудование: плакат « Добро пожаловать ь», лента букв, 3 картонных дерева, птицы. Сделанные из бумаги, карточки со словом «угольки» (у- голь-ки, уогль- ки, угол- ьки)



ХОД УРОКА

  1. Орг. момент. Псих-й настрой.

  1. Сообщение темы цели урока.

-Сегодня у нас урок- сказка. Вы будете учиться обозначать мягкость предшествующего согласного с помощью мягкого знака: узнаете, что от мягкого знака зависит смысл некоторых слов и что в слове с мягким знаком букв больше, чем звуков.

3. Повторение.

- Начинаем урок- сказку. Жили - были в стране «Русская грамматика» звуки - гласные и согласные. Гласные звуки умели петь. Давайте пропоём. А согласные? Они умели шелестеть, шептать, скрипеть, даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь. (произносятся согл. звуки)

Согласные хоть и шипели, свистели, ворчали, но дружно жили с гласными.

Характер у согласных звуков был разный: у одних твёрдый, потому что звучали твёрдо, у других- мягкий. Скажите, ребята , с какими гласными дружили твёрдые согласные? С какими дружили мягкие?

В стране «Грамматика» росли три волшебных дерева, на которые садились одни и те же птицы: на первое дерево садились птицы, в названиях которых были мягкие согласные, на второе дерево- птицы, в названиях которых были только твёрдые и мягкие согласные. Вот эти птицы: . (Дети «рассаживают» птиц на деревья и называют твёрдые и мягкие согласные)

  1. Какие гласные обозначают твёрдость согласных?

  1. Какие гласные обозначают мягкость согласных?

  1. Физминутка. Ребята, а за деревом кто- то спрятался? Кто же это?

Выскочили зайчики.(зайка беленький сидит…)

5. Работа над новой темой.

  1. буквы жили- не тужили. Потому что все дружили. И жила среди них одна была буква, похожая на половинку Ы , с которой никто не дружил. Она никому не нравилась. Кто знает, почему она никому не нравилась? (не обозначает звука) «что за буква?» - возмущались они.

  1. Вот эта буква. (показ Ь) Как называется?

  1. Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал - жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко. Как- то раз взялись буквы слова составлять. Это было их любимым занятием. Послушаем, что это за слова: Но они зашифрованы загадкой.


Без головы, а в шляпе,

Одна нога- и та без сапога.

Стали буквы составлять слово ГВОЗДЬ . ГВОЗД получается.

- что- то у нас не получается -говорили буквы- Звук Д в слове ГВОЗДЬ мягкий, а у нас твёрдый. Буква И говорит:»Встану я и обозначу мягкость буквы Д.»- и быстро пристроилась в конце. Что получилось? (ГВОЗДИ)

- Лучше я встану, - сказала буква Я.

  1. «Иди к нам Ь!» - позвали буквы.

Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец.

- Что получилось? ГВОЗДЬ

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь. О волшебной букве прочитаем в учебнике «Родное слово». (упр 2, стр 74, чтение правила)

6.Закрепление.

-Продолжаем сказку.

Однажды шёл по дорожке ежик и нашёл Ь. (работа с учебником. Упр 3. стр 74 «Родное слово).Добраться до домика ежику помогут следующие загадки:


А) Стройный и быстрый, б) Яичко в чашечке

Рога ветвисты. С дерева свалилось

Пасется весь день. И не разбилось. жёлудь

Кто же это?..олень

(дети пишут в прописях отгадки с комментированием, одновременно составляют схемы слов на наборном полотне)


В)Как назвать состояние человека , когда не хочется, неохота работать, когда любовь к безделью? лень

Г) Кто приходит, кто уходит-

Все её за ручку водят. дверь

Д) Спит или купается,

Но не разувается;

День и ночь на ножках

Красные сапожки. гусь

-Вот мы и помогли добраться ёжику до домика. Ребята, представьте себе, если бы ёжик не нашел Ь. Что было бы со словами? ( слова были бы неузнаваемыми, не имели смысла)

-Сколько букв и звуков в каждом слове?

- Что узнали нового о Ь ? (Ь не обозначает звука, придаёт словам смысл)

7. Физминутка. - Все ли вы по утрам делаете зарядку? Давайте её сделаем вместе.

1- подняться, потянуться

2- согнуться, разогнуться

3- в ладоши 3 хлопка

Головою 3 кивка

На 4- руки шире.

5 - руками помахать,

6- за парту тихо сесть.

8. Создание проблемной ситуации и разрешение ее с помощью самих уч- ся.

После того случая Ь стал дружить с разными буквами. Но вот однажды девочка стала писать слова в тетради. Дошло дело до «угольков». Слово не помещается что делать? Девочка разделила слово на слоги: у- голь- ки, и решила перенести уголь- ки. Ь забеспокоился, заволновался, не хотел расставаться с буквой «К» Стал просить: «Не разлучай с «К» , пожалуйста.

-А как по- другому?

  1. У- гольки,- попросил ь.

  1. Так нельзя, не по правилам.

  1. Тогда угол -ьки.

  1. Что ты? Что ты? Разве так можно? Ты совсем не знаешь правил переноса.

Так и пришлось ь расстаться со свей подружкой. Слово можно перенести только так: уголь- ки.

Задание: измените слова так, чтобы ь оказался в середине. (день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь)

9. Итог.

- Наша сказка подходит к концу. Итак. Ребята, можно ли обойтись без Ь ? прочитаем стихотворение (упр 1, стр 77)

Ь, мягкий знак

Без него никак нельзя

Вместо шесть - получим шест

Вместо есть - напишем ест

Станут пенками пеньки

Уголками угольки

Банка в баньку превратиться,

Вот что может получиться,

Если будем забывать

Мягкий знак в словах писать!











© 2010-2022