- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения «Старинная пословица недаром молвится». Знакомство с пословично-поговорным жанром (3 класс)
Урок литературного чтения «Старинная пословица недаром молвится». Знакомство с пословично-поговорным жанром (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Выблова Г.В. |
Дата | 03.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ «Добросельская ООШ», Выблова Галина Васильевна
Урок 1.
Тема урока. «Старинная пословица недаром молвится». Знакомство с пословично-поговорным жанром.
Цели и задачи урока.
-
Создать условия для знакомства детей с малым жанром, сообщения сведений об отличии пословиц и поговорок, их тематическом делении.
-
Содействовать развитию памяти, внимания, фантазии и устной речи школьников.
-
Прививать уважение к людям труда, трудолюбие, настойчивость в достижении цели.
Оборудование.
Для учителя: кисти, краски, баночка с водой, резинка и карандаш, альбомные листы.
Для учеников: подкладной лист, палитра, кисти, краски, баночка с водой, резинка и карандаш, альбомные листы.
Материалы к уроку.
-
Детские альбомы для раскрашивания с иллюстрациями народных пословиц, сборники фольклора для детей(пословицы и поговорки).
-
Репродукции картин с изображением труда людей в разных сферах.
-
Портрет В.И.Даля и его сборники пословиц.
План занятия
-
Сообщение темы занятия.
-
Знакомство с пословично-поговорным жанром.
-
Выбор пословицы для иллюстрирования. Обсуждение вариантов изображения. Выяснение требований к рисунку.
-
Постановка учебной задачи по изобразительному искусству.
-
Практическая работа школьников - выполнение набросков орудий труда.
-
Организация выставки. Анализ и обсуждение работ.
-
Задание на дом.
-
Итог урока.
Ход занятия
I. Оргмомент.
II. Сообщение темы урока.
-
Беседа о фольклоре.
- Почему тема этого раздела по чтению называется «Устное народное творчество»? Как по другому можно её назвать? Какие фольклорные произведения вы запомнили? Какие из них вам понравились больше всего? Почему?
-
Сообщение учителя.
- Сегодня на уроке мы продолжить листать страницы русского фольклора: мы узнаем, что такое пословица и чем она отличается от поговорки; будем учиться объяснять смысл пословиц, попытаемся сделать наброски, необходимые для их иллюстрирования.
III. Знакомство с пословично-поговорным жанром.
1)Введение в тему.
Учитель: -Ребята, кто из вас знает(слышал от мамы, друзей, учителей) пословицы и поговорки.
Ученики : (Приводят примеры. Как правило, это пословицы о труде, грамоте).
Учитель: -Правильно, молодцы. Вы знаете много пословиц. А кто из вас знает, как устроена пословица, для чего она нужна в нашей речи?
Ученики: -Они нужны, чтобы наша речь была красивой. (Как правило, устройство пословиц и поговорок дети объяснить не могут).
Учитель: - Пословицы (и поговорки) созданы народом - это маленькие произведения устного творчества. В них много юмора, складно сложенных сочетаний и слов. Они украшают нашу речь.
Пословица - это меткое (точное) выражение. Её можно разделить на две части: условие и вывод. Вам всем хорошо знакома пословица: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Условие: если не будешь затрачивать сил(раздобыть и отладить снасть - удочку, заготовить червей и т.д.), вывод: останешься ни с чем (не поймаешь ни одной рыбки).
Учитель: - ребята, а можно ли эту пословицу услышать в других ситуациях? Подумайте и назовите их.
(Девочка хочет учится на «5», а сама не открывает книги. Мальчик хочет поесть яблок, а в сад за ними и не думает идти и т.д.)
Учитель: - Пословица тем и хороша, интересна, что ее можно в разных условиях «читать» каждый раз по-новому.
2).Выполнение задания по определению частей пословиц.
Не сиди сложа руки, не будет и скуки.
Родина - мать, умей за неё постоять.
Думаешь наспех - сделаешь на смех.
Учитель: Поговорки тоже украшают нашу речь, помогают говорящему подобрать точное сравнение. Однако поговорка - это часть, половина пословицы.
Засел, как гвоздь в стене.
Надулся, как мышь на крупу.
Он волком глядит.
Сижу, как на иголках.
Учитель: - Пословицы пришли в нашу речь очень давно. Русский народ любит свой язык и ценит его богатство. Поэтому многие люди на Руси и записывали старинные пословицы и поговорки. Одним из таких хранителей богатств русского языка был Владимир Иванович Даль. Он объездил всю страну . По селам, деревням и городам путешествовал и записывал народные изречения. Из таких выражений он составил книгу (Учитель демонстрирует книгу «Пословицы и поговорки русского народа», портрет собирателя).
А как же отыскать в этой книге нужную пословицу и поговорку? (Ответы детей) Собиратели разделили их по темам. Откроем учебники по чтению (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Родная речь, 2 класс», 1 часть, стр. 26-27) , узнаем некоторые из них.
3).Работа с книгой.
Чтение пословиц. Толкование их смысла. Определение темы.
4)Знакомство с пословицей «каков мастер, таково и дело».
Учитель: - ребята, прочитайте пословицу. Объясните, что она означает. К каким ситуациям ее можно применить? ( У хорошего работника любая работа будет успешной. Ленивый человек , похвалы за работу не получит.)
5).Отгадывание русских народных загадок об инструментах. После каждой группы загадок учитель задает обобщающие вопросы.
( Кто работает этими инструментами? Как объяснить пословицу о труде крестьянина?)
*Горбатенький конек
Все поля проскакал. (Серп)
*Зубасты, а не кусаются. (грабли)
*Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает. (Коса)
(Какой мастер работает этими инструментами? Приведите пример о работе плотника к нашей пословице.)
*Туда-сюда снует,
Что в зубы возьмет, На две части разжует. (Пила)
*Тит на работу вышел - каждый его услышал. (Молоток)
*Мужик едет из лесу, зеркало за поясом. (Топор)
(Какая мастерица работает этими инструментами? Когда о работе швеи можно сказать»Каков мастер, такова и работа»?)
*Бежит свинка,
Синяя спинка, Носочек стальной,
А хвостик льняной. (Иголка с ниткой)
*Бежит свинка из Питера, Вся спинка истыкана. (Наперсток)
*Два кольца, два конца,
А посередине - гвоздик. (Ножницы)
Учитель: - Мы говорили об одной пословице, а сколько замечательных мастеров вспомнили.
А сейчас приготовьтесь к рисованию.
IV. Постановка учебной задачи по ИЗО.
Учитель: - О каком мастере вы хотите рассказать в своем рисунке? (Дети выбирают).
- Расположите альбомный лист горизонтально. Мы проведем игру-соревнование: кто из вас, ребята, используя отведенное время, сделает больше набросков инструментов, которыми работает данный мастер. Давайте вспомним правила рисования.
Ученики:
-
Соотносить размеры изображаемых предметов (например: «больше» - молоток, «меньше» - гвозди и т.д.)
-
Располагать наброски на листе так, чтобы от края листа (со всех сторон) оставалось место. Помнить про композицию.
-
При выполнении работы в цвете не выходить за контур; давать краске подсыхать, прежде, чем брать другую.
-
Работа должна быть выполнена аккуратно.
V. Практическая работа.
Школьники выполняют наброски инструментов выбранного ими мастера. Учитель обращает внимание на подбор цветовой гаммы рисунков.
VI. Анализ и обсуждение работ. Организация выставки детских рисунков.
Учитель: - Кто из ребят вспомнил и нарисовал больше всего инструментов?
- У кого из ребят инструменты наиболее похожи на настоящие?
- В какой работе точнее всего подобраны краски?
- Кто сегодня автор самой аккуратной работы?
VII. Задание на дом.
Подыскать пословицы о ремесле.
VIII. Итог урока.
Учитель: - Что больше всего запомнилось вам на уроке? О чем бы вы хотели рассказать дома?
Литература.
-
«Старинные пословицы и поговорки»/Сб.под.ред.В.П.Аникина, -М.:Дет.лит.,1984.-79с.
-
«Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть»/Сб.под ред.М.Ю.Новицкой, Г.М.Науменко,-М.: «Просвещение», 1995.-224с.
-
«Уроки литературного чтения»/Книга для учителя под ред.В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой и др., М.: «Пр.», 1995. - 208с.
-
«В каждом селе свое поверье»/Сб.под ред. Л.А.Подгорной, Г.П.Макеевой, Б., -Издательство Шаповалова, 1996г.; -96с.