Технологическая карта по литературному чтению. С. Я. Маршак Двенадцать месяцев УМК Перспектива

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Дата 12.02.16

Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Тип урока: урок получения новых знаний.

Учитель: Рахимова Анастасия Евгеньевна, учитель начальных классов.

Цель: изучить пьесу - сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; узнать о театральном искусстве на примере сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Задачи:

Формируемые УУД:

Познавательные УУД: получение новых знаний учащихся о сказке С.Я Маршака, формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; сравнивать героев произведения, определять особенности пьесы - сказки.

Регулятивные УУД: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текстом;

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других в рамках учебного диалога; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре ( планирование совместной деятельности);

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

Методы обучения: Словесные и наглядные, частично-поисковые, мотивации и стимулирования; практически-творческие; рефлексии.

Средства обучения:

а) портрет С.Я. Маршака

б) Аудиозапись сказки «Двенадцать месяцев»; фортепианный цикл «Времена года» П.И. Чайковского.

в) ростовая кукла

г) Толковый словарь Ожегова.

Этап

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент.

(4 мин)

Организация направленного внимания на начало урока

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Евгеньевна. Сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Я очень люблю эти уроки. А вы их любите? А за что вы их любите? (ответы обучающихся).

Ребята, а вы были когда-нибудь в театре? (ответы обучающихся).

Сегодня мы отправимся в путешествие по театру.

- Думаю, у нас все получится. Давайте пожелаем успехов друг другу.

Отвечают на вопросы учителя.

Положительный настрой на уроке.

Личностные УУД:- осознанность учения

Коммуникативные УУД: - речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний

2.Актуализация знаний, мотивация.

(5 мин)

Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения.

Прием: яркое пятно.

Учитель:

- Ребята, сегодня я к вам пришла не одна (учитель достает ростовую куклу). Познакомьтесь, это мой помощник - журналист Вопросик. Он очень любит задавать вопросы. (Вопросик здоровается, пожимает ребятам руки).

- С ним мы отправимся в путешествие по театру. В этом нам поможет одна сказка. А вот какая? Вам предстоит угадать, послушав этот трек. (Вырезка из сказки «Двенадцать месяцев».

Так о какой сказке пойдет речь? «Двенадцать месяцев».

- Вам знакома эта сказка?

- Вы читали её сами, или вам читали взрослые?

- Кто видел мультфильм?

- А вы знаете, кто написал эту сказку? (Самуил Яковлевич Маршак)

Дети отвечают на вопросы учителя.

Подготовка к восприятию

Коммуникативные УУД: - речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний

Познавательное УУД:

- Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

3. Постановка цели и задачи урока.

(5 мин)

Формировка цели урока учителем.

Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (Мы познакомимся с произведением Маршака «Двенадцать месяцев».

Ребята, это не просто сказка. Это сказка - пьеса. Пьеса - литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

- Чем отличается пьеса от других произведений? (Пьеса предназначена для постановки в театре, на сцене, здесь выделены роли).

Дети помогают учителю в формулировке постановки цели урока.

Введение нового понятия - пьеса.

Работают с учебником.

Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. умение включаться в урок; ориентация на положительную мотивацию к учебной деятельности

4. Первичное восприятие произведения.

(15 мин)



Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению.

Чтение сказки вместе с учителем. ( учебник стр. 61) Ребята, почему сказка называется «Двенадцать месяцев»? (ответы детей)

- Назовите действующих лиц пьесы, не читая сказку. Как вы нашли героев? ( Оформление сказки необычное, в виде разговора).

Стр. 61 Чтение. Сейчас мы будем читать эту сказку. Ваше задание следить за текстом, и запоминать те слова, которые вам непонятны. ( Учитель начинает читать, просить продолжить чтение хорошо читающих ребят)

Какие незнакомые слова вам встретились? Где мы можем найти их значение? ( В толковом словаре Ожегова).Учитель обращается к словарю.

Я вам уже выписала значения некоторых слов из толкового словаря посмотрите.

Кто такая падчерица?

Кто такая мачеха?

Что такое посох?

Поземка? Валежник?

Давайте вернемся к нашим героям. Что вы можете сказать здесь о девочке? Какая она?

Что вы можете сказать о мачехе? Почему вы так решили? О месяцах ?

Ребята, вам понравилась сказка? А чем?

Ребята, а чему этот отрывок может научить? (доброте, отзывчивости, помощи в беде, скромности).

Дети внимательно слушают. Отвечают на вопросы.

Узнают значение новых слов по словарю.

Знакомятся с особенностями сказок - пьес.

Коммуникативные УУД: - речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний

Познавательное УУД:

- Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

5. Физминутка ( 4 мин)

Техника круговых движений.

Ребята, мы путешествуем по театру.

Представьте себя в роли актеров.

- Мальчики, покажите нам бравого солдата. Промаршируйте. Покажите, как отдают честь.

- Девочки, представьте себя придворными дамами. Покажите свою безупречную осанку, грациозно помашите веером. Начинается бал, входит королева. Изобразите реверанс.

- А теперь представьте, что вы идёте вперёд, преодолевая сильные порывы ветра.

- Зимой многие любят греться у огня. Это может быть костёр в лесу или домашний камин. Изобразите это действие.

- А теперь поаплодируйте себе.

- Спасибо. Тихо садимся на места.

Дети выполняют словесные задания учителя.

Личностные:

- установка на здоровый образ жизни

5.Выявление особенностей восприятия(проверка восприятия)

(7 мин)

Определить, как эмоционально дети откликнулись на произведение.

Ребята, а как вы думаете без чего еще не бывает театра? Пьеса, спектакль, актеры, а что же еще?

(Если ребята не догадываются, то учитель включает музыку). Действительно, без музыкального сопровождения театр не так красочен.

Давайте обратимся к нашей сказке. Какие месяца вы видете?

(Январь, Февраль, Апрель, Декабрь,Март)

Какие здесь весенние месяца, какие зимние? (Я называю, вы отвечаете хором). Сейчас мы с вами немного поиграем. Я сейчас вам поставлю 2 мелодии, а вы подумайте, к каким месяцам ( зимним или весенним) они больше подходят. (Дети слушают).Какие голоса должны быть у зимних месяцев, весенних? Почему. Тренируемся)).

Помогла ли вам музыка определить характер героев?

Ребята слушают музыку. Определяют характер музыки, героев. Дети учатся выразительному драматическому чтению согласно характеру героя.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения, договариваться, адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.умение включаться в урок; ориентация на положительную мотивацию к учебной деятельности

6.Повторное восприятие

(перечитывание).

(5 мин)

Углубить восприятие произведения

Что - то я смотрю наш журналист Вопросик засиделся. Задание от журналиста «Вопросика».

Вопросик задает вопросы:

  1. Что такое пьеса? (литературное произведение, предназначенное для постановки в театре).

  2. Какими показаны братья месяцы в сказке?

  3. Какой показана падчерица в сказке?

  4. Что такое валежник?

Аплодисменты)

Ребята составляют вопросы , которые они бы хотели задать падчерице.

Вторичное восприятие текста.

Коммуникативные УУД:

-умение строить речевое высказывание

Познавательные УУД:

- осознанное построение речевого высказывания

Личностные УУД:

- учебная мотивация

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;

анализ объектов с целью выделения признаков.

7.Рефлексия деятельности

(2 мин)

Осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения

Прием: чемоданчик.

  • Я научился..

  • Я запомнил…

  • Я узнал новое…

  • Мне понравилось…

  • Я хочу быть похожим на…

Дети отвечают на вопросы учителя, оценивают самого себя, сознаются в том, что получается или не получается.

Целостное осмысление, обобщение полученной информации, собственное отношение к изучаемому материалу.

Регулятивные УУД:

-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

- социализация учащихся - способность сохранять; доброжелательное отношение друг к другу

8. Домашнее задание

(2 мин)

Закрепить умения, полученные на уроке

Домашнее задание на выбор:

  1. Сделать афишу к сказке.

  2. Написать продолжение сказки. Как вы думаете, чем она закончилась?

Дети записывают домашнее задание в дневник

Эмоциональное принятие домашнего задания.

Оценочная деятельность

(1 мин)

Дать оценку, полученным знаниям.

Мне очень понравилось сегодня работать с вами, и моему помощнику тоже. Вы молодцы! Вы - настоящие артисты! А артистов положено провожать аплодисментами!

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

8


© 2010-2022