Урок математики Меры времени

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Меры времени. Календарь.

Тип урока -комбинированный

Форма урока - урок - путешествие

Вид урока - интегрированный урок (математика, астрономия)

Технологии - личностно - ориентированная, технология сотрудничества, информационно коммуникативная технология, игровая.

Оборудование : интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы, презентация к уроку, выполненная в программе Power Point, билеты, календари для работы в группе и на каждого ученика (маленький), бортовой журнал для каждого ученика (для решения заданий), статья «Из истории математики. Время».

Цель: расширять представления детей о такой мере измерения как время.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить знания учащихся о единицах измерения времени;

  • расширять знания о календарном времени;

  • формировать навыки работы с календарём, учить измерять время;

  • формировать вычислительные навыки, навыки решения уравнений, задач, а также, задач с геометрическим материалом:

  • усилить практическую направленность обучения;

  • формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией;

  • формировать представление о планетах солнечной системы;

Развивающие:

  • формировать умение осуществлять самоконтроль:

  • формировать умение рационально планировать работу

  • развивать самостоятельность, внимательность, логическое мышление;

Воспитательные:

  • формировать научное мировоззрение;

  • воспитывать организованность, сосредоточенность, положительное отношение к учёбе;

  • формировать коммуникативные умения работы в малых группах

  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

  • Формировать желание ценить время.

Мотивация урока - стимулировать интерес к изучению математики. Приёмы:

  • Создание на уроке ситуации занимательности, удивления;

  • Создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение заданий;

  • Оперативный контроль за выполнением требований.

План урока:

Этап урока

Время (минуты)

  1. Организационный момент:

  1. Установление дисциплины

  2. Проверка готовности к уроку

  3. Повторение правил поведения на уроке

1 - 2 минуты

  1. Актуализация знаний:

  1. Мотивационное начало урока (космическая экскурсия)

  2. Индивидуальная работа на карточках (решение математических цепочек)

  1. Определение темы урока

  1. Меркурий. Краткий рассказ учителя о планете.

  2. Разгадывание загадок о времени и единицах времени

  3. Устный счёт (решение примеров устно и определение названия планеты)

  4. Сатурн. Краткий рассказ учителя о планете

  5. Работа в группах (дети располагают единицы измерения времени в порядке возрастания)

  6. Венера. Краткий рассказ учителя о планете.

  7. Решение уравнения (один ученик у доски, остальные в тетрадях)


1 - 2 минуты


3 минуты



3 минуты


4 минуты



5 минут



4 минуты

  1. Работа по новой теме:

  1. Марс. Краткий рассказ учителя о планете.

  2. Групповая работа (изучение календаря, запись ответов, беседа)

  3. Решение задачи

  4. Юпитер. Краткий рассказ учителя о планете.

  5. Решение геометрической задачи

  6. Сообщение учителя о планетах Нептун, Уран, Плутон.


1 минута

7 минут


6 минут


5 минут

3 минуты

  1. Итог урока

  1. Земля. Краткое сообщение учителя о планете.

  2. Рефлексия

2 минуты

  1. Домашнее задание


Ход урока:

I. Организационный момент.

  1. Установление дисциплины

  2. Проверка готовности к уроку

  3. Повторение правил поведения на уроке

II. Актуализация знаний:

1. Мотивационное начало урока

- Сегодня у нас будет необычный урок. Мы с вами отправимся в космическое путешествие. И узнаем много нового и интересного. Организатором этого путешествия является - космическое агентство, которое будет управлять нашим полётом. А полетим мы с вами на космическом корабле. (слайд №1) Но чтобы попасть на этот корабль, нужно приобрести билеты. (слайд № 2)

2. Работа на карточках:

Каждый ученик получает карточку с цепочкой примеров, результат этой цепочки является номером билета на космический корабль. (если цепочка решена неверно и не найден билет, то выполняется работа над ошибками)

Урок математики Меры времени

Урок математики Меры времени

Урок математики Меры времени

Урок математики Меры времени

Урок математики Меры времени

Урок математики Меры времени

Урок математики Меры времени

Урок математики Меры времени

Урок математики Меры времени

Урок математики Меры времени

Урок математики Меры времени

Урок математики Меры времени

Урок математики Меры времени

Урок математики Меры времени

Урок математики Меры времени

Урок математики Меры времени

Проверка работы (Приобретение билетов)

- Ну что ж, билеты приобретены. Можно отправляться в путь. Мы сегодня побываем на некоторых планетах нашей солнечной системы.

- А кто знает, сколько планет в солнечной системе? (слайд № 3)

- В нашей солнечной системе 9 планет и все они вращаются вокруг большой и горячей звезды - Солнце. (слайд № 4)

III. Определение темы урока:

Итак, сели удобно, летим к первой планете. (слайд №5)

1 планета - Меркурий.

- Это самая первая планета в Солнечной системе, ближе всего к Солнцу. Её ещё называют "неуловимая планета". Существует легенда, что выдающийся польский астроном Н. Коперник за всю свою жизнь ни разу не видел Меркурий, т. к. он постоянно скрывался в лучах Солнца.

По своему внешнему виду Меркурий очень похож на Луну, также меняет фазы: от узкого серпа до светлого круга. Температура поверхности меняется резко от 420°С днем до -160°С ночью.

2. Загадки

- Вот такая загадочная планета. И сейчас мы будем отгадывать загадки и узнаем тему нашего урока.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его.

Вчера было,

Сегодня есть

Завтра будет.

(Время)

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет,

А четвёртый плачет.

(Времена года)

Этот год живёт всех дольше!

И часов в нём больше.

Все мы ждём его прихода

Ровно раз в четыре года.

(високосной год)

На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

Пришёл старик седой.

(Год)

Братьев этих ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний -

Появляется передний.

(Дни недели)

Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будет весь народ,

А сестра наоборот,-

Спать немедленно зовёт.

(День и ночь)

- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Время)

-Совершенно верно, совершая космическое путешествие по планетам, мы будем много говорить о такой величине как время. Итак, отправляемся дальше. Но для того, чтобы определить планету , на которую мы полетим необходимо выполнить задание нашего космического агентства.

3. Решение примеров устно (слайд№6)

- И, так, к какой планете мы летим. Правильно - Сатурн. Полетели. (слайд№7)

4. планета - Сатурн

Эту планету называют еще "властительницей колец". Протяженность колец достигает миллион км. Но если приблизиться к ним вплотную, то они потеряют свою монолитность и превратятся в огромное количество отдельных частиц из обычного водяного льда размерами от мелких пылинок до глыб 10-15 м в диаметре. Они вращаются со скоростью 10 км/с.

5.Выполнение задания (слайд№8 - 9)

- Вот такая интересная планета. И на этой планете наше космическое агентство приготовило для нас задание:

- Расположите эти понятия в порядке возрастания. (работа в группах)

Сутки, месяц, минута, неделя, час, секунда, год.

- Очень хорошее задание. Но чтобы его выполнить правильно, мы с вами сначала должны уточнить смысл всех этих понятий.

- Итак, что такое «сутки»?

(Сутки - это единица времени, состоящая из утра, дня, вечера и ночи. Сутки равны 24 часам. Сутки - это период вращения Земли вокруг своей оси.)

- Что такое «Месяц»?
( Месяц - промежуток времени приблизительно равный 1/12 от года и в среднем составляет 30 дней.)

-Что такое минута «Минута»?

(Из минут состоит час. А я знаю, что минута - это единица времени равная 60 секундам.)

- А как вы понимаете слово «неделя»?

( Неделя - промежуток времени равный 7 дням.)

- Что мы знаем о часе?

(Час - единица времени равная 60 минутам.)

- А что вы можете сказать о «секунде»?

(Секунда - самая маленькая единица времени.)

- Последнее понятие - «год».

(Год - промежуток времени равный периоду обращения Земли вокруг Солнца.)

- Теперь нам ничто не мешает расположить данные названия единиц времени в порядке возрастания их значений..

Дети работают в группах, располагая данные понятия в порядке возрастания (расставляют цифры над словом на карточке)

Давайте проверим, верно ли вы записали.

Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год.

- Молодцы, ребята, вы великолепно справились с заданием и нам пора отправляться в путь. Следующая планета - Венера.

6. планета - Венера (слайд№10)

Венера - одно из красивейших светил неба, поэтому ей древние римляне присвоили имя богини любви и красоты.

Почти каждая планета Солнечной системы может похвастаться каким - либо космическим рекордом. Венера "хвастается" своей самой плотной атмосферой среди планет земной группы (температура поверхности достигает 450-480 °С. ) и самым медленным вращением вокруг оси.

А чтобы узнать, за какое время Венера делает оборот вокруг своей оси, нужно решить уравнение, корень уравнения и будет ответом на наш вопрос.

7.Решение уравнения

(один ученик решает возле доски, остальные в «бортовом журнале» - тетради)

Х : 3 = 81

Х = 81 * 3

ХУрок математики Меры времени = 243

243 : 3 = 81

- Венера делает один оборот в течении 243 - х суток. Это больше чем половина года на Земле.

IV. Работа по новой теме:

1. планета - Марс

- Летим к следующей планете. Эта планета - Марс.

Еще в глубокой древности люди обратили внимание на ярко-оранжевую звезду и дали ей имя бога войны - Марс. А когда в 1877 году американский астроном Асах Холл открыл два спутника Марса, то дал им греческие имена Фобос и Деймос, что означает "страх и ужас". А так ли страшна эта планета? Конечно, нет! Вы, несомненно, слышали, что когда идет речь о жителях другой планеты, то говорят "марсиане" и неслучайно.

Марс по своим характеристикам очень похож на нашу планету Земля. И у учёных даже существует такая гипотеза, что на Марсе могла бы быть жизнь. Температура летом днем +20°С, вполне приемлема для жизни, но ночью зимой -125°С.

На Марсе тоже происходит смена времен года, только тянутся они почти в 2 раза дольше, т. е. 1 год на Марсе равен примерно 687 суток. Во-вторых: День мало отличается от нашего, сутки там длятся 24 ч 37мин.

- Итак, продолжительность года на Марсе составляет 687 суток. А кто знает сколько суток в году на Земле?

2. Работа в группах:

(на столах календари для каждой группы) Ученики изучают календарь и отвечают на вопросы на карточке.

- Сколько месяцев в году?

- Сколько месяцев в году длятся 31 день?

- Сколько месяцев в году длятся 30 дней?

- Какой месяц самый короткий?

- Сколько в нём дней?

А в високосный год, сколько дней в феврале?

- Если идущие подряд месяцы, в которых по 31 дню?

- Сколько месяцев длится зима? Весна? Лето? Осень?

- Год делится на 4 квартала по 3 месяца в каждом.

- Сколько дней в каждом квартале в обычном и в високосном году? (слайд №11)

- Молодцы! Мы много интересного узнали, работая с календарём. Пора в путь, наше космическое путешествие продолжается.

3. Решение задачи:

- Молодцы, ребята! Для того, чтобы добраться до следующей планеты, нужно решить задачу и помочь космическим жителям построить летательные корабли для туристов. (слайд №12)

Чтение задачи (слайд №13)

Для того, чтобы построить 6 космических кораблей инопланетяне тратят 288 земных часов. Сколько нужно времени, чтобы построить 10 таких кораблей?

- О чём эта задача?

- За какое время инопланетяне строят 6 космических кораблей?

- Что нужно узнать в задаче?

- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Как определить (вычислить) время , за которое можно построить один корабль?

- Зная время, которое уходит на постройку одного корабля, сможем ли выяснить сколько времени уйдёт на постройку десяти космических кораблей?

Составление условия задачи:

6 к. - 288 (ч.)

1Урок математики Меры времени0 к. - ? (ч.)

1 к. - ? (ч.)

Решение задачи:

  1. 288 : 6 = 48 (ч.) - на один корабль

  2. 48 * 10 = 480 (ч.) - на 10 кораблей

Ответ: чтобы построить 10 кораблей нужно 480 земных часов.

- А кто сможет посчитать, 480 часов - это сколько суток? (слайд №14)

4. планета - Юпитер (слайд №15)

Юпитер - самая большая планета Солнечной системы и по размерам и по массе, а также она вторая по яркости после Венеры.

Юпитер представляет собой гигантский шар из водорода, который очень быстро вращается,. Температура на Юпитере низкая -140°С, но по мере погружения внутрь планеты в атмосферу становится все жарче и жарче.

- Наше космическое путешествие подходит к концу. Пора возвращаться домой. На пути домой мы встретим ещё три планеты. А для того, чтобы узнать названия этих планет и интересные факты, нежно выполнить последнее задание. (слайд №16)

5. Решение геометрической задачи (слайд №17)

Чтобы экскурсии па космосу были безопасными, космическое агенство разработало специальный защитный щит для летательных аппаратов. Этот щит прямоугольной формы, со сторонами 56 км и 40 км. Найдите площадь этого щита.

- Что нам известно?

- Что нужно найти?

- По какой формуле сможем найти площадь щита?

Дано: Решение:

а = 56 км S = а*б

бУрок математики Меры времени = 40 км S = 56*40

S = ? S = 2240 км2

Ответ: площадь защитного щита 2240 квадратных километров.

- Молодцы! Смотрите, что это за планеты.

6. Сообщение учителя об оставшихся планетах:

планета - Нептун

Открытие Нептуна, восьмой планеты в Солнечной системе, стало триумфом в науке. Её открыли позже Урана и благодаря Урану в 1846 году.

Нептун не меняет свой блеск, поэтому найти его на небе очень трудно. Даже, наблюдая в хороший телескоп, надо заранее знать, где его искать.

планета - Уран

Это первая из трех планет, о существовании которой не знали древние. Её открыли в 1781 году.

Когда о Земле говорят "голубая планета", то ласково преувеличивают, т. к. по настоящему голубой оказался далекий Уран. Температура на планете -218°С.

Хоть Уран и планета-гигант, но размеры меньше, чем у Юпитера и Сатурна. Всего у

планета - Плутон

Последняя 9 планета Солнечной системы была открыта в 1930 году. Плутон называют Затерянным Миром. И действительно он в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля, а тепла получают в 1600 раз меньше.

Плутон является самой маленькой среди девяти планет. На планете обнаружена разряженная атмосфера, а поверхность покрыта метановым льдом. Температура летом

-228°С. Нельзя даже представить как это холодно!

V. Итог урока:

- Пора домой, на нашу родную планету Земля. Полетели.

1. Земля

- С точки зрения астрономии планета Земля ничем не примечательна: она ни самая большая, ни самая маленькая; она ни ближе других к Солнцу, ни дальше всех. И все же она уникальна - на ней есть жизнь!

- Наш полёт окончен. (слайд №18)

2. Рефлексия:

- Понравилось ли вам экскурсия по космосу?

- Что нового узнали во время путешествия?

- Чему научились?

- О каких планетах узнали?

- Сколько планет в нашей солнечной системе?

- Вокруг какой звезды они вращаются?

- Да, мы многое успели сделать, время на уроке не тратили зря. А ведь ещё знаменитый французский естествоиспытатель Жорж Луи Леклерк де Бюффон говорил: «Одна из самых тяжёлых потерь - потеря времени» Предлагаю впредь не совершать таких потерь. Согласны?

- Что нового о времени вы узнали?

- На последующих уроках мы более подробно будем изучать единицы времени и работать с ними. А на память о нашем сегодняшнем уроке я хочу подарить вам всем нашим гостям - календарики.

VI. Домашнее задание:

Изучить статью и ответить на вопросы к ней.

(Слайд №19)


Вопрос

Ответ

1.

Сколько месяцев в году?

2

Сколько месяцев в году длятся 31 день?

3

Сколько месяцев длятся 30 дней?

4

Какой месяц самый короткий?

5

Сколько в нём дней?

6

А в високосный год, сколько дней в феврале?

7

Есть ли идущие подряд месяцы, в которых по 31 дню?

8

Сколько недель в одном месяце? (примерно)

9

9 мая. 2011 г. Какой это день недели?

10

1 сентября 2011 г. Какой это день недели?

11

С какого месяца начинается год?

12

Каким месяцем заканчивается год?


Приложение к уроку

ПУрок математики Меры времени лан исследования












© 2010-2022