- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок математики Меры времени
Урок математики Меры времени
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Якушенко В.В. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Меры времени. Календарь.
Тип урока -комбинированный
Форма урока - урок - путешествие
Вид урока - интегрированный урок (математика, астрономия)
Технологии - личностно - ориентированная, технология сотрудничества, информационно коммуникативная технология, игровая.
Оборудование : интерактивная доска, карточки для индивидуальной работы, презентация к уроку, выполненная в программе Power Point, билеты, календари для работы в группе и на каждого ученика (маленький), бортовой журнал для каждого ученика (для решения заданий), статья «Из истории математики. Время».
Цель: расширять представления детей о такой мере измерения как время.
Задачи:
Образовательные:
-
обобщить знания учащихся о единицах измерения времени;
-
расширять знания о календарном времени;
-
формировать навыки работы с календарём, учить измерять время;
-
формировать вычислительные навыки, навыки решения уравнений, задач, а также, задач с геометрическим материалом:
-
усилить практическую направленность обучения;
-
формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией;
-
формировать представление о планетах солнечной системы;
Развивающие:
-
формировать умение осуществлять самоконтроль:
-
формировать умение рационально планировать работу
-
развивать самостоятельность, внимательность, логическое мышление;
Воспитательные:
-
формировать научное мировоззрение;
-
воспитывать организованность, сосредоточенность, положительное отношение к учёбе;
-
формировать коммуникативные умения работы в малых группах
-
Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
-
Формировать желание ценить время.
Мотивация урока - стимулировать интерес к изучению математики. Приёмы:
-
Создание на уроке ситуации занимательности, удивления;
-
Создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение заданий;
-
Оперативный контроль за выполнением требований.
План урока:
Этап урока
Время (минуты)
-
Организационный момент:
-
Установление дисциплины
-
Проверка готовности к уроку
-
Повторение правил поведения на уроке
1 - 2 минуты
-
Актуализация знаний:
-
Мотивационное начало урока (космическая экскурсия)
-
Индивидуальная работа на карточках (решение математических цепочек)
-
Определение темы урока
-
Меркурий. Краткий рассказ учителя о планете.
-
Разгадывание загадок о времени и единицах времени
-
Устный счёт (решение примеров устно и определение названия планеты)
-
Сатурн. Краткий рассказ учителя о планете
-
Работа в группах (дети располагают единицы измерения времени в порядке возрастания)
-
Венера. Краткий рассказ учителя о планете.
-
Решение уравнения (один ученик у доски, остальные в тетрадях)
1 - 2 минуты
3 минуты
3 минуты
4 минуты
5 минут
4 минуты
-
Работа по новой теме:
-
Марс. Краткий рассказ учителя о планете.
-
Групповая работа (изучение календаря, запись ответов, беседа)
-
Решение задачи
-
Юпитер. Краткий рассказ учителя о планете.
-
Решение геометрической задачи
-
Сообщение учителя о планетах Нептун, Уран, Плутон.
1 минута
7 минут
6 минут
5 минут
3 минуты
-
Итог урока
-
Земля. Краткое сообщение учителя о планете.
-
Рефлексия
2 минуты
-
Домашнее задание
Ход урока:
I. Организационный момент.
-
Установление дисциплины
-
Проверка готовности к уроку
-
Повторение правил поведения на уроке
II. Актуализация знаний:
1. Мотивационное начало урока
- Сегодня у нас будет необычный урок. Мы с вами отправимся в космическое путешествие. И узнаем много нового и интересного. Организатором этого путешествия является - космическое агентство, которое будет управлять нашим полётом. А полетим мы с вами на космическом корабле. (слайд №1) Но чтобы попасть на этот корабль, нужно приобрести билеты. (слайд № 2)
2. Работа на карточках:
Каждый ученик получает карточку с цепочкой примеров, результат этой цепочки является номером билета на космический корабль. (если цепочка решена неверно и не найден билет, то выполняется работа над ошибками)
Проверка работы (Приобретение билетов)
- Ну что ж, билеты приобретены. Можно отправляться в путь. Мы сегодня побываем на некоторых планетах нашей солнечной системы.
- А кто знает, сколько планет в солнечной системе? (слайд № 3)
- В нашей солнечной системе 9 планет и все они вращаются вокруг большой и горячей звезды - Солнце. (слайд № 4)
III. Определение темы урока:
Итак, сели удобно, летим к первой планете. (слайд №5)
1 планета - Меркурий.
- Это самая первая планета в Солнечной системе, ближе всего к Солнцу. Её ещё называют "неуловимая планета". Существует легенда, что выдающийся польский астроном Н. Коперник за всю свою жизнь ни разу не видел Меркурий, т. к. он постоянно скрывался в лучах Солнца.
По своему внешнему виду Меркурий очень похож на Луну, также меняет фазы: от узкого серпа до светлого круга. Температура поверхности меняется резко от 420°С днем до -160°С ночью.
2. Загадки
- Вот такая загадочная планета. И сейчас мы будем отгадывать загадки и узнаем тему нашего урока.
Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит,
Не догонишь его.
Вчера было,
Сегодня есть
Завтра будет.
(Время)
Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет.
(Времена года)
Этот год живёт всех дольше!
И часов в нём больше.
Все мы ждём его прихода
Ровно раз в четыре года.
(високосной год)
На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришёл старик седой.
(Год)
Братьев этих ровно семь,
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний.
(Дни недели)
Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будет весь народ,
А сестра наоборот,-
Спать немедленно зовёт.
(День и ночь)
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Время)
-Совершенно верно, совершая космическое путешествие по планетам, мы будем много говорить о такой величине как время. Итак, отправляемся дальше. Но для того, чтобы определить планету , на которую мы полетим необходимо выполнить задание нашего космического агентства.
3. Решение примеров устно (слайд№6)
- И, так, к какой планете мы летим. Правильно - Сатурн. Полетели. (слайд№7)
4. планета - Сатурн
Эту планету называют еще "властительницей колец". Протяженность колец достигает миллион км. Но если приблизиться к ним вплотную, то они потеряют свою монолитность и превратятся в огромное количество отдельных частиц из обычного водяного льда размерами от мелких пылинок до глыб 10-15 м в диаметре. Они вращаются со скоростью 10 км/с.
5.Выполнение задания (слайд№8 - 9)
- Вот такая интересная планета. И на этой планете наше космическое агентство приготовило для нас задание:
- Расположите эти понятия в порядке возрастания. (работа в группах)
Сутки, месяц, минута, неделя, час, секунда, год.
- Очень хорошее задание. Но чтобы его выполнить правильно, мы с вами сначала должны уточнить смысл всех этих понятий.
- Итак, что такое «сутки»?
(Сутки - это единица времени, состоящая из утра, дня, вечера и ночи. Сутки равны 24 часам. Сутки - это период вращения Земли вокруг своей оси.)
- Что такое «Месяц»?
( Месяц - промежуток времени приблизительно равный 1/12 от года и в среднем составляет 30 дней.)
-Что такое минута «Минута»?
(Из минут состоит час. А я знаю, что минута - это единица времени равная 60 секундам.)
- А как вы понимаете слово «неделя»?
( Неделя - промежуток времени равный 7 дням.)
- Что мы знаем о часе?
(Час - единица времени равная 60 минутам.)
- А что вы можете сказать о «секунде»?
(Секунда - самая маленькая единица времени.)
- Последнее понятие - «год».
(Год - промежуток времени равный периоду обращения Земли вокруг Солнца.)
- Теперь нам ничто не мешает расположить данные названия единиц времени в порядке возрастания их значений..
Дети работают в группах, располагая данные понятия в порядке возрастания (расставляют цифры над словом на карточке)
Давайте проверим, верно ли вы записали.
Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год.
- Молодцы, ребята, вы великолепно справились с заданием и нам пора отправляться в путь. Следующая планета - Венера.
6. планета - Венера (слайд№10)
Венера - одно из красивейших светил неба, поэтому ей древние римляне присвоили имя богини любви и красоты.
Почти каждая планета Солнечной системы может похвастаться каким - либо космическим рекордом. Венера "хвастается" своей самой плотной атмосферой среди планет земной группы (температура поверхности достигает 450-480 °С. ) и самым медленным вращением вокруг оси.
А чтобы узнать, за какое время Венера делает оборот вокруг своей оси, нужно решить уравнение, корень уравнения и будет ответом на наш вопрос.
7.Решение уравнения
(один ученик решает возле доски, остальные в «бортовом журнале» - тетради)
Х : 3 = 81
Х = 81 * 3
Х = 243
243 : 3 = 81
- Венера делает один оборот в течении 243 - х суток. Это больше чем половина года на Земле.
IV. Работа по новой теме:
1. планета - Марс
- Летим к следующей планете. Эта планета - Марс.
Еще в глубокой древности люди обратили внимание на ярко-оранжевую звезду и дали ей имя бога войны - Марс. А когда в 1877 году американский астроном Асах Холл открыл два спутника Марса, то дал им греческие имена Фобос и Деймос, что означает "страх и ужас". А так ли страшна эта планета? Конечно, нет! Вы, несомненно, слышали, что когда идет речь о жителях другой планеты, то говорят "марсиане" и неслучайно.
Марс по своим характеристикам очень похож на нашу планету Земля. И у учёных даже существует такая гипотеза, что на Марсе могла бы быть жизнь. Температура летом днем +20°С, вполне приемлема для жизни, но ночью зимой -125°С.
На Марсе тоже происходит смена времен года, только тянутся они почти в 2 раза дольше, т. е. 1 год на Марсе равен примерно 687 суток. Во-вторых: День мало отличается от нашего, сутки там длятся 24 ч 37мин.
- Итак, продолжительность года на Марсе составляет 687 суток. А кто знает сколько суток в году на Земле?
2. Работа в группах:
(на столах календари для каждой группы) Ученики изучают календарь и отвечают на вопросы на карточке.
- Сколько месяцев в году?
- Сколько месяцев в году длятся 31 день?
- Сколько месяцев в году длятся 30 дней?
- Какой месяц самый короткий?
- Сколько в нём дней?
А в високосный год, сколько дней в феврале?
- Если идущие подряд месяцы, в которых по 31 дню?
- Сколько месяцев длится зима? Весна? Лето? Осень?
- Год делится на 4 квартала по 3 месяца в каждом.
- Сколько дней в каждом квартале в обычном и в високосном году? (слайд №11)
- Молодцы! Мы много интересного узнали, работая с календарём. Пора в путь, наше космическое путешествие продолжается.
3. Решение задачи:
- Молодцы, ребята! Для того, чтобы добраться до следующей планеты, нужно решить задачу и помочь космическим жителям построить летательные корабли для туристов. (слайд №12)
Чтение задачи (слайд №13)
Для того, чтобы построить 6 космических кораблей инопланетяне тратят 288 земных часов. Сколько нужно времени, чтобы построить 10 таких кораблей?
- О чём эта задача?
- За какое время инопланетяне строят 6 космических кораблей?
- Что нужно узнать в задаче?
- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
- Как определить (вычислить) время , за которое можно построить один корабль?
- Зная время, которое уходит на постройку одного корабля, сможем ли выяснить сколько времени уйдёт на постройку десяти космических кораблей?
Составление условия задачи:
6 к. - 288 (ч.)
10 к. - ? (ч.)
1 к. - ? (ч.)
Решение задачи:
-
288 : 6 = 48 (ч.) - на один корабль
-
48 * 10 = 480 (ч.) - на 10 кораблей
Ответ: чтобы построить 10 кораблей нужно 480 земных часов.
- А кто сможет посчитать, 480 часов - это сколько суток? (слайд №14)
4. планета - Юпитер (слайд №15)
Юпитер - самая большая планета Солнечной системы и по размерам и по массе, а также она вторая по яркости после Венеры.
Юпитер представляет собой гигантский шар из водорода, который очень быстро вращается,. Температура на Юпитере низкая -140°С, но по мере погружения внутрь планеты в атмосферу становится все жарче и жарче.
- Наше космическое путешествие подходит к концу. Пора возвращаться домой. На пути домой мы встретим ещё три планеты. А для того, чтобы узнать названия этих планет и интересные факты, нежно выполнить последнее задание. (слайд №16)
5. Решение геометрической задачи (слайд №17)
Чтобы экскурсии па космосу были безопасными, космическое агенство разработало специальный защитный щит для летательных аппаратов. Этот щит прямоугольной формы, со сторонами 56 км и 40 км. Найдите площадь этого щита.
- Что нам известно?
- Что нужно найти?
- По какой формуле сможем найти площадь щита?
Дано: Решение:
а = 56 км S = а*б
б = 40 км S = 56*40
S = ? S = 2240 км2
Ответ: площадь защитного щита 2240 квадратных километров.
- Молодцы! Смотрите, что это за планеты.
6. Сообщение учителя об оставшихся планетах:
планета - Нептун
Открытие Нептуна, восьмой планеты в Солнечной системе, стало триумфом в науке. Её открыли позже Урана и благодаря Урану в 1846 году.
Нептун не меняет свой блеск, поэтому найти его на небе очень трудно. Даже, наблюдая в хороший телескоп, надо заранее знать, где его искать.
планета - Уран
Это первая из трех планет, о существовании которой не знали древние. Её открыли в 1781 году.
Когда о Земле говорят "голубая планета", то ласково преувеличивают, т. к. по настоящему голубой оказался далекий Уран. Температура на планете -218°С.
Хоть Уран и планета-гигант, но размеры меньше, чем у Юпитера и Сатурна. Всего у
планета - Плутон
Последняя 9 планета Солнечной системы была открыта в 1930 году. Плутон называют Затерянным Миром. И действительно он в 40 раз дальше от Солнца, чем Земля, а тепла получают в 1600 раз меньше.
Плутон является самой маленькой среди девяти планет. На планете обнаружена разряженная атмосфера, а поверхность покрыта метановым льдом. Температура летом
-228°С. Нельзя даже представить как это холодно!
V. Итог урока:
- Пора домой, на нашу родную планету Земля. Полетели.
1. Земля
- С точки зрения астрономии планета Земля ничем не примечательна: она ни самая большая, ни самая маленькая; она ни ближе других к Солнцу, ни дальше всех. И все же она уникальна - на ней есть жизнь!
- Наш полёт окончен. (слайд №18)
2. Рефлексия:
- Понравилось ли вам экскурсия по космосу?
- Что нового узнали во время путешествия?
- Чему научились?
- О каких планетах узнали?
- Сколько планет в нашей солнечной системе?
- Вокруг какой звезды они вращаются?
- Да, мы многое успели сделать, время на уроке не тратили зря. А ведь ещё знаменитый французский естествоиспытатель Жорж Луи Леклерк де Бюффон говорил: «Одна из самых тяжёлых потерь - потеря времени» Предлагаю впредь не совершать таких потерь. Согласны?
- Что нового о времени вы узнали?
- На последующих уроках мы более подробно будем изучать единицы времени и работать с ними. А на память о нашем сегодняшнем уроке я хочу подарить вам всем нашим гостям - календарики.
VI. Домашнее задание:
Изучить статью и ответить на вопросы к ней.
(Слайд №19)
№
Вопрос
Ответ
1.
Сколько месяцев в году?
2
Сколько месяцев в году длятся 31 день?
3
Сколько месяцев длятся 30 дней?
4
Какой месяц самый короткий?
5
Сколько в нём дней?
6
А в високосный год, сколько дней в феврале?
7
Есть ли идущие подряд месяцы, в которых по 31 дню?
8
Сколько недель в одном месяце? (примерно)
9
9 мая. 2011 г. Какой это день недели?
10
1 сентября 2011 г. Какой это день недели?
11
С какого месяца начинается год?
12
Каким месяцем заканчивается год?
Приложение к уроку
П лан исследования