Разработка урока по окружающему миру на тему: «Полезные ископаемые»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по окружающему миру на тему: «Полезные ископаемые»





по теме: «Полезные ископаемые»









Провела:

учитель начальных классов
МКОУ «Удобенская СОШ»
Нестерова Наталья Владимировна



ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Цели урока: ознакомить детей со свойствами полезных ископаемых, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые; развивать логическое мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе; учить экономно использовать богатства нашей планеты.

Оборудование:

  1. Образцы полезных ископаемых, картинки с изображением применения полезных ископаемых.

  2. Кроссворд «Полезные ископаемые» (плакат или вычерчен на доске).

Ход урока


I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Перед уроком на доске выписываются вопросы:

- Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут?

- Какие виды топлива ты знаешь?

- Как получают металлы? Где их используют?

- Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых.

- Тема урока: «Полезные ископаемые».

II. Проверка домашнего задания

В начале урока учитель проводит краткий фронтальный опрос по изученному материалу:

- Назовите три кита экономики.

- Расскажите о значении природных богатств для экономики.

- Что такое капитал? Приведите примеры.

- Для чего необходим труд?

- От чего зависит успех труда людей в экономике?

- Почему природные богатства, капитал и труд называют тремя китами экономики?

III. Работа по теме

  1. Работа по учебнику.

Ученики читают по учебнику вводную статью «Полезные ископаемые» (с.48).

- Расскажите, как люди используют полезные ископаемые. План рассказа тебе подскажут слова: строительство; топливо; металл; пища.

2. Практическая работа.

По ходу работы заполняется таблица в рабочей тетради с.26 №2

На доске таблица:

Полезные ископаемые

Название

Основные свойства

Использование

Гранит

Зернистый, твердый и прочный

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятников; отделка станций метро

Известняк

Белого, серого или желтого цвета; если капнуть каплю кислоты - шипит (выделяется газ)

Строительство, мел, мрамор

Глина

Очень мелкая известь бурого, желтого, белого и др. цветов

Кирпич, посуда

Каменный уголь

Черного цвета, твердый, но хрупкий, горюч

Отопление жилых помещений, кокс - краски, лекарства, пластмассы, духи

Нефть

Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча

Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин, лекарства, мыло, технический спирт

Железная руда

Черного цвета, твердое, плотное вещество, притягивает металлические предметы

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы

Песок

В виде крупинок, сыпучий

Дороги, стекло

Учитель показывает детям образцы полезных ископаемых.

- рассмотрите образец. Пользуясь иллюстрациями учебника на с.48, определите его название.

- Установите свойства данного полезного ископаемого: твердое или жидкое, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое, горючее или нет.

- Подумай, где применяется это полезное ископаемое? На каких свойствах основано его применение?

Таблица заполняется по мере рассматривания образцов.


  1. Работа по учебнику (с.49)

- Для чего добывают полезные ископаемые? Используя фотографию в учебнике на с.50, расскажи о труде шахтеров. (Рассказы детей)

- Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? (Ответы детей)

Дети самостоятельно читают в учебнике статью «Охрана полезных ископаемых» (с.51)

Беседа по прочитанному:

- Почему добывать полезные ископаемые становится все труднее и труднее?

- Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? (Высказывания детей)

- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом)

4. Работа в рабочей тетради.

с.25 №1

- Прочитайте.

- Найдите в учебнике определение что такое полезные ископаемые. Напишите в тетради. (Полезные ископаемые - это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.)

с. 26 №3

- Прочитайте первое предложение.

- Догадайтесь о каком полезном ископаемом идет речь. (Нефть)

- Впишите название полезного ископаемого в клеточки.

- Продолжите задание.

Проверка.

(Газ, глина, руда, песок, гранит, торф, уголь, соль, известняк.)

с. 27 №4

- Прочитайте.

- Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующую графу.

- Где используется глина в строительстве, служит топливом или для получения металлов? (Используется в строительстве)

- Ставим знак «+» в этой графе.

- А где используется известняк? (Тоже в строительстве)

- Продолжите заполнение таблицы самостоятельно.

Проверка.

с. 28 №5

- Прочитайте.

- Назовите способы добычи полезных ископаемых? Приведите примеры.

- Рассмотрите рисунки. Соедините стрелками рисунок и название.

Взаимопроверка.

с. 28 №6

- Прочитайте.

- Что такое шахта? Для чего их строят?

- Отыщите дорогу к кладу.

Проверка.

IV. Физкультминутка

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнись веселей!

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули?

Отдохнули!

V. Фронтальный письменный опрос

На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых:

  1. Горючее; 10. Сыпучее;

  2. Твердое; 11. Легче воды;

  3. Жидкость; 12. Газообразное;

  4. Тяжелее воды; 13. Белого цвета;

  5. Черного цвета; 14. Способно плавиться;

  6. Желтого цвета; 15. Пластичное;

  7. Хрупкое; 16. Плохо пропускает воду;

  8. Имеет запах; 17. Коричневого или белого цвета.

  9. Хорошо пропускает воду;

Первый вариант выбирает из предложенного списка свойства каменного угля и песка. Второй вариант - свойства нефти и глины.

Выполненная работа имеет следующий вид:

Вариант I

Каменный уголь: 1, 4, 5, 7

Песок: 2, 4, 6, 10

Вариант II

Нефть: 1, 3, 8, 11

Глина: 4, 15, 16, 17

Тем ученикам, кто справился с работой быстрее, можно дать дополнительное задание: выбрать свойства, характерные для железной руды и каменной соли; или дописать свойства, которых нет в этом списке.

VI. Повторение изученного. Кроссворд (см. приложение 1)

Ответы: По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда. По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7. Торф. 9. Уголь.

VII. Итог урока

- Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?

- Кто изучает полезные ископаемые, отыскивая месторождения?

- Мы построили большие города, получили новые материалы, которых в природе нет, например, пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче. Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность земли: вызывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной пустой породы. При этом местность, окружающая месторождение, становится непригодной для жизни.

- А как отвечает нам природа?

VIII. Домашнее задание

  1. Выполнить задание «Подумай!» (учебник, с.51) :

- Какие из известных вам полезных ископаемых пропущены в списке: гранит, известняк, нефть, природный газ, поваренная соль?

2. Найдите ошибки в следующих утверждениях:

- большинство полезных ископаемых - жидкие;

- места, где хранят добытые полезные ископаемые, называют месторождениями.

3. Выполнить задания №7, 8 в рабочей тетради (с.29)



© 2010-2022