Урок русского языка на тему Безударные гласные (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №45

с углублённым изучением испанского языка»



Учитель: Болотина Е.В.

Класс: 2-Б

Тема урока: урок-сказка «Безударная гласная в корне слова»

Тип урока: урок закрепления знаний и выработки умений.

Цели урока: 1.Систематизировать знания учащихся по безударной гласной. 2.Повторить с учащимися понятия «ударения», «ударный слог», «корень», «однокоренные слова». 3.Учить поэтапной работе над безударной гласной в корне слова, используя алгоритм. 4.Развивать словарный запас учащихся. 5.Прививать умение самостоятельной и творческой работы на уроке. 6.Воспитывать интерес к сказкам.

Мыслительные операции: анализ, аналогия, сравнение, синтез, обобщение.


Технические средства обучения: компьютер, мультимедийная система.
Демонстрационный материал: презентация песни «Буратино», кукла Буратино, волшебные монетки, иллюстрации с персонажами сказки «Приключения Буратино», плакат «Королевство Безударной гласной».
Раздаточный материал: памятка работы над безударной гласной, орфографические словари, карточки с безударной гласной.

Образовательные технологии: игровая технология, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии.








Ход урока.

1. Орг. момент.

  • Ребята, сегодня мы с вами на уроке отправимся в сказку.

  • Вы любите сказки? А какие сказки вы знаете?

  • Нас с вами поведет в сказку известный сказочный герой. Отгадайте, как его
    зовут?

Он был поленом, стал мальчишкой, Веселый, хитрый шалунишка, Его друзья Пьеро, Мальвина, Узнали? Это - Буратино.

2. Сообщение темы урока. На фоне музыки учитель рассказывает: - Вы помните эту сказку? Буратино отправляется с нами неспроста. Дело в
том, что после победы над Карабасом, он со своими друзьями стал ходить в
школу. И вот однажды, его товарищи Пьеро, Мальвина и Артемон попали в
плен Королевства Безударной Гласной.

  • Поможем Буратино освободить его друзей? Вы не боитесь трудностей в
    пути? Лучшие помощники на уроке за правильные ответы получат от
    Буратино волшебные монетки, которые все же выросли у него на Поле
    чудес.

2. Подготовка памятки «Работы над безударной гласной».

- Волшебным клубочком, который поведет нас по правильной дороге, сегодня
на уроке будет памятка «Работы над безударной гласной».

- Вы приготовили свои памятки?

  • Итак, клубочек покатился, отправляемся в путь. Давайте произнесем для
    этого волшебные слова: «Крекс, пекс, фекс!»

3. Минутка чистописания.

  • Безударная Гласная много подготовила нам препятствий на пути. И вот
    первое из них. Мы должны отправиться по тропинке слитного написания.
    Посмотрите, ребята, внимательно на доску. Вот такая дорожка нам
    предстоит:

аааа оооо ееее ииии яяяя аоеия

  • Продолжите у себя в тетради безотрывно целую строчку. Справились?

4. Постановка ударения в словах.

  • Наш клубочек остановился. Перед нами крыса Шушара, которая так
    испугала Буратино в сказке. Сейчас она помогает Безударной Гласной.
    Чтобы справиться с ее заданием, ребята, подскажите Буратино, что
    называется ударением? (Это знак, который показывает, какую букву надо
    выделить силой голоса). Как называется такая буква. (Ударная).


  • Крыса Шушара приготовила вам слова:

Еж, лиса, заяц, медведь, тигр, барсук, белка, енот, олень.

  • Из данных слов выпишите только ударную гласную букву.

  • Все работают у себя в тетрадях, а один ученик выписывает на доске.

  • Кто хочет? Потом сверим написанное. Начали.

Еааеиуеое

- Прочитай. Правильно ли выписаны гласные?

5. Работа над ударным слогом.

  • Следующее препятствие приготовил для нас Дуремар. Для преодоления его
    вспомните, ребята, какой слог в слове называется ударным? (На который
    падает ударение).

  • Дуремар предлагает вам по стуку определить сколько в слове слогов? Какой
    слог ударный? Придумать соответствующее слово. Приготовились?
    Слушаем внимательно. (Учитель ладонью стучит по столу).

  • Запись у доски с комментированием.
    Рука, школа, работа

6. Проверка безударной гласной путем изменения формы слова.

  • Покатился клубочек по дорожке.

  • Ребята, а скажите Буратино, как называется гласная, на которую не падает
    ударение? (Безударной). А ее позиция? (Слабой). Какие гласные в корне
    слова могут находиться в слабой позиции? (а, о, и, е, я).

  • На пути препятствие Карабаса.

Чтобы с ним справиться, давайте вспомним, как проверить безударную гласную. (Хором).

Если буква гласная Вызвала сомнения, Непременно ты её, Ставь под ударение.

- А как же её поставить под ударение?

  • Давайте вспомним 1-й способ.

(нам помогает волшебный клубочек - наша памятка).

  • Надо изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

  • А как это изменить слово?

(слово стоит во множественном числе, а мы его поставим в единственное или наоборот)

  • Приведите примеры.

  • Итак, я читаю слова Карабаса, а вы показываете карточкой, какую букву
    пишем в слабой позиции. Сейчас каждый из вас в ответе за работу своего
    ряда. Чей ряд не допустит ошибок, его участники получат от Буратино по
    монетке.

  • Приготовились?

Дома, дожди, зима, трава, река, носы, нога, змея, коты, снега, ряды, вода.

7. Физ. минутка.

- Буратино очень рад, что вы ему помогаете. Посмотрите, ребята, как он
развеселился. Он даже хочет с вами потанцевать. Встали из-за парт.
Повторяйте за мной его упражнения.

(Под музыку «Буратино»)

8. Проверка безударной гласной путем подбора однокоренных слов.

  • Наш клубочек катится дальше.

  • Ребята, а какой еще есть способ проверки безударной'гласной?
    Памятка: (нужно подобрать однокоренное слово, в котором на эту

гласную падает ударение)

  • Какие слова называются однокоренными? (Слова, которые имеют
    одинаковый корень и общее значение).

  • Давайте остановимся на значении слова.

  • И тут вам препятствие ставит Кот Базилио. Где слова родные,
    однокоренные? - спрашивает он. Обоснуйте свой ответ.

Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисенок, Лось, лоскут, лосенок, Горный, горка, городок, Пес, песочный и песок.

- Хорошо. А теперь работа в тетради по вариантам. 1-й вариант выпишите из
первой строчки однокоренные слова, а 2-й вариант из последней строчки. Работаем самостоятельно.

9. Выделение корня в словах, выбор проверочного слова из однокоренных.

  • А теперь Лиса Алиса хочет проверить, ребята, как вы умеете выделять в
    словах корень.

  • Сначала ответьте, что такое корень? (Корень - это общая часть
    родственных слов).

  • Верно.

(Учитель читает стихотворение)

Так же как и у кустов, Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам.

- Вот задание Лисы Алисы.

Лес, лесок, лесной, лесник, Цвет, цветок, цветной, цветник. Летчик, самолет, полет, Ледяной, ледовый, лед.

- Где здесь корень в словах?

(Ученики доказывают у доски. Выделяют корень.) Ребята, нужно выписать в тетрадь только те слова из каждой строчки, которые являются проверочными, то есть в которых гласная в корне стоит под ударением.

Лес, цвет, полет, лед.

  • Нужно ли ставить ударение в первых двух словах? Почему? А что можно
    сказать об этой гласной (букве Е) в корне?

  • Молодцы! Вы помогли Буратино и Черепаха Тортилла вручает ему золотой
    ключик, которым наш герой открывает ворота Королевства.

10. Индивидуальная работа на карточках.

Выбери карточку, с которой ты легко справишься:

Карточка №1

Напиши по образцу. Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму «Безударная гласная в корне слова».

Образец: травинка - травы.

Тр…па, з…мля, п…ро, в…сна, цв..ток, л…сник.

Карточка №2

Прочитай загадку. Напиши отгадку. Выпиши слова с пропущенными буквами. Напиши к ним проверочные слова.

В л..су т..мно,

Все спят д..вно.

Одна птица не спит,

На суку с…дит,

Мышей ст…р…жит.

Карточка №2

Составь из слов предложения и напиши их. Вставь пропущенные буквы. Устно проверь их.

  1. Турнире, в, поб…дил, шахматном, Валера.

  2. На, м…ряки, корабля, сошли, с, берег.

11. Работа над словарными словами.

  • Ребята, Безударная Гласная задает нам последний вопрос. Есть в русском
    языке слова, говорит она, в которых никак нельзя проверить безударную
    гласную. Как же быть в таких случаях? (Обратиться к словарю). Как
    называются такие слова? (Словарные) Приведите примеры словарных слов с
    безударной гласной в корне слова.

  • Запишите любые три слова в тетрадь.

  • Хорошо. Ваши ответы очень понравились еще одному герою сказки. Знаете
    кому? Говорящему Сверчку. Помните он посоветовал Буратино купить
    Азбуку и отправиться в школу? Так вот, ребята, за работу на уроке всем вам
    Сверчок подготовил словарики, которыми вы будете пользоваться в
    дальнейшем и, которые помогут вам узнать больше слов с безударной
    гласной.

12. Итог урока.

  • Что же, Королева Безударная Гласная побеждена. Из плена навстречу
    Буратино выходят Мальвина, Пьеро и Артемон. Они благодарят вас за
    помощь. А мы с Буратино хотим узнать, кто больше монеток получил за
    урок. Давайте подведем итог. (Выставление оценок).

  • Ребята, что больше всего вам запомнились на уроке?

  • О самом главном на сегодняшнем уроке ребята нашего класса подготовили небольшое выступление.

1 чтец.

В истории гласных звуков Разное может случиться. Могут они оказаться В слабой и сильной позиции

2 чтец.

Буквы, хотя и гласные, Бывают очень опасные. Звук четко и ясно слышится,

А буква другая пишется.

3 чтец.

Мы под ударением пишем Без сомненья то, что слышим. Если звук без ударенья, Вызывает он сомненья.

4 чтец.

Безударный хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука.

Все хором:

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

13.Рефлексия Всем спасибо! Как не грустно, но мы расстаемся со сказкой. Произносим волшебные слова: «Крекс, пекс, фекс!». Покажи золотую монетку, если тебе на уроке было всё понятно и интересно, и серебряную, если на уроке было много непонятного и ты устал.


© 2010-2022