Статья Мини-музей как средство социальной адаптации младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИ-МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



Музей - словно огромная книга, в которую можно войти

Хорхе Бланко На годы школьного обучения приходится несколько кризисных периодов развития личности, которые могут иметь как благоприятные, так и неблагоприятные последствия. Первый период приходится на возраст 6-13 лет, т. е, именно на начальную школу. Этот возрастной кризис усугубляется изменяющимися внешними факторами социальной среды (новый коллектив, педагог, новые временные условия, требования и ожидания окружающих), к которым первоклассник вынужден адаптироваться,а также наличием некоторых негативных средовых факторов [1]. Средовые факторы детей, обучающихся в начальной школе № 6, зачастую способствуют социальной дезадаптации, так как имеется значительный процент семей, не обеспечивающих положительное влияние на детей, что обусловлено условиями жизни в семье и низким социальным статусом их родителей. И, как следствие этого - неорганизованное досуговое время обучающихся, необоснованные пропуски занятий, низкая мотивация к учебнопознавательной деятельности, повышенная агрессивность и тревожность. Необходимость решения этих проблем оказывает существенное влияние на актуализацию здоровьесберегающего сопровождения процесса социальной адаптации младших школьников, организуемого в школе. Анализ педагогической литературы позволил предположить, что существенную роль в здоровьесберегающем сопровождении процесса социальной адаптации младших школьников может играть школьный музей. Поскольку музей формирует и развивает социально значимые ценности человека, он может органично вписаться в практику духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания, социализации и творческого развития личности. Музеи обладают специфическими, только им присущими особенностями образовательно-воспитательного воздействия на учеников. Идея любого музея - обращение к ценностям, накопленным и хранимым человечеством в мировой культуре, включение индивида в культурноисторическое пространство, что создаёт почву для осознания себя как субъекта культуры. Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, представляет интерес для школы как образовательного и воспитательного общественного института [3]. Чтобы эффективно использовать возможности музея, для детей необходимо создавать особое музейное пространство, которое было бы близко детскому восприятию. В детской музейной зоне ребёнок должен иметь возможность действовать: наблюдать, проводить опыты, конструировать, при этом у него пробуждается любопытство, воображение. Не экспозиция, а среда обитания; не рассказ и показ, а «погружение» в ситуацию; не экскурсия, а свободное пребывание, познание в наглядно-образной форме, переплетённое с игрой и игровым вживанием. Приемлемы такие формы музейно- педагогической деятельности, как игра, праздник, театрализация и т. д. Здесь ребёнок имеет возможность, моделируя проживание в иной ситуации, осваивать конструктивные способы решения актуальных и сложных для него проблем, приближаться к индивидуальному пониманию мира, самораскрытию и самореализации [4]. Необходимо особо подчеркнуть социальную роль музея. Музей не только аккумулирует исторический, эстетический, технический опыт, но и является проводником социальных норм и культурных ценностей. Музейная среда расширяет представление человека о мире. В условиях музея социализация и социальная адаптация детей связана с соответствующей «воспитательной атмосферой», которая предполагает уважение инакости другого, уважение меньшинства большинством, соблюдение прав личности каждого, ответственности этой личности перед другими [1]. Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся. Музей способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, когда роль исследователей истории выполняют дети под руководством взрослых. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурнообразовательной средой, местом повышения культурно-образовательного статуса. Выделяют следующие принципы музейной коммуникации [2]:

  • принцип активного отношения к музейному пространству. Ибо человек воспринимает только то, что делает;
  • принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и отстаивает их равное право на существование;
  • принцип авторства. Авторство может быть различным: от разработки и реализации музейных проектов до создания произведений, показывающих жизненные ценности, установки, мировоззрение автора. Можно сказать, что лишь собственный опыт авторства и его рефлексия позволяют человеку реально, а не умозрительно стать автором, понять авторские позиции других людей и групп;
  • принцип комплексности - включение всех типов восприятия.
И даже небольшой мини-музей в классе имеет огромные возможности для решения педагогических задач: сохранения и формирования психического и социального здоровья детей, их развития и воспитания, учебной и социальной адаптации, накопления и развития ими социального опыта. В 16 классе МБОУ «СОШ № 6» творческой группой педагогов был разработан и реализован в течение 2012-2013 учебного года проект «Мини-музей «Исток» в начальной школе». Мини-музей «Исток» состоит из двух зон: экспозиционной зоны и музейной мастерской. Экспозиционная зона мини-музея представляет собой пространственный модуль, обустроенный в классном кабинете, на котором располагаются сменные музейные коллекции. Музейной мастерской служит во время музейных занятий сам кабинет. Тематика экспозиций подбирается в соответствии с планом воспитательной работы начальной школы МБОУ «СОШ № б». Для апробации музейных форм работы мы выбрали следующие направления: формирование гражданственности и патриотизма, формирование мотивации здорового образа жизни, социальная адаптация обучающихся. В подготовке музейных коллекций участвуют сами ребята и их родители. Предпочтение отдаём краеведческому или семейному материалу, как наиболее близкому, наглядному и конкретному, что способствует более глубокому пониманию общих закономерностей развития общества. Например, экспозиция «Все профессии нужны, все профессии важны!» составлена на примере профессий родителей обучающихся. Часть экспонатов - это предметы, принесённые детьми из дома. Другие экспонаты являются продуктом творчества ребят. Интерактивность - основной методологический прием в работе мини-музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в воспитательно-образовательном процессе. Первый этап музейной работы - поисковособирательский. Идёт большая предварительная подготовка открытия каждой экспозиции. Дети превращаются в «музейных работников». Ведётся поиск или подготовка экспонатов по теме экспозиции. Часто дети приносят на занятия предметы, взятые из собственного дома. Они бывают счастливы показать их своим одноклассникам и испытывают гордость за свою семью. В процессе музейной работы происходит социальная адаптация юного поисковика, так как через личностное отношение к существующей проблеме формируется его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты. Следующий этап работы - экспозиционный (оформительский). Ребята совместно с учителем проектируют художественное решение экспозиции. Затем можно приступать к монтажу экспозиции. И наконец - музейное занятие. Обязательным элементом каждого музейного занятия является музейная экскурсия - представление ребятами своих экспонатов, дети пробуют себя в самопрезентации. Принятие себя - важное условие, определяющее успешную социальную адаптацию детей. Все без исключения дети, даже благополучные, нуждаются в психологической поддержке, специальной работе по принятию себя: своего физического «Я», своего характера, индивидуальных особенностей своего мышления, своих эмоций. Необходима специально организованная педагогическая работа, направленная на понимание ребёнком своей индивидуальности, на формирование безусловного положительного отношения к себе (понятно, что без этого не может быть и положительного отношения к другим). Кроме того, слушая друг друга, дети привыкают уважать инакость другого человека. Далее занятие проводится в форме, например, игры, театрализации, урока- сказки, урока мудрости, урока мужества, урока любви, викторины и т. п. В течение 2012-2013 года было проведено четыре музейных занятия по темам: «Все профессии нужны, все профессии важны», «Моя милая бабушка», «Мой папа - защитник Отечества», «Здоровые традиции моей семьи». Частыми гостями на открытии экспозиций бывают родители, которые с интересом знакомятся с коллекциями и участвуют в музейных занятиях. Семейные посещения мини-музея являются ещё одной возможностью для успешной социализации детей. Таким образом, помимо расширения кругозора, эмоционального и интеллектуального развития личности, мини-музей выступает и как важный инструмент первичной социализации детей, способствуя формированию их социального интеллекта, включающего совокупность качеств социальной зрелости: самоорганизации, самоопределения, осознания себя как субъекта - носителя общечеловеческой культуры, информационной культуры, и др. И, в конечном итоге, успешной социальной адаптации детей в культурной среде. Самооценка реализуемой в МБОУ «СОШ № 6» системы работы «Мини-музей в начальной школе» позволяет констатировать положительные результаты. Наблюдения за детьми показывают, что после музейных занятий повышается школьная мотивация, улучшается микроклимат в классном коллективе, снижается уровень конфликтности, уровень тревожности, оздоравливаются родительско-детские отношения, активизируется сотрудничество педагогов и родителей в процессе социальной адаптации детей.

Литература

  1. Миткевич, В. А. Опыт проведения терапии творческим самовыражением в условиях музейной экспозиции у детей и подростков [Текст] / В. А. Миткевич, Н. Г. Осташова // Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!». - СПб., 2005. - С. 81-87.
  2. Столяров, Б. А. Концепция педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования [Текст] / Б. А. Столяров, А. Г. Бойко // Художественный музей в образовательном процессе. - СПб., 2008. - С. 198-199.
  3. Шляхтина, Л. М. Музейная педагогика [Текст] / Л. М. Шяяхтина, Е. Н. Мастеница, Е. Е. Герасименко. - СПб., 2003. - С. 4-9.
  4. Столяров, Б. А. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» [Текст] / Б. А. Столяров, А. Г. Бойко // Художественный музей в образовательном процессе. - СПб., 2008. - С. 200-227.


© 2010-2022