- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Мини-музей как средство социальной адаптации младших школьников
Статья Мини-музей как средство социальной адаптации младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Туран Т.И. |
Дата | 20.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИ-МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Музей - словно огромная книга, в которую можно войти
Хорхе Бланко На годы школьного обучения приходится несколько кризисных периодов развития личности, которые могут иметь как благоприятные, так и неблагоприятные последствия. Первый период приходится на возраст 6-13 лет, т. е, именно на начальную школу. Этот возрастной кризис усугубляется изменяющимися внешними факторами социальной среды (новый коллектив, педагог, новые временные условия, требования и ожидания окружающих), к которым первоклассник вынужден адаптироваться,а также наличием некоторых негативных средовых факторов [1]. Средовые факторы детей, обучающихся в начальной школе № 6, зачастую способствуют социальной дезадаптации, так как имеется значительный процент семей, не обеспечивающих положительное влияние на детей, что обусловлено условиями жизни в семье и низким социальным статусом их родителей. И, как следствие этого - неорганизованное досуговое время обучающихся, необоснованные пропуски занятий, низкая мотивация к учебнопознавательной деятельности, повышенная агрессивность и тревожность. Необходимость решения этих проблем оказывает существенное влияние на актуализацию здоровьесберегающего сопровождения процесса социальной адаптации младших школьников, организуемого в школе. Анализ педагогической литературы позволил предположить, что существенную роль в здоровьесберегающем сопровождении процесса социальной адаптации младших школьников может играть школьный музей. Поскольку музей формирует и развивает социально значимые ценности человека, он может органично вписаться в практику духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания, социализации и творческого развития личности. Музеи обладают специфическими, только им присущими особенностями образовательно-воспитательного воздействия на учеников. Идея любого музея - обращение к ценностям, накопленным и хранимым человечеством в мировой культуре, включение индивида в культурноисторическое пространство, что создаёт почву для осознания себя как субъекта культуры. Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, представляет интерес для школы как образовательного и воспитательного общественного института [3]. Чтобы эффективно использовать возможности музея, для детей необходимо создавать особое музейное пространство, которое было бы близко детскому восприятию. В детской музейной зоне ребёнок должен иметь возможность действовать: наблюдать, проводить опыты, конструировать, при этом у него пробуждается любопытство, воображение. Не экспозиция, а среда обитания; не рассказ и показ, а «погружение» в ситуацию; не экскурсия, а свободное пребывание, познание в наглядно-образной форме, переплетённое с игрой и игровым вживанием. Приемлемы такие формы музейно- педагогической деятельности, как игра, праздник, театрализация и т. д. Здесь ребёнок имеет возможность, моделируя проживание в иной ситуации, осваивать конструктивные способы решения актуальных и сложных для него проблем, приближаться к индивидуальному пониманию мира, самораскрытию и самореализации [4]. Необходимо особо подчеркнуть социальную роль музея. Музей не только аккумулирует исторический, эстетический, технический опыт, но и является проводником социальных норм и культурных ценностей. Музейная среда расширяет представление человека о мире. В условиях музея социализация и социальная адаптация детей связана с соответствующей «воспитательной атмосферой», которая предполагает уважение инакости другого, уважение меньшинства большинством, соблюдение прав личности каждого, ответственности этой личности перед другими [1]. Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся. Музей способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, когда роль исследователей истории выполняют дети под руководством взрослых. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурнообразовательной средой, местом повышения культурно-образовательного статуса. Выделяют следующие принципы музейной коммуникации [2]:
- принцип активного отношения к музейному пространству. Ибо человек воспринимает только то, что делает;
- принцип толерантности. Он предполагает возможность видеть многообразие форм жизни, традиций, и отстаивает их равное право на существование;
- принцип авторства. Авторство может быть различным: от разработки и реализации музейных проектов до создания произведений, показывающих жизненные ценности, установки, мировоззрение автора. Можно сказать, что лишь собственный опыт авторства и его рефлексия позволяют человеку реально, а не умозрительно стать автором, понять авторские позиции других людей и групп;
- принцип комплексности - включение всех типов восприятия.
Литература
- Миткевич, В. А. Опыт проведения терапии творческим самовыражением в условиях музейной экспозиции у детей и подростков [Текст] / В. А. Миткевич, Н. Г. Осташова // Международный музейно-педагогический семинар «Здравствуй, музей!». - СПб., 2005. - С. 81-87.
- Столяров, Б. А. Концепция педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования [Текст] / Б. А. Столяров, А. Г. Бойко // Художественный музей в образовательном процессе. - СПб., 2008. - С. 198-199.
- Шляхтина, Л. М. Музейная педагогика [Текст] / Л. М. Шяяхтина, Е. Н. Мастеница, Е. Е. Герасименко. - СПб., 2003. - С. 4-9.
- Столяров, Б. А. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» [Текст] / Б. А. Столяров, А. Г. Бойко // Художественный музей в образовательном процессе. - СПб., 2008. - С. 200-227.