- Преподавателю
- Начальные классы
- Методическая система
Методическая система
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Никитина С.Ю. |
Дата | 18.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
5. Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе 5.1. Презентация методической системы Претендента
Показатель
Текст презентации методической системы
Презентация методической системы Претендента
Формирование УУД младших школьников через проектную деятельность на уроках и во внеурочной деятельности.
Согласно требованиям ФГОС в начальном образовании в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узко предметными навыками и знаниями. В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Я считаю, что новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты через проектную исследовательскую деятельность. На мой взгляд, проектная деятельность позволяет строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, считаясь с его личным интересом именно в этом знании. Чрезвычайно важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Цель методической системы: создание условий для оптимального формирования универсальных учебных действий младших школьников через использование проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности; способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею: воспитание целеустремленности и настойчивости; формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество; формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Урочная и внеурочная деятельность строится таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в разных видах деятельности.
Я в своей практике использую групповые, индивидуальные и парные краткосрочные проекты, так как увеличение сроков работы над проектом может повлечь за собой потерю внимания и интереса детей к поставленной проблеме.
Структуру проектов, которые осуществляем мы с моими учениками, можно представить в виде таблицы, в которой показаны этапы работы и роль учителя и ученика на каждом этапе: Этапы
Решаемые задачи
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Подготовка
Определение темы, целей и содержания проекта.
Уточнение информации, обсуждение задания.
Объяснение цели проекта, мотивов деятельности.
Планирование
Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде.
Выработка плана действий, формулировка задач, уточнение источников информации.
Предложение варианта идеи, высказывание пожеланий, наблюдения.
Принятие решения
Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта и уточнение плана деятельности.
Работа с информацией, анализ синтез идей, выполнение исследования.
Наблюдение, консультирование.
Выполнение
Выполнение проектов.
Работа с проектом и его оформлением.
Наблюдение, консультации, советы.
Защита проекта
Раскрытие содержания и результатов проекта, работа оппонентов.
Подготовка доклада, коллективная защита проекта, участие в работе оппонентов.
Участие в представлении и оценке проектов.
Рефлексия
Оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков (ошибок).
Обсуждение, формулирование выводов.
Наблюдение, участие в оценке достигнутого результата. Каждый проект доводится до успешного завершения и оставляет у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами помогаю детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом предоставляю учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представление результатов проекта приглашаю детей из других классов и родителей. Со своими учениками на уроках и во внеурочной деятельности провела следующие проекты: исследовательские («К истокам слова», «Профессии моих родителей», «Разнообразие растений», «Лес-наше богатство» и др.), творческие («Герб моей семьи», выставка творческих работ «Наши мамы лучше всех», «Моё путешествие в … век», «Классный журнал» и др.); информационные («Живая связь времён», «Листая семейный альбом» и др.). Использование метода проектов позволяет сформировать следующие УУД: Личностные (осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Регулятивные (управление познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения). Познавательные (осуществление исследования, поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания). Коммуникативные (умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.)