- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку Обобщение знаний о падежах
Конспект урока по русскому языку Обобщение знаний о падежах
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Котелевец И.В. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок по русскому языку в 4-м классе
"Обобщение знаний о падежах"
Цели:
Обобщить знания о падежах имён существительных;
Совершенствование умений определять падеж имён существительных по вопросам, предлогам;
Умение различать падежи по их признакам;
Роль существительных в предложении;
Развитие творческой деятельности.
Оборудование : ноутбук ; презентация; карточки с названием падежей;
индивидуальные задания; магнитофон;
Музыкальная композиция «Тихий рай» (шум моря)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Тихо сели - раз, два, три…
А урок наш посмотри -
Науке посвящается,
Что грамматикой у нас
С любовью называется.
- Открыли свои тетрадочки и записали число, классная работа.
2. Каллиграфическая минутка
- Сегодня, ребята, на каллиграфической минутке, мы будем писать букву Е е, так как она будет нам встречаться, практически во всех соединениях. В этой цепочке заглавная Е и сточная е чередуются с петлёй.
- Запишите цепочку в предложенной последовательности.
3. Постановка целей и задач урока
- Сегодня на уроке мы подводим итог первоначальному знакомству с одним из понятий русского языка - склонением.
- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока:
- Воскликнул Именительный:
«Мой именинник, тот,
Который изумительно
Науку познаёт!»
- Того, - сказал Родительный:
«Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть себе пальто».
- Тому, - ответил Дательный,-
Плохое имя дам,
Кто не любит старательно
Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.
- С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
- О том, - сказал Предложный,-
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
- Так, какая же тема нашего урока?
- «Обобщение знаний о падежах»
- Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок?
Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа;
Совершенствовать навык определения падежей имён существительных;
Повторить окончания имён существительных в данном падеже;
Совершенствовать навыки в определении падежей имён существительных;
Развивать навыки грамотного письма.
4. Теоретическая работа
- На первом этапе урока проверяю ваши теоретические знания. Внимательно слушайте вопросы , затем отвечайте.
- Сегодня на уроке ваша задача - повторить ещё раз всё, что вам известно о склонении.
- Итак, что же такое склонение?
- Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением.
- Сколько склонений в русском языке?
- В русском языке 3 склонения. 1-е- имена существительные ж.р., и существительные м.р. с окончаниями - а-, -я-, (Например: дядя, грамматика);
2-е - имена существительные м.р. с нулевым окончанием и имена существительные с.р. (Например: урок, утро); 3-е - имена существительные ж. р. с нулевым окончанием (Например: местность)
- Сколько падежей в русском языке?
Д. - У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей,
Они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям,
Судьбу и жизнь свою!
И про своё призвание
На ушко им поют.
- Давайте назовём их с вопросами и со словами - помощниками. (Хором)
(щелчки после каждой строчки)
Именительный (есть) кто? что?
Родительный (нет) кого? чего?
Дательный (дам) кому? чему?
Винительный (вижу) кого? что?
Творительный (доволен) кем? чем?
Предложный (думаю) о ком? о чём?
4. Закрепление пройденного материала
- От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Работая, будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворение «Приключение зелёного листа», а вам нужно определить падеж слова - лист. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали…
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг к - зелёному листу!
Лапой - хвать зелёный лист…
Дескать, поиграем.
Ветер вновь с листом зелёным…
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал.
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.
- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу. Усложним её.
5. Работа по картине
- Что можете сказать о лесе? О снеге? О воздухе? О погоде?
- Просклоняйте слова День, погода, утро.
6. Составление рассказа по картинке
- Ребята, вам даны опорные слова.
Морозное утро
Тёплый, солнечный день
Звенящая тишина
Сверкает иней
- Составьте небольшой рассказ. Озаглавьте текст.
Примерный текст:
Морозное утро
Сегодня морозное утро. Стоит тёплый и солнечный день. Мы идём по лесной тропинке. В звенящей тишине сверкает иней.
ФИЗМИНУТКА
7. Запись предложений с комментированием
- Запишем предложения с комментированием. Разберём последнее предложение по членам, определим части речи с указанием падежей имён существительных, определением склонений.
8. Самостоятельная работа по вариантам (на карточках)
Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:
Бр…дил по л…су,
ч…десная п…года,
прячутся под б…рёзами,
всп…минали о лете. Прол…тала над лесом,
был на …кскурсии,
вырастают из гр…бницы,
шли по тр…пинке.
9. Самопроверка (Работа в парах)
- А теперь, проверьте.
Бродил по лесу, (Д.п.)
чудесная погода, (И.п.)
прячутся под берёзами, (Т.п.)
вспоминали о лете. (П.п.) Пролетала над лесом, (Т.п.)
был на экскурсии,(П.п.)
вырастают из грибницы, (Р.п.)
шли по тропинке. (Д.п.)
10. Задание - тест на карточках на определение падежной формы существительных
Заблудился в лесу;
Перепрыгнул через лужу;
Вышел из ворот;
Побежал по коридору;
Беспокоились о сыне;
Стучали в дверь;
Разрезал ножницами;
Подарила бабушке;
Стучал молотком;
Отвечать у доски.
- Давайте вспомним ещё один момент, который мы с вами не оговаривали особо. Мы знаем, что в русском языке есть шесть падежей, знаем, на какие вопросы отвечают имена существительные в каждом падеже. А теперь, ответьте, мне, пожалуйста: в каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?
- Во всех, кроме именительного.
- В каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов.
- В предложном.
- А что можно сказать о существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах?
- Они могут употребляться и без предлогов.
- Можете ли вы назвать предлоги, которые употребляются только в каком - то одном падеже?
13. Итог урока
- Подведём итог урока.
- В чём заключалась цель нашего урока?
- Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.
- Чью работу на уроке хотите отметить?
14. Домашнее задание