Методическая разработка Использование современных образовательных технологий в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование современных образовательных технологий

в начальной школе.

Введение ФГОС предъявляет новые требования к системе образования. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми обучающийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотьемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия(УУД). Реализация программы формирования УУД в начальной школе -ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Таким образом, введение в российские школы новых образовательных стандартов требует серьёзной подготовки педагога.

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации? И только использование современных образовательных технологий в учебном процессе помогают учителю решить все поставленные задачи.

1. Здоровьесберегающие технологии.

Формирование ответственного отношения к своему здоровью-необходимое условие успешности современного человека. Учитель занимает одно из центральных мест в жизни учащихся. Он олицетворяет для них все то новое и важное, что вошло в их жизнь в связи с приходом в школу. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь, укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Одной из основных задач современной школы является подготовка ребенка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым, кроме того, не менее важно научить его быть здоровым. Применение здоровьесберегающих технологий позволяет равномерно во время урока распределить различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физическими упражнениями, определять время подачи сложного учебного материала , выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять технические средства обучения, что влияет на положительные результаты в обучении.

При подготоке к уроку я ставлю цель: как сделать урок здоровьесберегающим? Поэтому, здоровьесберегающий подход прослеживается в моей работе на разных этапах урока. Это чередование видов деятельности, обязательные физминутки - ритмичные, музыкальные, упражнения для снятия усталости, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, игры и упражнения для релаксации. На переменах - подвижные игры на свежем воздухе. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон. Физкультминутки можно проводить с музыкальным сопровождением, физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления - важные моменты работы учителя начальных классов. Упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний . Мои учащиеся с удовольствием играют в игры с пальчиками «Апельсин», «Замок», «Гости», «На постой», «Цветок», «Братья-ленивцы». Массаж обладает расслабляющим действием и облегчает перенапряжение в любое время.(Например, Закройте глаза и поглаживайте лицо ладонью. Ведите её от центра лба к вискам - 3 раза, от носа по скулам - 3 раза и ото рта по линии челюсти тоже 3 раза.
Переберите волосы руками, мягко потянув все корни. Проделайте это по всей голове в умеренном темпе.)
Выполняйте плоское поглаживание руки от запястья к плечу, затем вокруг плечевого сустава и , более легко, вниз до исходного положения. Повторите 3 раза.
По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
Вот некоторые элементы этой гимнастики:
• Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
• Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
• Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
• Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
• Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
• Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
• Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.

Применение данных технологий для меня включает в себя комплекс мер, форм и методов для организации здоровьесберегающей среды: - организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы в урочное и во внеурочное время ; - просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на ЗОЖ(классные часы«Познай себя», «Чиста залог здоровья», «Мой режим дня», «Правильное питание - здоровое питание», «Как сохранить зубы здоровыми», «Здоровый человек - счастливый человек», беседы со школьной медсестрой). - привлечение к совместной работе родителей, педагогов, психолога(Беседы с родителями «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «У теленяньки дитя без друга», «Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся)

2. Игровые технологии

Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения, поэтому в начальных классах игровой материал присутствует практически на каждом уроке. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные, грамматические навыки и т. д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности. Применение игровых технологий в первом классе способствует успешному прохождению адаптационного периода у первоклассников. У моих уч-ся наибольшей популярностью пользуются игры и эстафеты «Кто быстрее и вернее?», «Лучший счётчик класса», «Кто первый догонит пилота?», «Какая команда лучше?», «Лесенка».С интересом учащиеся воспринимают игры «Чей домик?», «Математическое лото», «Занимательные квадраты», игры на задумывание и угадывание чисел «Угадай-ка», «Какое число я загадала?».При выборе игр я стараюсь учитывать, что задание должно быть посильным всем учащимся и служить максимальной активации мыслительной деятельности.

Дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебе. Дидактические игры очень хорошо уживаются с "серьезным" учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

3. Технология проблемного обучения

Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками..

"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".

(Конфуций)

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Так, например, на уроке математики «Знакомство с приёмом сложения с переходом через десяток» в первом классе на устном счёте среди примеров на сложение и вычитание в пределах 10, записан пример на сложение с переходом через десяток. Дети замечают пример нового вида (8+3), который ещё пока не умеют решать. Возникает проблемная ситуация: как решить пример нового вида? Используя, изученные раннее приёмы , среди только что решённых примеров они сами находят пример -помощник(8+2+1). Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию.

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация учителями активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, даёт в результате творческое овладение знаниями , умениями и навыками, развивает мыслительные способности учащихся.

4. Компетентностно-ориентированное обучение я применяю во время проведения практических, исследовательских работ, работе в группах и в парах. Работая в группах, мои учащиеся знакомятся со свойствами воды, почвы, готовят и защищают творческие проекты («Моя семья», «Наш отдых», «Птицы родного края» и др.). Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 5-6 человек по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, - но всем вместе.

Работу в парах я использую при проверке домашнего задания, на словарной работе, во время самостоятельных работ. Большое внимание я уделяю исследовательской работе. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.



5.Гуманно-личностная и личностно-ориентированная технологии . Применение этих технологий проявляется в доброжелательной обстановке на уроке, спокойной беседе, внимании к каждому ответу, позитивной реакции учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельности. На каждом уроке я стараюсь создавать для детей ситуацию успеха, применять дифференцированный подход к учащимся, подготовила карточки с разноуровневыми заданиями для индивидуальной работы. При подведении итогов урока в разных формах применяю рефлексию. Дети учатся оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
6. Информационно-коммуникативные технологии.

В условиях современной школы очень распространено на уроках использование информационно-коммуникативных технологий. В своей работе я использую электронное приложение к УМК «Школа России», авторские и собственные презентации, использую материалы Интернет-ресурсов. Для практического изучения отдельных тем на уроках окружающего мира, кубановедения, технологии, пользуюсь цифровым микроскопом.

Использование ИКТ позволяет: проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка); обеспечивать наглядность; привлекать большое количество дидактического материала; повышать объём выполняемой работы; создавать интерактивные задания и упражнения; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Таким образом, все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.


© 2010-2022