Выступление с рекомендациями для родителей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы год этот стал удачным стартом школьной жизни!

Будьте рядом!

Это большая радость и большая ответственность - быть родителями первоклассника, Как помочь маленькому ученику, не выполнять за него необходимую работу, а именно помочь? В первое время ваше внимание особенно важно для ребенка. Постарайтесь провожать его в школу и забирать после уроков, даже если школа рядом с домом. По дороге не загружайте его нравоучениями, лучше понаблюдайте за окружающим миром: порадуйтесь солнышку, посчитайте птичек или прочитайте вывеску на магазине. После уроков внимательно слушайте все, что рассказывают дети: все важно, мелочей нет! Когда появятся оценки, старайтесь избегать вопроса: «Какую оценку получил?» Лучше «Что нового и интересного узнал?», «Чем запомнился день?». Ни в коем случае не обсуждайте учителей в присутствии детей. Для первоклассников первый учитель - очень авторитетный человек! Ваши негативные оценки не изменят учителя, а навредят собственному ребенку. Важный показатель адаптации первоклассника - настроение, с которым он идет в школу. Если с радостью и желанием - значит, все движется в правильном направлении. Если появилось нежелание, стало звучать: «Не хочу», выясняйте причину и меняйте ситуацию, это тревожный сигнал для родителей и для учителя: Первые две недели у маленьких школьников специалисты называют «физиологической бурей», и в многом от вас зависит, насколько успешно ребенок с ней справится.

Главное - чувство меры!

Всем хочется, чтобы ребенок учился в хорошей школе, имел достаточно знаний. Не секрет, что родители иногда пытаются реализовать свои амбиции через детей. Завышенные требования мешают первокласснику, они лишают его уверенности в себе, тормозят его развитие, плохо сказываются не здоровье. Вам придется самостоятельно «нащупывать» границы возможностей школьника, и эти границы - отнюдь не повод для огорчения, которое стоит показывать ребенку. Не надо настраивать первоклассника лишь на успехи в обучении, не надо путать страшными последствиями, если что-то не получается. Как и в любой работе (а учеба - это труд), что-то получается лучше, что-то хуже, и, конечно, занижать планку опасно, но и недосягаемую устанавливать неправильно. Если ребенок ослабленный, очень эмоциональный, не торопитесь в этот же учебный год записывать его в дополнительные кружки и секции, лучше отложите на второй класс. Сомнениями поделитесь со школьным психологом, учителем, не спешите сразу принять решение. Соизмеряйте желание «дать ребенку все» с его возможностями и особенностями, помните, что иметь веру в ребенка - значит принять его таким, какой он есть.

Советы психолога

  • Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам. Если он не сразу встает, лучше завести будильник на пять минут раньше и не начинать утро с замечаний.

  • Постарайтесь правильно рассчитать время, необходимое для того, чтобы собраться в школу. Если малыш не успел собраться, в следующий раз оставьте на сборы чуть больше времени.

  • Желательно покормить ребенка завтраком. Но, если он по какой-то причине отказывается от еды, не принуждайте его. Старайтесь готовить его любимые блюда, отсутствие аппетита может быть связано с эмоциональной перегрузкой. Не забудьте собрать ему завтрак с собой.

  • Позаботьтесь о хорошем освещении (рабочая лампа + люстра в комнате). Расстояние от книги до глаз - 35-40 см. Каждые 20-30 минут необходимо делать перерыв в занятиях. Допустимая продолжительность письма для учащихся в возрасте 7-10 лет - не более 10 минут.

  • Рекомендуемая продолжительность приготовления домашних заданий составляет для учащихся 1-го класса полчаса, в исключительных случаях - час. Оставшееся время можно провести на свежем воздухе. Младшим школьникам рекомендуется гулять не менее 2,5 день.

Мнения специалистов о степени участия родителей в выполнении домашних заданий расходятся. Безусловно, возможны варианты, но выбрать нужный из них вам придется самим. Среднестатистический выглядит так. В первые дни находитесь рядом с ребенком в течение всего процесса выполнения работы. Во-первых, нужно убедиться, что он правильно понял задание и выбрал правильный путь его выполнения. Если не понял, объясните, почему нужно делать так, а иначе. Через некоторое время можно под предлогом какого-то необходимого дела (заполнить квитанцию, посмотреть отчет) расположиться в той же комнате, но уже доверив ребенку самому выполнить часть работы. Делать это можно только после того, как вы убедились, что ученик знает что и как делать. Проверьте, похвалите за самостоятельность. Степень этой самостоятельности постепенно увеличивать, оставляя ребенка одного в комнате. В случаях систематического непонимания обязательно выясните причину с учителем, иначе процесс совместного выполнения заданий может растянуться на годы и ни к чему хорошему не приведет. Есть мамы, бабушки, которые считают святой обязанностью делать все с ребенком, а то и за него. Это плохо в первую очередь самого ученика и негативно скажется впоследствии на результатах обучения. Современная учебная программа такова, что участие родителей необходимо, но в разумных пределах.

Памятка

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового
    положения школьника.

  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясни необходимость и целенаправленность,

  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него что-то может получиться не сразу, это естественно. Помните, что ребенок имеет право на ошибку.

  • Обсудите и составьте вместе с вашим школьником распорядок дня, следите за его выполнением.

  • Поддержите ребенка в желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.

  • Правила чтения.

  • 1 Повтори прочитанное предложение целиком.

  • 2 Перескажи предложение,текст,стихотворение своими словами.

  • 3 Тщательно проговаривай звуки Р-Л, Ч-Щ, Б-П, В-Ф, Г-К.

  • 4 Читай нараспев.

  • 5 Читай сначало по слогам,

  • 6 Согласные называй кратко, а не эс, не эр, не эм.

  • 7 Звуки произноси четко, иначе закрепится неправильное произношение.

  • 8 Сходи с родителями в библиотеку.

  • 9 Помни всегда: «Кто много читает, тот много знает»

  • ВЫСТУПЛЕНИЕ

  • на методическом объединении учителей начальных классов

  • учителя начальных классов Белысковой В. А. ГБОУ СОШ с. Подбельск.

  • «Компетентностный подход в обучении в начальной школе»

  • Изменения, происходящие сегодня в системе российского образования, предполагают обновление качества образования.
    В статье 14 Закона РФ «Об образовании» записано: «Содержание образования в школе должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения».

  • В «Стратегии модернизации содержания общего образования» обозначены обновленные цели общего образования:
    - развитие у обучающихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
    - умение отстаивать свои права;
    готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
    - толерантность.

  • Таким образом, в условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

  • В Концепции модернизации российского образования до 2010 года сформулированы ключевые компетенции современного качества образования, которое предполагает ориентацию образования не только на «усвоение обучающимися определенной суммы универсальных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей».

  • Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, модернизация настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности».

  • Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни. Это означает, что необходимо перейти от предметно-знаниевой модели обучения к практико-ориентированной, компетентностной.

  • В государственном образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предполагает успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.
    Анализируя последние государственные документы, рассматривающие современное качество образования, можно выделить две группы образовательных результатов:
    1. Способность ориентироваться (в окружающей действительности, в явлениях природы, в социальных явлениях, во всех областях культуры).
    2. Формирование пяти ключевых компетенций:
    - социальных;
    - коммуникативных;
    - информационных;
    - толерантности;
    - самообразования.

  • Каким в идеале должен быть ученик начальной школы?

  • Любознательный, интересующийся, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться…
    - Какими же ключевыми компетенциями должны обладать выпускники
    начальной школы?
    Обладать компетентностью - значит иметь определенные знания, быть осведомлённым в чём-либо, в какой-либо сфере.
    В начальной школе мы выделяем компетенции:
    1. Учебно-познавательные.

  • Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действий в разных (нестандартных) ситуациях.

  • Например, окружающий мир. Тема «Природная зона-тундра». Обобщающий урок.
    Весь класс превращается в научную станцию. Идёт самостоятельная исследовательская работа учащихся. Дети делятся на группы: ученые-географы, ботаники, экологи, зоологи. Перед каждой группой стоит определенная задача, которая изложена в карточках. Защищают свои мини-исследования в конце урока, используя рисунки, фотографии, рефераты. В процессе таких заданий мы развиваем познавательный интерес, учим выбирать из общего материала главное и приводить в систему.
    2. Ценностно-смысловые компетенции.

  • Связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.
    Например, по плану воспитательной работы школы выступление Экологической агитбригады «Наша планета Земля».

  • Дети должны оценивать экологическую ситуацию не только в мире, но и внимательно смотреть вокруг себя и понимать свою роль в мире, иметь свое мнение, ощущать себя не только членом маленького своего классного коллектива, но и человеком, ответственным за природу своего двора, улицы, города, страны, Земли.
    3. Коммуникативные компетенции.

  • Навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию.
    Например, на уроке математики работают консультанты. Они проверяют сделанную работу на своём ряду, исправляют ошибки. Такой вид деятельности оказывает огромную помощь учителю. Развивает у детей взаимопомощь, взаимопроверку, навыки работы в группах.
    4. Остановлюсь ещё на одной ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью. За период обучения с 1-4 класс учащиеся приобретают начально-технические знания; умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов, навыки самообслуживания.
    Урок трудового обучения. Тема: изготовление модели детской площадки. Учащиеся работают в парах, получая инструкционную карту последовательности изготовления площадки. Дети поэтапно выполняют работу.
    Дизайн всевозможных качелей, горок и других элементов игровой зоны придумывают сами. В процессе таких заданий обогащается трудовой опыт детей; развиваются навыки и умения конструирования.
    5. Информационные компетенции.
    Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, Интернет..)
    6. Здоровьесберегающие компетенции.
    Знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни.

  • Основным результатом деятельности учителя начальных классов не должна стать система знаний, умений и навыков сама по себе. А набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации.

  • Необходимо на первый план выдвигать не информированность ученика, а умение разрешать возникающие в жизни проблемы.

  • В качестве результатов обучения и воспитания рассматривать не сумму заученных знаний, умений и навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

  • Наиболее удачны в практике следующие методы, приёмы и формы:

  • Удивляй! (учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным);

  • - Отсроченная отгадка! (учитель даёт удивительный факт-загадку, отгадка к которой будет открыта при работе с новым материалом);

  • - Лови ошибку! (учитель намеренно допускает ошибку);

  • - Круглый стол, обсуждение;

  • - задание с массивом;

  • - идеальное задание (учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию).

  • - мозговой штурм, поиск общего, найди объяснения, посмотри чужими глазами, театрализация и т.д.

  • Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне.

  • Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.

  • Активно использовать в деятельности метод проектов.

  • При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности решения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта), а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

  • По своей сути проектирование - самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности.

  • В целях объединения усилий школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании можно использовать такую форму работы, как деятельность школьного музея.

  • Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио (учебный портфель). Портфолио - папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций. Портфолио выступает не только средством оценивания, но и своеобразным инструментарием, справочником, составленным из разных источников с помощью ученика и учителя.

  • ортфолио выступает в компетентностном подходе не просто как особая форма оценивания, но как форма, соединяющая в себе все возможные варианты оценивания. Это возможно, поскольку:

  • - учащийся использует свое портфолио для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции;

  • - портфолио, его содержание и ведение могут быть оценены учителем;

  • - портфолио может быть презентовано перед классом, педагогами, родителями;

  • - может быть создано групповое портфолио учащихся класса, которое используется для групповой самооценки. (13 кадр)

  • Уметь анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать, работать без постоянного руководства, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения на основе здравых рассуждений - это ключевые компетентности, которые можно выделить в современном обществе. То, с чем ребёнку нужно войти в этот мир.

  • Задача учителя - так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка, научить его мыслить, привить навыки практических действий.

  • Учителям, родителям, администрации образовательных учреждений необходимо осмыслить требования к образованию, предъявляемые новыми стандартами и находить новые подходы в работе.

  • Направленность на воспитание и развитие школьника - основа деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения. Но многое зависит от учителя. Учителям придется пересмотреть всю работу, освоить новые методы, принять, практически осуществить системность требований, заложенных в стандартах второго поколения.

  • Таким образом, современной школе нужна новая модель - «школа активного ученика». К этому необходимо стремиться коллективу школы.

  • Можно сделать вывод, что частично компетентностный подход в начальной школе существует и реализуется, а его полная реализация представляется возможной.

  • Дальнейшая «жизнь» подхода зависит только уже от самих учителей начальных классов, от их готовности его принять и реализовывать.



© 2010-2022