Конспект по музыке на тему «Образ природы в творчестве композиторов»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс

3 А

Тема

«Образ природы в творчестве композиторов»

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель

Через погружение в мир художественных образов природы обозначить связь музыки и изобразительного искусства.

Задачи

Образовательная: научить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека. На основе приобретённых знаний находить взаимодействие между другими видами искусства.

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях при слушании пьес из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. Воспитание любви к родной природе, к своей Родине.

Развивающая: развитие внимания, мышления, слуха, чистоты интонирования. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Формы работы

Фронтальная

Оборудование

портреты композиторов, репродукции картин

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Здравствуйте. Садитесь. Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны, активно участвовали в уроке, полагаясь на свои собственные знания.

Ученики готовятся к уроку. Садятся.

Личностные: положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Подготовка к восприятию

Работа по теме урока

- Изменить состоянье души может лес,

Над рекой красота небосвода,

Дивный мир совершает так много чудес,

Всегда радует сердце природа.

-Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

-Сегодня мы посвятим урок музыке, рисующей картины природы.

-Искусство и природа вообще не отделимы друг от друга. Художники, поэты, композиторы часто воспевают природу, видя в ней прекрасный образец для своего творчества.

- Посмотрите на эти картины известных русских художников И. Шишкина, И.Левитана, В.Васнецова.

-Что мы видим в них?

- А можем ли мы увидеть музыку? Как?

- А каких известных композиторов вы можете назвать, посвятивших свои произведения природе?

-Я помогу дополнить вам этот музыкальный материал, послушайте знакомую для вас композицию.

Тема «Утра» Грига

- Как называется эта композиция? -Кто композитор?
-Какая это музыка?


-Как вы считаете, чего больше в такой музыке: маршевости, песенности или танцевальности?







-Что такое утро?


-Какой характер у такой мелодии?
-Певцом родной природы называют великого русского композитора П.И. Чайковского. Он и сам о себе говорил: «Я ещё не встречал такого человека, более меня влюблённого в матушку Русь и русскую природу». П.И. Чайковский написал огромное количество произведений, раскрывающих красоту родной природы, известных во всём мире. - Сейчас вы услышите пьесу из цикла «Времена года». Когда вы будете слушать, задумайтесь, какими средствами музыкальной выразительности композитор передаёт нам настроение картины природы, которую прочувствовал сам.

Слушание П.И. Чайковский «Октябрь. Осенняя песня» -Ребята, вам понравилось произведение? -Какие чувства вызвало у вас это произведение? -Какая это музыка? -Как вы считаете, чего больше в такой музыке: маршевости, песенности или танцевальности? -Какой характер у такой мелодии? -А какую картину можно увидеть, представить?





-Действительно, выразительная мелодия, задушевный песенный характер, широкая певучесть, как в протяжной русской песне. -П.И. Чайковский хотел показать не только красоту времени года. Это мысли, чувства человека, размышлявшего об увядании природы, как об осени человеческой жизни. Мажор хочет вырваться сквозь тучи, но музыка остаётся минорной, настроение печальным.

Слушание

П.И. Чайковский «Подснежник» -Апрель - Существует красивая легенда о подснежниках. Когда на земле появились первые люди, вдруг выпал снег. Людям было очень холодно. Они огорчились и подумали, что снег никогда не растает. Тогда несколько снежинок, чтобы подбодрить людей, превратились в нежные цветы - подснежники. Они подарили людям надежду на лучшее. -Наши предки осознали ценность растений, бережно относились к ним. Природа является первоосновой всякой красоты и величия.

-Слушание р.н.п. «Ты, река ль…» . -Какой характер? - Лад? - Ребята, ка вы думаете, только ли русский народ может любить природу своей Родины и воспевать её красоту, её гармонию? -Конечно, нет. Можно назвать имена многих композиторов других стран, которые отобразили эту тему в своих произведениях. -Сегодня мы скажем о великом В.А. Моцарте. «Весенняя песня» В.А.Моцарта. -Его лучезарная, полная весенней теплоты, прекрасная музыка всегда будет приносить радость людям. -Вы сегодня. Ребята. Были очень внимательны. Мы вместе слушали. Рассуждали, чувствовали радость, грусть, восхищались прекрасными картинами нашей Родины. -Давайте беречь, любить свою Родину и её природу. Чтобы не наступило время, когда только в произведениях искусства мы будем слышать её голос.

-Мы будем говорить о музыке, рисующей картины природы.


-Природу.


- Э́двард Хагеруп Григ- норвежский композитор.

-Песенная - хочется подпеть, светлая, мягкая, нежная, завораживающая, волшебная

-Песенности, маршевости нет вообще, а танцевальностъ присутствует в очень малом количестве, т. к. темп музыки медленный, но в принципе можно и станцевать под такую мелодию, например, танец распускающегося цветка или зеленого листочка.

-Зарождение дня, начало его, солнце встает, пробуждение спящей природы и жизни.

-Ласковый, лирический, напевный, песенный.



-Да.

-Грустная, красивая.

- Листы кружатся и ложатся на землю. В этой музыке можно услышать и порывы ветра и как падают листья. Мелодия звучит неторопливо, с остановками, несколько медленно, уныло.




- Лирический, протяжный.

- Минорный.

-Нет

Познавательные:

логические - анализ изученного материала с целью выявления предмета;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации

-обобщение информации

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

Коммуникативные:

-владение монологической и диалогической формами речи;

- умение с достаточной полнотой и точностью

Итог урока.

Рефлексия

-Вам понравился урок? Что для вас было самым интересным?

-Поднимите руку те, кому все на уроке понравилось

Поднимите руку те, кто не был заинтересован в уроке.

Поднимите руку те, кому урок показался скучным.

Ребята, мне очень понравилось работать с вами, вы все хорошо работали, молодцы! Спасибо вам за урок!

Личностные:

Уметь проводить оценку и самооценку работы на основе критерия успешности учебной деятельности.


© 2010-2022