- Преподавателю
- Начальные классы
- «Общие приёмы вычитания с переходом через десяток»
«Общие приёмы вычитания с переходом через десяток»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Емельянова Е.А. |
Дата | 15.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Цель урока: научить пользоваться двумя приёмами вычитания с переходом через десяток: по частям и на основе знания состава числа и связи между суммой и слагаемыми.
Задачи урока: познакомить обучающихся с общими приёмами табличного вычитания в пределах 20; формировать умение решать простые и составные задачи; развивать математическое мышление; формировать умение анализа и синтеза; развивать познавательную активность; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание; развивать умение самоконтроля и самооценивания; прививать культуру общения на уроке; повышать мотивацию к предмету; воспитывать уважение к товарищам.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся моделировать приёмы выполнения действия вычитания с переходом через десяток, используя счётный материал; повторят чтение равенств с использованием математической терминологии; будут совершенствовать умения в решении заданий творческого и поискового характера; будут учиться планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и действия своих товарищей в соответствии с поставленными задачами; будут учиться сотрудничать в паре.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: учебные пособия (учебник - ч.2, тетрадь №2); наборное полотно, смайлики; электронное приложение к учебнику М.И. Моро; мультимедийное оборудование, экран, ноутбук, слайды.
СТРУКТУРА УРОКА: 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Выявление места и причины затруднения в пробном действии. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности.
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
-
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
1-2 - выше голова,
3-4 - плечи шире,
5-6 - тихо сесть,
7-8 - лень отбросим.
Без точного счёта не сдвинется с места любая работа.
Скорей за работу! Скорей за работу!
- Сегодня мы совершим путешествие в страну «МАТЕМАТИКА» при помощи цветика-семицветика. Вот он какой! (на доске) А для этого будем отрывать лепесточки в соответствии с порядковыми номерами, а цветик-семицветик будет нам подсказывать, какое задание мы должны выполнить, и, конечно же, я думаю, будет нам помогать справляться с ними.
Дети оценивают свой настрой и готовность на работу.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Жизненное самоопределение.
-
Актуализация и пробное учебное действие.
1. Повторение состава числа 10. - Итак, сколько детей в нашем классе? - Сколько девочек? Сколько мальчиков? - Значит, 10 - это … - Сколько детей сидит у нас в 1-м ряду? А во втором? - Сколько детей из нашего класса посещают занятия у логопеда? - Вы сегодня пойдёте на урок физкультуры и кто-то из вас будет дежурным. Сколько ещё учеников будут стоять в шеренге? - Вчера после урока технологии мы поместили на выставку работы 8 учеников нашего класса. А сколько ребят ещё не завершили свои поделки? - Спасибо, ребята, вы знаете всё о нашем классе. Теперь вы имеете право воспользоваться первым лепесточком. 2. Дидактическая игра «Расти, расти, лесок!» - Я сейчас буду вам показывать примеры на карточках. Тот, кто знает правильный ответ, встаёт. А когда лес вырастет густой, вы все вместе хором называете правильный ответ. Примеры: 9+9, 8+7, 6+6, 9+5, 7+4, 8+6, 3+8, 7+6, 9+4.
Дети считают от 1 до 10, называя порядковые номера, затем повторяют состав числа 10. - 10. - 7, 3. - 10 - это 7 и 3. - 10 - это 6 и 4. - 10 - это 5 и 5.
- 10 это 1 и 9.
- 10 - это 8 и 2.
Обучающиеся повторяют табличные случаи сложения с переходом через десяток. Смыслообразование. Контроль и коррекция. Поиск необходимой информации. Структурирование знаний. Инициативное сотрудничество.
-
Выявление места и причины затруднения.
- Продолжим ряд примеров: 13-4, 13-9.
- Чем последние два примера отличаются от всех предыдущих? Как смогли вы найти правильные ответы?
Ребята могут предлагать разные способы решения этих выражений: отсчитывания по 1, практический способ решения с помощью счётного материала и т.д.
Смыслообразование.
Планирование.
Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения.
-
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
- Удобными ли были способы решения, которые вы предлагали? - Какие выражения нам сегодня предстоит научиться решать? Какова тема нашего урока? - Мы постараемся найти правильные и удобные способы решения выражений, когда надо переходить через десяток. И вот теперь самое время сорвать следующий волшебный лепесток, который предлагает нам решить такое выражение: 13-4.
Смыслообразование.
Целеполагание.
Формулирование познавательной цели.
Учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения, планирование учебного сотрудничества.
-
Реализация построенного проекта.
1. Практическая работа (на наборное полотно выставляются квадраты двух цветов: красные и коричневые).
- Я буду выставлять квадраты, а вы сосчитывайте за мной.
- Сколько всего квадратов? - Сколько красных? - Сколько коричневых? - Как можно вычесть 4? *Учитель оформляет запись на доске: 13-4=9 или 13-4 =9 13-3-1=9 3 1 - Давайте повторим: 13 - это сколько и сколько? Посмотрите ещё раз на квадраты на наборном полотне. - Если уберём 9 красных квадратов, сколько останется коричневых? А если уберём 4 коричневых квадрата, сколько останется красных? - Что получится, если из суммы 13 вычесть 1-е слагаемое 9? - Из суммы 13 вычесть 2-е слагаемое 4? *Учитель оформляет запись на доске: 13-4=9 9 4 2. Работа с электронным приложением к учебнику. - У нас появилась возможность использовать в нашем путешествии третий лепесточек, который нам позволяет поработать с диском. И мы сейчас проверим, а как же учёные решают эту проблему.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (свободные движения под песню «Ромашка») - Наш волшебный цветочек очень любит одну весёлую песенку и предлагает вам её послушать и даже немного потанцевать. Дети считают самостоятельно (возможно вслух).
- 13. - 9. - 4. Обучающиеся предлагают по частям: сначала 3. Потом ещё 1.
- 13 - это 9 и 4.
- Второе слагаемое 4. - Первое слагаемое 9.
Дети сравнивают своё открытие способов решения с работой учёных.
Нравственно-этическая ориентация.
Коррекция.
Смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного. Анализ и синтез.
Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённостей и согласование общего решения.
-
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- - Ребята, берём следующий лепесток, который просит нас открыть учебники на странице 80 и поработать в парах для того, чтобы ещё раз повторить два способа вычитания из чисел второго десятка однозначных чисел с переходом через десяток. Прочитайте материал шёпотом и расскажите друг другу.
-
- - Прокомментируйте вслух, как решены выражения под №1.
-
- - Откройте ваши тетради на печатной основе на странице 41 и объясните, как выполнено вычитание 15-7.
Дети проговаривают вслух выполняемые операции.
Нравственно-этическая ориентация.
Контроль и коррекция. Структурирование знания.
Умение строить монологическое высказывание.
-
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Самостоятельное решение заданий №2 и №4 на стр. 81.
- Контрольная процедура проверки правильности самостоятельной работы.
(СЛАЙД №1)
Дети работают индивидуально.
Дети проверяют по образцу на слайде:
13-5=8 14-7=7 15-8=7 15-6=9
18-9=9 11-4=7 17-9=8 16-7=9
Задача
-
5-2=3 (п.)
-
5+3=8 (п.)
Ответ: 8 поделок.
Смыслообразование.
Целеполагание и планирование, контроль и коррекция. Выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи.
-
Включение в систему знаний и повторение.
- У цветика-семицветика есть ещё два лепесточка. Один из них просит вас на странице 41 в тетради на печатной основе к выражениям под №4 записать ответы, а внизу добавить и решить ещё одно выражение: 12-4.
- Каждому числу мы подарим соответствующую букву. Проставьте рядом с ответами простым карандашом: 4 - М, 7 - О, 5 - Л, 6 - Д, 9 - Ц, 8 - Ы.
Дети должны для себя проанализировать свой выбор.
Самостоятельное выполнение работы.
Личностное самоопределение.
Саморегуляция.
Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации, постановка вопросов.
Осознанное построение высказывания в устной форме.
-
Рефлексия учебной деятельности.
- кому сегодня было всё понятно, не было трудностей в работе, кто доволен результатом свой работы, возьмите зелёный смайлик;
- у кого были небольшие проблемы, встречались ошибки в самостоятельной работе, возьмите жёлтый смайлик;
- кому трудно решать такие выражения, требуется моя помощь или помощь соседа, возьмите красный смайлик.
Дети выбирают смайлик и выставляют на наборное полотно:
Нравственно-этическая ориентация.
Оценка.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Список информационных источников:
- Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник. 1 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
- Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
- Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика. Методическое пособие. 1 класс. - М.: Просвещение, 2009.
- Математика. 1 класс. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Под редакцией А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
- Интернетрессурсы: standart.edu.ru; prosv.ru.
8