- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мошнина Е.В. |
Дата | 24.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Сформировать орфографическую зоркость - значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
В своей paботе я наметила основные цели:
1) научить детей слуховой зоркости - слуховому восприятию;
2) научить зрительной зоркости - зрительному вниманию;
3) научить мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, вести диалог на уроке и т.д.
С чего следует начать?
1. Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв.
2. Второй этап в этой работе - это выработка орфографической зоркости. Я учу ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.
3. И третье, что необходимо для достижения грамотного письма, - это научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.
Еще в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать определенной буквой, появляются первые орфограммы, а значит и необходимость формировать орфографическую зоркость и самоконтроль. Для этого я использую схемы В.В. Смирновой и в дальнейшей работе мы с ребятами используем их на уроках русского языка (Приложение № 1, 2).
В своей работе я использую приемы, которые позволяют выработать навык звукобуквенного анализа, предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, самоконтроль, такие как:
1. Проверка орфограмм, списывание упражнения с орфограммами;
2. Сверка слов, написанных на доске, со словами в тетради;
3. Подчеркивание орфограмм;
4. Дано несколько слов с разными орфограммами. Выписать определенные;
5. Написание слов по памяти и подчеркивание орфограмм;
6. Игра "Огоньки": дети прикрепляют красные кружки под орфограммами и записывают слова с орфограммами в тетрадь;
7. Письмо с проговариванием;
8. Письмо с комментированием;
9. Словарная, творческая работа;
10. Устное объяснение орфограмм;
11. Диктант "Проверяю себя";
12. Диктант с обоснованием;
13. Диктант с постукиванием перед словом с орфограммой;
14. Диктант "Найди слова".
При формировании правописных умений и навыков у учащихся необходимо помнить, что немаловажное значение имеет уровень развития оперативной памяти (кратковременной памяти). Поэтому я стремлюсь развивать у детей этот вид памяти.
Работа ведётся по алгоритму:
1. Прочитай предложение, записанное на доске вслух, пойми смысл.
2. Отчетливо и ясно проговаривай каждое слово по слогам.
3. Читай предложение по слогам про себя.
4. Просматривай как пишутся слова, особенно трудные. Объясняй все орфограммы.
5. Закрывай глаза и мысленно "пиши" каждое слово. При этом проговаривай трудные слова по слогам. ("Если не уверен в написании какого-то слова, открой глаза, рассмотри его еще раз и снова сделай с ним эту же работу".)
6. Запиши предложения в тетрадь. (Доска с записанным предложением закрывается.) (Проговори слово, запиши и проверь.)
7. Предложение открывается. Проверь от последнего слова к первому.
На уроках русского языка я использую игры, развивающие оперативную память и внимание
В тетрадях стало меньше исправлений, увеличилась скорость письма, дети стали более внимательны.
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства становится любимым предметом.
Организация обучения грамотному письму без предварительной подготовки отрицательно сказывается на формировании у учащихся прочных умений и навыков. Поэтому для обеспечения орфографической грамотности на уроках большое значение имеет работа по предупреждению ошибок.
На уроках русского языка использую следующие приемы, такие как:
1. Проговаривание трудных по написанию слов (хоровое, индивидуальное).
2. Звуковой анализ слов.
3. Проведение выборочного комментирования.
4. "Словарь для справок", "Орфографический словарик".
5. Использую на уроках таблицы; сигнальные карточки при проведении предупредительного и выборочного диктантов; карточки, содержащие трудные по написанию слова.
Анализируя ошибки, надо знать причины их возникновения, чтобы вовремя помочь ученику ликвидировать их.
Своевременная и сознательная работа учащихся по исправлению своих ошибок - важнейшее условие обеспечения их орфографической грамотности в дальнейшем. Её можно разделить на два вида:
а) работа над типичными ошибками учащихся класса;
б) работа над индивидуальными ошибками, выполняемая как в классе, так и дома.
Предупреждение ошибок я осуществляю на каждом уроке, давая детям очень короткие по времени упражнения, так называемые упражнения-пятиминутки, на которых использую стихотворные упражнения по орфографии. Эти упражнения помогают мне добиться прочной грамотности учащихся. Они могут быть разнообразными по форме и по содержанию.
Цель устных упражнений - тренировать учащихся в правильном, литературном произношении слов; письменных - вырабатывать умения правильно писать слова на те орфографические правила, которые дети еще не изучали, но на которые очень часто встречаются слова как в детской речи, так и в грамматических и орфографических письменных упражнениях.
Например:
1. Я читаю загадки, а учащиеся записывают слова-отгадки, а затем составляют
предложение со словами-отгадками. Пример: Стоит Антошка на тонкой ножке.
(Гриб.)
Орфографические сказки используются с учетом психологических особенностей детей.
Они помогают учить детей не только видеть орфограммы, определять их тип, но и выполнять орфографические действия, т.е. подбирать проверочные слова.
А вот средством оценки (контроля) качества орфографической подготовки является диктант, хотя в школьной практике используют также списывание.
Прием списывания одно из лучших средств развития орфографической зоркости.
Он соединяет в себе и письмо по памяти, и орфографическое чтение, и комментированное письмо. Орфографическое прочтение просто необходимо.
Каждый урок я начинаю с орфографической зарядки. Формы могут быть любые: по памятке, в парах, по упражнению. Особенно интересна орфографическая зарядка с использованием столбиков слов:
карандаш
радостный
сказка
земляника
опасный
березка
Москва
солнце
легкий
сапоги
сердце
сладкий
хорошо
известный
гладкий
Задание получает каждый ряд по одному столбику слов на 1-2 минуты, по истечении которых читаются слова так, как написаны, указываются орфограммы и делается вывод, что все слова в первом столбике слова с непроверяемыми гласными, во втором столбике -с непроизносимыми согласными и как их проверить, в третьем столбике - с парными согласными и как их проверить.
При подборе языкового материала для списывания важно не только учитывать нарастающую сложность, но и оценивать его привлекательность с точки зрения содержания, выразительности. В то же время важно выстраивать эту работу так, чтобы каждое записываемое предложение представляло собой новую ступеньку сложности, используя алгоритм для списывания:
· Прочитай предложение так, как оно слышится.
· Прочитай предложение, как оно пишется.
· Повтори по памяти.
· Подчеркни орфограммы и "опасные места".
· Еще раз прочитай предложение так, как оно пишется.
· Пиши и подчеркивай орфограммы, не смотря в книгу.
· Проверь по книге.
Работая по данной теме я пришла к выводу:
· Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.
· Ввести понятие "опасное место", чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.
· Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.
· Развивать фонематический слух.
· Обучать правильному списыванию текста.
· Прививать интерес к чтению.
· Интегрировать уроки русского языка и чтения.
· Развивать словарный запас детей.
Всё это позволяет повысить уровень грамматико-орфографических умений, орфографическую зоркость и оперативную память младших школьников