Открытый урок литературного чтения С. Я. Маршак «Пожар»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок литературы во 2 «Б» классе

23 февраля 2012 г.

Учитель: Григорьева О.Ю., гимназия им. А.М. Горького

Тема урока: С.Я. Маршак «Пожар»

Цели урока:

1. обеспечить в ходе урока знакомство с биографией С.Я. Маршака, с его произведением «Пожар», повторение понятий «Партитура», «олицетворение», «сравнение», формирование умений читать сознательно, бегло, осознанно, умение составлять Партитуру текста и читать выразительно, умение составлять характеристику литературного персонажа, умение определять идею произведения;

2. развивать внимание, речь, фантазию;

3. содействовать воспитанию осторожного обращения с огнём, уважения к труду пожарных.

Оборудование: презентация к уроку, схема «Цели урока», аудиозапись стихотворения С.Маршака «Пожар», электронные тесты, карточки «Биография С.Я. Маршака», «Черты характера человека», видео «Тушение пожара», схема «Партитура», шапка судьи, костюм огня.

Ход урока.

1.Орг.этап. Психологический настрой.(1 мин.)

- К уроку готовность, ребята, проверьте.

Лежат на столе учебник, тетрадь.

Давать мы будем точные ответы,

Учиться мы будем только на «пять»!

2. Постановка цели урока.(2 мин.)

- Угадайте, как называется произведение, с которым будем знакомиться на уроке литературы.

- Для разгадки нам пригодится знание темы из русского языка «Части слова».

В слове «похлёбка» возьми ты приставку,

У «зажарки» надо корень найти,

И если поставить части слов по порядку,

Будет бедствие, уничтожающее всё на пути.(ПОЖАР)

- Мы сегодня на уроке литературы познакомимся со стихотворением Самуила Яковлевича Маршака «Пожар».

Определим цели урока.

Знать:

  • что такое Партитура, алгоритм её составления;

  • основные литературные приёмы;

  • правила пожарной безопасности.

Уметь:

  • анализировать стихотворное произведение;

  • составлять Партитуру стихотворения и читать выразительно;

  • давать характеристику герою произведения.

Быть: внимательными, активными, творческими.

3. Проверка Д.з. (12 мин.)

- проверим ДЗ.

- какое произведение изучали на прошлом уроке литературы? кто автор? какое было дз?

- Дома надо было создать проект «Удивительная техника». Опираясь на образ Тр-Тр Мити из произведения Успенского, нарисовать любой вид техники, помогающий человеку по хозяйству, дать ему смешное имя и написать весёлую инструкцию по его использованию.

- Оцениваться ваша работа будет по следующим критериям:

- оригинальность,

- чувство юмора,

- уровень развития речи.

- Работать будем по группам, меняя виды деятельности.

1 группа - выполняет на компьютере тест. Цель теста - проверка знаний, умений по произведению Успенского «Д.Фёдор, пёс и кот».

2 группа - представляет творческий проект «Удивительная техника».

(Потом меняемся видами работы)

- Итак, ваши проекты были очень интересные и творческие.

- А как написали тест? Кто получил «5»? «4»? «3»?

- Молодцы! Вы и с тестом справились отлично! Приступаем к изучению новой темы.

4. Вступительная беседа. Игра «Поставь по порядку». (работа в парах) (5 мин.)

- Узнаем об авторе стихотворения «Пожар». Сыграем в игру «Поставь по порядку».

- Работать будем в парах.

- У вас на столе лежат карточки с рассказом о Самуиле Яковлевиче Маршаке. Поставьте предложения в рассказе по порядку, чтобы получился связный текст.

Самуил Яковлевич Маршак.

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже.

Семья Маршака была большая и дружная. Родители старались вырастить детей образованными и трудолюбивыми людьми.

Самуил Маршак рано начал писать стихи, в четыре года.

Маршак учился в Англии в Лондонском университете. Он много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Впоследствии он перевёл много английских баллад.

Самуил Маршак организовал театр для детей, писал для него пьесы-сказки.

Стихи Маршака для детей и его пьесы для детского театра выполнены с большим мастерством, выдумкой, отличаются простотой и законченностью.

Умер Маршак 4 июня 1964 года, работая до последнего дня.

- Каким человеком предстаёт перед вами Маршак? (трудолюбивый, талантливый, добрый, умный)

- Произведения Маршака представлены разными литературными жанрами - считалки, басни, пьесы для детского тетра. Есть и дидактические, поучительные произведения. Одно из них - стихотворение «Пожар».

5.Знакомство со стихотворением.(3 мин.)

- Ребята, предположите, о чём будет стихотворение.

- Где будет бушевать огонь? Как он возникнет? Сумеют ли с ним справиться?

(чтение стихотворения учителем, дети закрывают глаза)

- Сбылись наши предположения?

- Какие чувства вы испытали, когда слушали стихотворение?

6. Самостоятельное чтение стихотворения.(2 мин.)

- подготовьтесь к правильному, беглому чтению стихотворения

7. Анализ стихотворения. (10 мин.)

- Куда ушла мама? Что она наказала дочке Леночке? Как прочитаем слова мамы? (строго, медленно, с предупреждением)

- Почему начался огонь?

- Прочитай, как распространялся огонь. Назовите глаголы, обозначающие действие огня. Какой литературный приём использует автор?(олицетворение)

- Для чего автор в описании огня использует олицетворения? (чтобы «оживить» огонь, подчеркнуть его опасность)

физминутка «Опасный огонь»

- Огонь в стихотворении Маршака - живое существо. Давайте попробуем его сыграть!

(учитель включает аудиозапись стихотворения Маршака, 1 ребёнок у доски показывает в костюме «огня» действия, другие повторяют за ним (аудиозапись с 02: 15 с.)

- представьте, что вы - маленькая девочка Леночка. Вот он перед вами - реальный стремительный и беспощадный огонь. Какие чувства бы вы испытали?

- Кто бросился на борьбу с огнём?

- Как вы думаете, как пожарные узнали, где горит? в каком квартале? (квартал - это часть города, ограниченная пересекающимися улицами. Почти как микрорайон в наше время)

- позвонили соседи. телефон пожарной службы? (101)

- Как быстро пожарные приехали к месту происшествия? Докажите чтением.( - сейчас же - в миг единый - в ноль минут автомобили до пожара докатили)

- Почему пожарные так спешат? (пожар разносится мгновенно, промедление грозит бедой, гибелью людей)

- Что помогло пожарной машине быстро домчаться до горящего дома? (её пропускали другие машины, т.к. она ехала с сиреной)

- Расскажите, как действовали пожарные.

- С чем сравнивает пожарный шланг Маршак? Почему? (из него, как из пулемёта, бьёт струя - быстро, с напором)

(показ видео «Тушение пожара»)

- Кто спас девочку?

8. Обобщающая беседа.(3 мин.)

- Главная мысль стихотворения Маршака «Огонь»? (нужно быть осторожным с огнём, опасная и благородная работа пожарных)

- Сочините стихи, используя рифмы:

……не тронь!

……огонь!

……не шутите!

……. звоните!

(Спички, детка, не тронь!

Очень опасен огонь!

С огнём, ребята, не шутите,

«101» всегда звоните!)

9. Работа со стихотворением.

9.1.Составление Партитуры стихотворения, выразительное чтение.(5 мин.)

- Что такое литературная Партитура? Как её составить?

1 в. - составляет Партитуру стихотворения по 1-3 пунктам плана.

2 в. - по 4 - 6 пунктам плана.

План стихотворения.

1. Предостережение мамы.

2. Неосторожная Леночка.

3. Стремительный огонь.

4.На помощь!

5. Тушение пожара.

6. Спасение девочки.

9.2. Игра «Ассоциации»

- давайте поиграем в игру «Ассоциации». Запишем в столбик имя главной героини стихотворения «Пожар» Маршака.

Л - ласковая (мама зовёт её Леночкой)

е - едва открыла дверцу

н - неосторожная (открыла дверцу)

о - очаровательная (маленькая)

ч - чувствительная (испугалась огня)

к - капризная (не слушается маму)

а - активная (не сидится на месте)

- попробуем подобрать к каждой букве имени девочки ассоциацию, связанную с её характером, поведением, которые показаны в стихах.

(ученики работают по списку «черты характера»)

10. Итог урока. Д.з.

- С каким произведением познакомились? Кто автор?

- Что нового узнали?

- Чему учились?

дз. - «Суд над Леночкой».(выбрать роль адвоката или прокурора и подобрать аргументы в защиту или обвинение девочки)

© 2010-2022