Конспект по литературному чтению

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока на тему:

«Как хорошо уметь читать» (произведение Сивка-Бурка).



Выполнила студентка ВП-Нач-3-1 Бекбаева Анаргуль



Тема раздела: «Устное народное творчество».

Тема: «Как хорошо уметь читать» (произведение Сивка-Бурка).

Цели: познакомить детей с произведением устного народного творчества «Сивка-Бурка».

Тип урока: урок новых знаний.

Планируемые результаты: Предметные УУД:

  1. Понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей;
  2. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; формирование потребности в систематическом чтении;
  3. Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и передавать последовательность сюжета, описывать героев.
Метапредметные: Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД: 1. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные УУД: 1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Личностные УУД:
  1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  2. Формирование представлений о красоте в окружающем мире, людях;
Оборудование: учебник Литературное чтение. 2 класс. Р. Н. Бунеева, Е. В.Бунеевой,). - М.: Баласс, 2013 (Образовательная система «Школа 2100»); проектор.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Организационный момент.

Цель: организовать детей, настроить на учебный процесс.

Настраиваются на урок.


  1. Первичный синтез.

Цель: актуализировать знания детей о сказках, подготовить к восприятию произведения.

1.1 Подготовка к восприятию.

-Ребята, сегодня к нам в гости пришла сказка. У этой сказки нет автора, это сказка пришла из народа.

-Как мы называем такие сказки?

-Правильно! А вы знаете, как сочинялись русские народные сказки, ведь у них не было автора?

-А какие вы знаете русские народные сказки? (названия)

- Умницы! Наша сказка начинается со слов: « Жил-был старик, у старика было три сына ….». Можете продолжить это предложение?

-Верно. А теперь посмотрите на доску, на ней написаны заветные слова из сказки, но первые слова по дороге сюда потерялись. Давайте найдем эти слова, вы все их знаете.

«………............., вещий каурка,

Встань передо мной, как лист перед травой!»

-Молодцы! Так как называется наша сегодняшняя сказка?

-Ребята, а вы знаете кто такой Сивка-бурка?

-Давайте посмотрим на картинку, и тогда вы поймете, о ком пойдет речь в нашей сказке.

-Верно, а теперь давайте познакомимся с самим произведением.

-Русские народные сказки.

- Сказки передавались в народе из поколения в поколения, от отца к сыну и тд.

-Колобок, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Иван царевич и Серый волк и тд.

-Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак.

-Сивка-бурка.

-Сивка-бурка.

-Нет. (ответы детей).

-Это волшебный конь или лошадь.





Приложение 1. Картинка Сивки-бурки.

1.2 Первичное эмоциональное восприятие.

Читает учитель, страницы учебника с 40-49.

1.3 Осмысление прочитанного/услышанного, его эмоциональная оценка, выражение своего собственного отношения.


- Понравилась ли вам сказка? А что вы представляли, когда слушали ее? - А какие эмоции у вас вызвала она? - Почему? -Какие слова были непонятны? Пр: вещий каурка-конь, дающий советы своему хозяину и обладающий чудесным свойством изменять его внешний вид и одежду. Каурый - светло-каштановый, рыжеватый. Лошадь каурой масти.

-Ответы детей.


  1. Анализ.

Цель: научить детей анализировать стихотворение, изобразительные средства в нем; научить выражать свое отношение к произведению.

2.1 Анализ сказки по частям.

-- А теперь, будем читать сказку по частям. По ходу чтения будем анализировать.

1) часть

«Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка-дурачок; день и ночь дурачок на печи валяется.

Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить. Вот старик и говорит детям:

- Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь поочередно, поймайте мне вора.

Приходит первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра. Приходит утром домой и говорит: всю ночь-де не спал, иззяб, а вора не видал.

На вторую ночь пошел средний сын и также всю ночку проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черед дураку идти. Взял он аркан и пошел. Пришел на межу и сел на камень: сидит - не спит, вора дожидается.»

-Какая проблема встала перед семьей в начале сказки?

-Как вы охарактеризуете братьев Ивана?

-Какое у вас сложилось впечатление в начале произведения об Иване?

2)часть

«В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая - серебряная, бежит - земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.

Подкрался дурак на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан. Рванулся конь изо всех сил - не тут-то было. Дурак уперся, аркан шею давит. И стал тут конь дурака молить:

- Отпусти ты меня, Иванушка, а я тебе великую сослужу службу!

- Хорошо,- отвечает Иванушка-дурачок. - Да как я тебя потом найду?

- Выйди за околицу, - говорит конь, - свистни три раза и крикни: "Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!" - я тут и буду.

Отпустил коня Иванушка-дурачок и взял с него слово - пшеницы больше не есть и не топтать.

Пришел Иванушка домой.

- Ну что, дурак, видел? - спрашивают братья.

- Поймал я, - говорит Иванушка, - разношерстного коня. Пообещался он больше не ходить в пшеницу - вот я его и отпустил.

Посмеялись вволю братья над дураком, но только уж с этой ночи никто пшеницы не трогал.»

-Кто воровал пшеницу?

-Опишите коня словами из текста?

-Почему Иван отпустил Сивку-бурку?

-Какие слова должен сказать Иван, чтоб появился конь?

-Поверили ли братья и отец Ивану?

3) часть

«Скоро после этого стали по деревням и городам бирючи (глашатай) от царя ходить, клич кликать: собирайтесь-де, бояре и дворяне, купцы и мещане и простые крестьяне, все к царю на праздник, на три дня; берите с собой лучших коней; и кто на своем коне до царевнина терема доскочит и с царевниной руки перстень снимет, за того царь царевну замуж отдаст.

Стали собираться на праздник и Иванушкины братья: не то чтобы уж самим скакать, а хоть на других посмотреть. Просится и Иванушка с ними.

- Куда тебе, дурак! - говорят братья. - Людей, что ли, хочешь пугать? Сиди себе на печи да золу пересыпай.

Уехали братья, а Иванушка-дурачок взял у невесток лукошко и пошел грибы брать. Вышел Иванушка в поле, лукошко бросил, свистнул три раза и крикнул:

- Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

Конь бежит - земля дрожит, из ушей пламя, из нозрей дым столбом валит. Прибежал - и стал конь перед Иванушкой как вкопанный.

- Ну, - говорит,- влезай мне, Иванушка, в правое ухо, а в левое вылезай.

Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез - и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать.»

-Какой пир устраивал царь?

-Поехал ли Иван на этот пир?

-Послушался ли их Иванушка? Как он поступил?

4) часть

«Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул - только на три венца до царевнина окна не допрыгнул.

Удивился народ, а Иванушка повернул коня и поскакал назад. Братья его не скоро посторонились, так он их шелковой плеткой хлестнул. Кричит народ: "Держи, держи его!" - а Иванушкин уж и след простыл.

Выехал Иван из города, слез с коня, влез к нему в левое ухо, в правое вылез и стал опять прежним Иванушкой-дурачком. Отпустил Иванушка коня, набрал лукошко мухоморов и принес домой.

- Вот вам, хозяюшки, грибков, - говорит.

Рассердились тут невестки на Ивана:

- Что ты, дурак, за грибы принес? Разве тебе одному их есть!

Усмехнулся Иван и опять залез на печь.

Пришли братья домой и рассказывают отцу, как они в городе были и что видели, а Иванушка лежит на печи да посмеивается.»

-Увидел ли Иван Елену Прекрасную?

-Почему братья не узнали его?

-Допрыгнул ли он до Елены Прекрасной?

5) часть

«На другой день старшие братья опять на праздник поехали, а Иванушка взял лукошко и пошел за грибами. Вышел в поле, свистнул, гаркнул:

- Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

Прибежал конь и встал перед Иванушкой как вкопанный.

Перерядился опять Иван и поскакал на площадь. Видит - на площади народу еще больше прежнего; все на царевну любуются, а прыгать никто не думает: кому охота шею ломать! Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул - и только на два венца до царевнина окна не достал. Поворотил Иванушка коня, хлестнул братьев, чтоб посторонились, и ускакал.

Приходят братья домой, а Иванушка уже на печи лежит, слушает, что братья рассказывают, и посмеивается.»

-Взяли Ивана братья на второй день в город?

-Как поступил Иван?

-Сколько ему не хватило допрыгнуть до царицы?

6) часть

«На третий день братья опять поехали на праздник, прискакал и Иванушка. Стегнул он своего коня плеткой. Осерчал конь пуще прежнего: прыгнул - и достал до окна. Иванушка поцеловал царевну и ускакал, не позабывши братьев плеткой огреть. Тут уж и царь и царевна стали кричать: "Держи, держи его!" - а Иванушкин и след простыл.

Пришел Иванушка домой - одна рука тряпкой обмотана.

- Что это у тебя такое? - спрашивают Ивана невестки.

- Да вот, - говорит, - искавши грибов, сучком накололся. - И полез Иван на печь.

Пришли братья, стали рассказывать, что и как было. А Иванушке на печи захотелось на перстенек посмотреть: как приподнял он тряпку, избу всю так и осияло.

- Перестань, дурак, с огнем баловать! - крикнули на него братья. - Еще избу сожжешь. Пора тебя, дурака, совсем из дому прогнать!

Дня через три идет от царя клич, чтобы весь народ, сколько ни есть в его царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться, а кто царским пиром побрезгует - тому голову с плеч.

Нечего тут делать, пошел на пир сам старик со всей семьей.

Пришли, за столы дубовые посадилися; пьют и едят, речи гуторят.

В конце пира стала царевна медом из своих рук rocтей обносить. Обошла всех, подходит к Иванушке последнему; а на дураке-то платьишко худое, весь в саже, волосы дыбом, одна рука грязной тряпкой завязана... просто страсть. |

- Зачем это у тебя, молодец, рука обвязана? - спрашивает царевна. - Развяжи-ка.

Развязал Иванушка руку, а на пальце царевнин перстень - так всех и осиял.

Взяла тогда царевна дурака за руку, подвела к отцу и говорит:

- Вот, батюшка, мой суженый.

Обмыли слуги Иванушку, причесали, одели в царское платье, и стал он таким молодцом, что отец и братья глядят - и глазам своим не верят.»

-Получил ли Иван перстень Елены Прекрасной?

-Как он скрыл у себя наличие перстня царицы?

-Когда Елена Прекрасная поняла, что Иван ее жених?





- Кто-то воровал пшеницу.

Высказывают мнение.

-Положительное. Он поступил честно, добросовестно выполнил поручение отца.







-Волшебный конь.

-Конь: одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит-земля дрожит; из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

-Сивка-бурка обещал помочь ему.

-Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной как лист перед травой.

-Нет.









-В честь своей дочери Елены Прекрасной.

-Нет, его братья дома оставили.

-Он взял лукошко, пошел в лес грибы собирать, а на самом деле он позвал Сивку-бурку и поехал ко двору.





-Да.

-Он изменился, так как влез в правое ухо, вылез через левое.

-Нет, он не допрыгнул три бревна.





-Нет.

-Так же как и в первый раз.

-Не доскочил два бревна.













-Да.

-Обмотал тряпкой, сказав, что накололся на сучок в лесу.

-На пиру у царя, Иван показал перстень.


  1. Вторичный синтез.

Цель:

-Как вы думаете, что произошло далее? Придумайте свой конец сказки!

-Хорошую ли службу сослужил Сивка-бурка Ивану?

- Как относитесь к Сивке-бурке? Можно ли назвать его преданным?

-На какого героя вы хотите быть похожим?

-Кто из героев может послужить примером для вас?

-Ответы детей. Варианты концовок.

Высказывают свое мнение, отношение к героям.

Рефлексия. Подведение итогов.

-Какое произведение мы сегодня читали?

-Как оно называется?

-Понравилось ли вам оно?

-Чему нас учит сказка?

-Как вы оцените свою работу на уроке?

-С каким настроением уходите?

-Ответы детей.



Приложение 1.

Конспект по литературному чтению

© 2010-2022