Урок окружающего мира

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка к уроку.

Тема: Про больших и маленьких.

Предмет: Окружающий мир.

УМК: «Перспективная начальная школа»

Класс: 1

Учебник:«Окружающий мир» 1 класс О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова

М, Академкнига/Учебник, 2011 год

Мотивация учащихся: Применение ИКТ, проблемные ситуации, «открытие новых знаний», работа в парах.

Автор урока: Сулягина Марина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5 п. Стрелка Темрюкского района Краснодарского края.

Оборудование:

  • презентация к уроку;

  • раздаточный материал: рисунки с изображением животных и их детёнышей, тест

  • компьютер, проектор, экран;

Место урока в образовательном процессе: Урок по теме «Про больших и маленьких» проводится для учащихся 1 класса, обучающихся по УМК «Перспективная начальная школа», автор учебника Федотова О.Н., Трафимова Г.В. «Окружающий мир» М, Академкнига/Учебник, 2011 год. Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Природа и её сезонные изменения».



Технологическая карта изучения темы

Тема:

Живая и неживая природа. Про больших и маленьких.

Тип урока по целеполаганию:

Урок «открытия» новых знаний Цель урока:

Познакомить учащихся с появлением потомства у животных. Задачи урока для учителя:

1) создать условия для совместного творческого поиска и сотрудничества

2) выяснить, как животные заботятся о своём потомстве на примере поведения млекопитающих и птиц

3) ознакомить с термином «Млекопитающие» животные; продолжить формирование навыка устного рассказа по рисунку, формирование навыка чтения на материале урока

4) воспитание любви и бережного отношения к окружающему миру

5) повышение познавательной активности, учебной мотивации Задачи урока для учащихся:

  1. научиться самостоятельно получать новые знания и поиск решения задачи
  2. тренировать умение работать в паре, группе, уважать мнение товарищей
  3. Развивать такие качества личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности
Основные термины и понятия темы:

Млекопитающие, головастик. Личностные УУД:

Овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося;

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Предметные результаты:

- знать особенности жизни животных весной.

- рассматривать и сравнивать иллюстрации, извлекать из них информацию о поведении животных и их внешнем виде

- приводить примеры животных и их детёнышей

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем поискового характера;

- освоение основ познавательной рефлексии;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;

- установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

- овладение базовыми предметными понятиями;

- высказывание своих предположений;

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Коммуникативные УУД:

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Организация пространства


Межпредметные связи

Формы работы Русский язык (развитие речи) Фронтальная, индивидуальная, групповая.

ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

1 этап: Самоопределение к деятельности.


Цель этапа: подготовка обучающихся к предстоящей работе на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд 1.

Громко прозвенел звонок -

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

Слайд 2.

На доске:

  • Я хочу рассказать о …

  • Я хочу узнать о …

  • Я хочу спросить о …

  • Я хочу поделиться …

Выберите пункт, соответствующий вашим желаниям.

Психологический настрой на работу

Включение в учебную деятельность

II этап. Актуализация опорных знаний

Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.

Учитель:

- О каком времени года мы говорили на предыдущем уроке?

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- Как зимовали животные?

-Как зимовали насекомые?

-А как изменяется их жизнь с приходом весны?

Устные ответы, беседа

III этап. Постановка учебной задачи

Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока.

Слайд 3.

Учитель:

Проблемный вопрос: Когда ёж не колется, птица не летает, лягушка не прыгает?

Это происходит, когда животные только появились на свет.

Слайд 4.

А в какое время года обычно у животных появляется потомство?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Дети высказывают свои предположения.

Приводят примеры.

IVэтап. Изучение новой темы (Решение учебной задачи)

Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

Весной у многих животных появляются детёныши.

Слайд 5.

Работа с учебником с. 52 - 53.

Рассмотрите рисунок в учебнике и расскажите о животных, у которых весной появляются детёныши?
Слайд 6 - 10

Рассказ о медведице и медвежатах, ежихе и ежатах, зайчихе и зайчатах.

Можно ли зайчиху назвать плохой матерью?

Для ответа на вопрос можно прочитать статью в хрестоматии.

Слайд 11. Похожи ли у зверей родители и дети?
- Сегодня мы будем исследовать одну из самых таинственных, полных загадок тему.



-Давайте представим, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими. Это огромное счастье, когда у мамы появляется ребёнок. У животных тоже есть свои дети. -Итак, первая загадка для вас. - Все ли детёныши похожи на своих родителей? Слайд 12. Игра «Кто у кого?»

у кошки - (котёнок)

у коровы - (телёнок)

у курицы - (цыпленок)

у скворца - (птенец)

- А кем в детстве была лягушка? (головастиком) Слайд 13. 2. Размножение лягушек. Слайд 14. Работа в парах. Появление лягушек на свет. - Рассмотрите на Слайде 15, как на свет появляются лягушки? Расскажите об этом друг другу в паре. Вывод: Из икринок лягушки появляются головастики. Они похожи на рыб. У них нет ног, имеется хвост, дышат они жабрами. Проходит время, головастики превращаются в лягушек. Всё начинается с того, что головастик перестаёт питаться. Он худеет. Голова оказывается шире туловища, рот становится большим, быстро растёт язык. Глазки увеличиваются, делаются круглыми и выпуклыми. Исчезает хвост. Слайд 16.

В России чаще всего встречается озёрная, травяная и остромордая лягушки.
Слайд 17.
Самая крупная - озёрная. Живут озёрные лягушки всегда у воды.
Слайд 18,19.
Остромордых и травяных лягушек весной можно увидеть в водоёме, потом они переселяются в леса, на луга, болота и живут там до осени.
Слайд 20.
Остромордые лягушки - единственные из наших лягушек заботятся о своём потомстве. Всех других судьба детёнышей не интересует.


Слайд 21.


У животных малыши по внешнему виду похожи на своих родителей, но они маленькие, беспомощные, нуждаются в защите.

А ещё у них нет зубов, и они питаются молоком матери.

Поэтому зверей ещё называют млекопитающими.

Физминутка.

Медвежата в чаще жили

Головой они крутили,

Вот так, вот так головой они крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так дружно дерево качали.

Медвежата воду пили,

Друг за дружкою ходили,

Вот так, вот так друг за другом все ходили.

Медвежата танцевали,

Кверху лапы поднимали,

Вот так, вот так кверху лапы поднимали.

Открытие новых знаний.

Ответы детей.


Чтение текста

хрестоматии.

Ответы на

вопросы.

Ответы детей на основе жизненного опыта.


Работа в парах








(поворачивают голову влево - вправо)

(раскачиваются туловищем)

(мимикой показывают питьё воды)

(шаги на месте)

(танцевальные движения)

(руки поднимают вверх)

Vэтап. Первичное закрепление

(Групповая работа)

Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

Учитель: Прежде, чем продолжить работу дальше, давайте вспомним правила поведения в группе.


«Большие и маленькие».

(На одних карточках написаны животные: ЗАЙЧИХА, ЛОСИХА, МЕДВЕДИЦА, ЛЯГУШКА,БЕЛКА. На других карточках записаны детки: ЗАЙЧАТА, ЛОСЯТА, МЕДВЕЖАТА, ЛЯГУШАТА, БЕЛЬЧАТА).



3. Р а б о т а п о у ч е б н и к у. - Рассмотрите рисунок на с. 53. Как птицы готовятся к выведению птенцов? (работа в группах) «Найди гнездо для каждой птицы». Слайд 22. - Похожи ли птенцы на своих родителей? (Только что появившиеся на свет птенцы на своих родителей мало похожи.) - Верно. Цыпленок мало похож на свою маму - курицу, а утенок - на утку. И хотя утята сначала не умеют плавать, они не так беспомощны, как птенцы, например, ласточки, воробья или синицы, которые вылупляются из яиц слепыми, голыми или с редким пухом и, конечно, не умеют летать. Как же птицы-родители заботятся о птенцах? (Взрослые птицы высиживают яйца в гнездах, а когда появляются птенцы, то приносят им корм, согревают своим теплом, охраняют от врагов.) - Какая птица не заботится о своём потомстве? (кукушка) Почему? - Вы слышали когда-нибудь такое выражение «Кушает как птичка»? Много ли пищи на самом деле нужно птенцам? Об этом расскажет Максим. (хрестоматия с. 61) - Справедливо ли говорить про человека с плохим аппетитом, что он кушает как птичка?

Физминутка

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой прыгали бельчата,

За мамой-зайчихой скакали зайчата,

Волчица вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят.

слушать и уважать мнение товарища; работать дружно, сообща; вежливо обращаться друг к другу, а также вежливо делать замечания; при необходимости оказывать помощь друг другу.

Работают в группах. (Дети сопоставляют написанное на карточках и встают в свою очередь, изображая повадки этого животного)


Ответы детей




Выступление заранее подготовлено хорошо читающим учеником

Ответы детей

(Дети спокойно идут по кругу друг за другом.)

(Крадутся на носочках.)

(Приседают, медленно двигаются вперед.)

(Идут вперевалку.)

(прыгают вприсядку.)

(перескакивают на прямых ногах.)

(шагают на месте.)

(Лицом в круг, делают движения языком - "лакают".)

VI этап. Обобщение и закрепление. (Контроль).

Цель этапа: обобщение и закрепление полученных знаний посредством теста.

Тест.

  1. У коровы рождаются__________________

  2. У кошки рождаются__________________

  3. Курица высиживает___________________

  4. У лягушки появляются____________

  5. У скворца в гнезде___________________

  6. У медведицы________________________

  7. У овечки____________________________

  8. У лошади________________

Практическая

VII этап. Рефлексия.

Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

Учитель:

- С кем встретились на уроке?

- Что узнали о больших и маленьких?

Что вас удивило или о чём бы хотели ещё узнать?

- С каким настроением вы заканчиваете этот урок?

- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного. Спасибо за урок!

Слайд 23.

В течение 2-3 минут дать возможность высказаться детям. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы.



© 2010-2022