- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по литературному чтению во 2 классе Лисица и Дрозд
Урок по литературному чтению во 2 классе Лисица и Дрозд
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бровко Л.Б. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок по литературному чтению.
Класс: 2
Тема: русская народная сказка «Лисица и Дрозд» Цель урока: формировать понятия «народная сказка», ознакомить с русской народной сказкой «Лисица и Дрозд» Задачи урока: дать понятие о русской народной сказке, углубить навыки участия в драматизации, развивать читательские умения и навыки, воспитывать интерес к народной сказке. Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник «Литературное чтение» К. Х.Жаданова, Е. Д. Бражникова 2 класс, флип - чарты, презентация, маски-шапочки
Ход урока.
I.Организационный момент. Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок! Ребята, объясните смысл высказывания (ответы детей)
II. Постановка цели урока. О чём мы будем говорить на уроке? Чему вы научитесь на уроке? III. Проверка домашнего задания. Ответы на вопросы «Да - Нет» Да Нет 1.В сказке добро побеждает зло? 2.Герои бытовых сказок животные? 3.Литературную сказку создаёт народ? 4.Герои бытовых сказок люди? 5. Народную сказку пишет писатель? 6. Герои сказок о животных люди? 7. Героями сказок о животных являются животные? 8.Герои волшебных сказок маги?
IV. Этап побуждения.
- Мозговой штурм.
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара (лиса).
Учитель. Как часто называют лису в сказках? - Кума Патрикеевна, плутовка, рыжая, лисичка сестричка…. Какие сказки о лисе вы знаете «Лиса и волк», «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц», «Лиса и журавль».
Составление ассоциативного ряда. Какая лиса в сказках? - Изворотливая, хитрая, сообразительная, ленивая, хищная, обманщица.
Учитель загадывает загадку. Загадка.
Красный клюв - И пёстрый хвост Как красив поющий …(дрозд)
Учитель. Что за птица дрозд? Что вы знаете о нём? - Дрозд небольшая птичка. Чёрного цвета с красным клювом. По земле передвигается прыжками. Вьёт гнездо высоко на дереве.
Составление ассоциативного ряда. Какой дрозд в сказках? - Честный, справедливый, доверчивый, трудолюбивый, сообразительный. 2) Сообщение учителя. На уроке мы познакомимся с русской сказкой. Что вы знаете о русском народе его традициях и обычаях? (ответы детей) Слайдовая презентация о быте и культуре русского народа. Русские - самый многочисленный коренной народ России. Всего в мире насчитывается около 133 миллионов русских. Традиционным русским жилищем является бревенчатая изба с двускатной крышей. Вход в жилище оформлялся как крыльцо. Окна нередко закрывались ставнями. Съестные припасы хранились в погребе. Внутренние помещения делились на сени и светлицу. Важное место внутри жилища играла русская печь с лежанкой. По стенам стояли лавки и сундуки с рухлядью. Центром сбора семьи был стол, который накрывался скатертью. Особо оформлялся красный угол - место с иконами. Неотъемлемым атрибутом русского жилища со временем стал самовар. Отличалась и одежда русского народа - мужской костюм состоит из рубахи - косоворотки и нешироких штанов из холста или крашенины. Верхней одеждой служил зипун или кафтан, обувью сапоги или лапти. Основными элементами женского народного костюма являются рубаха, передник, сарафан или понёва, нагрудник, шушпан. В русских сказках частым персонажем оказываются волшебные животные, которые могут разговаривать и помогать главному герою. Иногда такими животными оказываются заколдованные люди, которых необходимо освободить от власти злых чар. Наиболее часто в русских сказках присутствуют следующие животные: лягушки (Царевна-Лягушка), птицы (Гуси-лебеди, Жар-Птица), лисы (Лиса Патрикеевна), медведи (Мишка Косолапый), кошки (Кот - Баюн), волки (Серый Волк), козы (Коза - дереза), лошади (Сивка Бурка). Нередко персонажами становятся демонические существа (Баба -Яга, Кощей Бессмертный, Чудо -юдо, Змей - Горыныч). Люди представлены либо мужскими ( Иван - дурак, Иван- царевич, Емеля, Солдат), либо женскими (Марья Искусница, Василиса, Премудрая, Елена Прекрасная, Василиса Прекрасная) персонажами. Также персонажами могут стать ожившие артефакты (Терёшечка, Глиняный парень, Колобок). Учитель. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Лисица и дрозд». 3) Просмотр мультфильма.
V. Этап осмысления.
1)Анализ сказки. Беседа. Сколько персонажей в этой сказке? - Лисица, Дрозд, мужик старуха с внучкой, старуха и старик, собаки. Что необычного в этой сказке? - Многое повторяется, лиса выдвигает всё новые требования, дрозд вынужден их выполнять. Такие сказки называются цепочными или кумулятивными. Вы уже встречались с такими сказками? - Да сказки «Репка» «Теремок» «Колобок» Почему дрозд выполнял желания лисицы? - Лиса угрожала ему, что погубит его и его деток. Чему учит сказка? - Сколько не обманывай, обман раскроется, если будешь делать зло другим, тебе отплатят тем же. Что бы вы добавили ещё к качествам лисы и дрозда в ассоциативный ряд? VI. Физминутка «Зарядка». VII. Подготовка к драматизации сказки. 1)Работа в группах. Деление в группы по названиям животных лиса, дрозд, заяц, волк.
Задание для групп.
1.Прочитайте в группе «цепочкой» отрывок из сказки.
2.Инсценируйте отрывок по плану. Распределите роли в группе так, чтобы участвовали все члены группы.
1 группа.
Встреча лисицы и дрозда.
Угрозы лисицы и страх дрозда.
2 группа.
Обман старухи и внучки.
Лиса напилась пива.
3 группа.
Лисица смеётся над глупым стариком.
«Ну, теперь, лиса, пугайся!
4 группа.
Разговор в норе.
«Собаки ухватили лису за хвост VIII. Драматизация сказки. Презентации групп. IX. Обобщение. Беседа. Какие животные могут быть героями сказок о животных? - В одних сказках дикие животные, в других домашние, есть сказки в которых участвуют и дикие и домашние животные. Есть сказки, в которых участвуют люди и животные. Что удивительное вы заметили в сказках о животных? - Животные похожи на людей. X. Домашнее задание. Выразительно читать сказку стр.31-34. Выполнить задания в тетради. XI. Рефлексия. Приём «Закончи фразу»
- Мне было интересно…..
- Мне захотелось….
- Урок заставил меня задуматься о том, что…..