Конспект урока русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ СОШ № 3 г.Михайловска

открытый урок по русскому языку 4 класс

учитель начальных классов 1 категории

Маслова Галина Ивановна

Тема урока: Глаголы 2 лица единственного числа.

Тип урока : Урок комплексного применения знаний и умений.

  1. Интегрирующую дидактическую цель: закрепить представление о спряжении глаголов и о том, что во 2 лице единственного числа глаголы имеют окончание - ешь, - ишь.

  2. Целевой план действий для учащихся:

- закрепить правописанием безударных личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа.

- знать о том, что во 2 лице единственного числа глаголы имеют окончание -ешь, -ишь, на конце глаголов во втором лице единственного числа пишется мягкий знак;

- продолжать формировать умение определять спряжения по местоимению и окончанию или по инфинитиву;

- закреплять умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени;

- развивать орфографическую зоркость, умение обосновывать выбор написания орфограммы, компетентность, мышление, память, внимание;

- воспитывать любовь к учению, развивать умение работать с ИКТ.


  1. Банк информации:
а) входной контроль знаний и умений учащихся

Цель: получить информацию об уровне усвоения ранее изученного материала и уровне готовности учащегося к работе. Провести соответствующую коррекцию знаний. I.Мотивирование к учебной деятельности.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели.

- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о глаголе.

1. Проверка домашнего задания

2.Словарная работа:

Д…ректор, зап…ведник, к…нверт, к..нституция, ..течество, п..томник, пут..шествие, ра..н, с..крет, с..йчас, , х..зяйство, ш..фёр, ..кскурсия.

3.Тест

Выбери верный ответ.

1.Спряжение глаголов - это

а) изменение глаголов по лицам и числам;

б) изменение глаголов по падежам.

2.Как определить спряжение глагола?

а) надо посмотреть на окончание;

б) если личное окончание ударное, то определяем по нему,

если же безударное, то ставим глагол в неопределённую форму и смотрим на суффикс перед -ть.

3.К 1 спряжению относятся:

а) все глаголы на - ить;

б) глаголы на -еть , -ать (-ять), - уть, - ыть, -оть + брить и стелить.

Вывод: Что надо знать о I и II спряжении?

  • Спряжение глаголов - это изменение глаголов по лицам и числам: я делаю - они делают.

  • В зависимости от окончаний глаголы можно отнести к I и II спряжению.

  • Спряжение глаголов надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания с Е или И, например: пишет, но видит.

б) Работа над новым материалом

- Ребята, мальчик Ваня получил письмо от зарубежного друга:

(учитель зачитывает письмо)


Привет, Ваня!

Как ты жить? Ходить ли ты в школу? Как ты учиться? Чем заниматься в свободное время? Когда ты приехать ко мне в гости? Уметь ли ты плавать? Я живу на берегу океана.

Твой друг Джон.


Ваня прочитал письмо, но удивился его оформлению. Что его удивило?
Школьники высказывали разные версии, но дискуссия показала, что они знают, как устно сформулировать предложения, имеющие глаголы 2 лица единственного числа настоящего и будущего времени, но им пока неизвестно, как грамотно их написать и объяснить Джону, почему именно так пишутся эти глаголы в русском языке.

Что для этого надо знать и уметь? Есть ли у вас желание научиться писать глаголы 2 лица единственного числа, чтобы объяснить Джону, как правильно писать эти глаголы в русском языке?

Сообщение темы. Правописание безударных личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа.

Цель: закрепить правописание безударных личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа; знать о том, что во 2 лице единственного числа глаголы имеют окончание -ешь, -ишь, на конце глаголов во втором лице единственного числа пишется мягкий знак.

- Сегодня мы закрепим какие окончания имеют глаголы 2 лица единственного числа.

- Продолжим определять спряжение по местоимению и окончанию, а также по инфинитиву.; спрягать глаголы I и II спряжения.

1.Рассмотрим таблицу

Местоимение

Лицо и число

окончания

I спряжение

окончания

II спряжение,

я

1 лицо ед. ч.

-у, -ю

-у, -ю

ты

2 лицо ед. ч.

-ешь

-ишь

он, она, оно

3 лицо ед. ч.

-ет

-ит

мы

1 лицо мн. ч.

-ем

-им

вы

2 лицо мн. ч.

-ете

-ите

они

3 лицо мн. ч.

-ут, -ют

-ат, -ят

- Посмотри внимательно на таблицу и скажи

- В каком числе и лице окончания не зависят от спряжения (… лицо … ч.)

- Поставь глагол пою, смотрю во 2 л. ед. числа.

- Какое у них окончание?

Запомни! Глаголы во 2-ом л. ед. ч. (ты) всегда заканчиваются на мягкий знак.

Грамматическая сказка.

Мы сегодня говорим о глаголах 2 лица, поэтому предлагаю послушать вам сказку « Всегда твердая буква Ш и мягкий знак».

Мягкий знак давно и безнадежно влюблен в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, но все напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьешься ни звука.

А Мягкий Знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен, что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нем.

Другим буквам, которым приходится близко встречаться с Мягким Знаком, нравятся эти его качества. Многие даже сами смягчаются от его соседства.

Не смягчается только буква Ш, несмотря на все старания Мягкого Знака. Она по-прежнему тверда и так шипит, что Мягкий Знак Буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз снова становится рядом с буквой Ш- в глаголах 2 лица или в существительных женского рода III склонения.

У Мягкого Знака слишком мягкий характер. Он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге- от маленькой Запятой до самого Твердого Знака.

Почему букве Ш так не нравился Мягкий Знак? Почему иногда после шипящей Ш ставится Ь и что он обозначает?( Это орфограмма, указывает на то ,что это глагол 2 лица, ед. числа.категории)

2.Найти глагол во 2-ом л. ед. ч, выделить окончание, указать спряжение (Устно).

Ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает лук.

Плещешь ты, куда захочешь

Ты морские камни точишь.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава…

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет


а)Первичное закрепление с комментированием.

- Что вы можете сказать о глаголах?

гладить по головке,,

зарубить на носу

бежать

светлеть

молчать

- Образуем форму 2-го лица, ед. числа.

-Что помогает нам понять, что это глаголы 2-го лица, ед. числа?
б) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Что написано на доске?

- Что такое пословица?

- Что необычного заметили?

Тише едеш. - потеряеш. час.

Упустиш. минут у- то и пожнеш..

Что посееш., дальше будеш..

- Запишите пословицы, подобрав концовку.

- Объясните смысл пословиц?

- Что значит «пожнешь»?

3.Первичное закрепление полученных знаний

Цель: - проверить понимание изученной темы.

Поставить глагол во 2 л. ед. ч. (Устно под руководством учителя ):

меша__ ( спр.),

вытащ__ ( спр.),

пиш__ ( спр.),

напил__ ( спр.),

копа__ ( спр.),

наход__ ( спр.),

предлага__ ( спр.),

заговор__ ( спр.),

постро__ ( спр.),

покупа___ ( спр).

Алгоритм

1. Поставить глагол в начальную форму.

2. Определить спряжение.

3. Вспомнить местоимения и личные окончания.


в) закрепление нового материала Цель: обеспечить усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации, формирование умений определять спряжение и спрягать

Цель: упражняться в правописании безударных личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа; знать о том, что во 2 лице единственного числа глаголы имеют окончание -ешь, -ишь, на конце глаголов во втором лице единственного числа пишется мягкий знак.

Задание 1.

Зрительно - слуховой выборочный диктант

Прочитайте текст стихотворения И. Сурикова «Детство» и определите глаголы.

Запишите только глаголы 2 лица единственного числа и выделите окончание.

Весь ты перезябнешь,-

Руки не согнёшь, -

И домой тихонько
нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;

Заберёшься на печь
К бабушке седой.

И сидишь, ни слова …
Тихо всё кругом;

Только слышишь - воет
вьюга за окном …

* Текст закрывается, учитель диктует его, дети записывают только глаголы, выделяя окончания.

Задание 2.

Запиши глаголы во 2 л. ед. ч. в два столбика. Выдели окончание.

Зовут, ползёт, вьют, ведут, шуршит, летят, грызёт, трещит, пищат, снуют, пронесёт, сохранит ,спасёт, молчит, лежит, цветёт, сидит, горит, кричит.

Проверка . (Прочитать, назвать спряжение, окончание глаголов)

г) Выходной контроль

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока. Тест Выдели правильный ответ

1. Какие окончания имеют глаголы во 2 л. ед. ч.?

а) - ешь, -ишь;

б) - ете, -ите;

2. Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?

а) -у (-ю), -ем, - ешь, -ете, -ет, -ут (-ют);

б) -у (-ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат (ят)

3.К 1 спряжению относятся:

а) все глаголы на - ить + 11 глаголов-исключений;

б) глаголы на -еть , -ать (-ять), - уть, - ыть, -оть + брить и стелить.

4. Ко 2 спряжению относятся:

а) все глаголы на - ить+ 11 глаголов-исключений;

б) глаголы на -еть , -ать (-ять), - уть, - ыть, -оть + брить и стелить.

4) Найдите глагол 2 л. ед. ч..

1) грузишь

2) успеете

3) решаешь

4) ходим

5) Найдите глагол 2 л. ед. ч...

1) ноешь

2) говорю

3) пойдёшь

4) варить

Проверка. Прочти ответ..

д) Итог урока. Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

- Над какой же темой мы сегодня работали? (спряжение глаголов)

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

е) Рефлексия.

- Закончи предложения:

« Сегодня я убедился, что ………»

« Теперь я умею …….»

« Я знаю, что глагол…..»

ж) Домашнее задание.

А) Методический комментарий для учащихся.

Поставь глаголы во 2-е лицо единственного числа. Определи спряжение. Выдели окончание глаголов.

Размышляю, пущу, учу, брожу, сушу, люблю, вырастаю, уроню, кружу, окрашу, подарю, спрашиваю, нападаю, посмотрю, порхаю, кормлю, умею.

Пользуйся алгоритмом.

Алгоритм

1. Поставить глагол в начальную форму.

2. Определить спряжение.

3. Вспомнить местоимения и личные окончания.

Б) Методический комментарий для учащихся.

Прочитай текст, озаглавь. Спиши, вставь пропущенные орфограммы.

Х…р…шо летом в поле, на речке! Ты бр…деш… по ш…рокому заречному лугу. На ярком цв…точке не сразу заметиш… пеструю бабочку. Слушаеш… летнюю музыку.


© 2010-2022