Как сделать урок эффективным

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования МОУДО «ЖДШИ» Управления культуры Администрации г.Железногорска
















СТАТЬЯ


"Как сделать урок эффективным"








для преподавателей ДШИ













Автор: Толмачёва Э.В.



г.Железногорск 2014 г.

Как сделать урок эффективным






Как много новых технологий
К нам с новым веком в класс пришло.
Забудем, как считали на листочках
И графики по клеточкам вели.
Сейчас возможности открыл компьютер.
Дерзай! Твори! Учись и пробуй!

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком, но при этом меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в учебный процесс, наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель - ученик - учебник» вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

В государственном образовательном стандарте для предметов образовательной области «Искусство» приводятся рекомендации по использованию инновационных компьютерных технологий в образовательном процессе. В настоящее время компьютерные технологии можно рассматривать как принципиально важное средство инновации образования, призванное изменить роли и функции участников образовательного процесса, а также повышать качество обучения.

Инновационные технологии на уроках музыкального искусства

Современное образование стремительно набирает скорость в области новейших информационных технологий. Информатизация стала одним из главных направлений в получении определённых знаний учащимися в различных предметных областях, в том числе и таких как «Музыка». В настоящее время современные информационные технологии занимают достаточно ведущее место в качественном и эффективном преподавании предмета. Интересно ли детям на уроках? Почему встречаем безразличное отношение и отсутствие интереса у детей?
Почему высокохудожественные произведения, эмоциональный учитель, насыщенный информацией урок не находят отклика в сердцах и душах-детей?

Как сделать урок интересным, запоминающимся, развивающим ученика,

нравственно и эстетически воспитывающим?

Современный урок музыки - это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Предлагаемый материал нацелен на то, чтобы показать положительные стороны использования ИКТ непосредственно при изучении музыкального искусства. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

Использование ИКТ на уроках музыкального искусства позволяет:

По-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую ивидеоинформацию и её источники;

- обогащать методические возможности урока музыки, придать ему современный уровень;

- активизировать творческий потенциал ребенка.

- воспитать интерес к музыкальной культуре.

- формировать духовный мир ребенка.

Направления использования ИКТ в работе:

- как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);

- закрепление изложенного материала (обучающие программы);

- контроль и проверка знаний учащихся (викторины, тесты);

- подготовка презентаций, докладов, выступлений.

Благодаря современным технологиям, дети погружаются в мир музыкальных образов русской и зарубежной классики, современной музыки, фольклора, собственного творчества, слушают музыку в качественной записи, просматривают фрагменты произведений видеозаписи, имеют доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература.

Школьники сегодня совершенно по-другому воспринимают окружающий мир, прекрасно владеют техникой: они знают, где и как добыть важную информацию. Следовательно, изменяется и статус, и роль учителя Внедрение научных достижений педагогики, психологии, технических средств - требования современной школы.

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:

- музыкальные проигрыватели,

- программы для пения караоке,

- музыкальные конструкторы,

- музыкальные энциклопедии,

- обучающие программы,

- программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.

Искусство является неотъемлемой частью жизни любого человеческого сообщества. Поэтому одной из главных проблем художественного воспитания и образования детей является формирование культуры восприятия произведений и скусства.У детей младшего и среднего школьного возраста более активным является эмоциональное восприятие, непосредственное выражение чувств, но часто ограничивающееся формулой "нравится - не нравится". Даже анализ художественного произведения происходит на уровне эмоций.

В настоящее время каждый ребёнок ежедневно встречается с "экранными искусствами" (видео, кино, телевидение), которые обладают большой силой эмоционального, нравственно-эстетического воздействия. Использование на уроках музыки материалов видео и киноискусства позволит детям не просто с интересом смотреть, но и в процессе беседы разбираться в своих чувствах, возникших при просмотре, делиться своими впечатлениями с одноклассниками, слушать их мнения, выполнять творческие задания и, возможно, начать видеть то, чего раньше не видели, понимать то, чего не понимали и понимали не так, как понимают другие. Современный учитель должен уметь разрабатывать уроки с введением в них материалов видео- и киноискусства, направленные на развитие художественного восприятия.

Также ученики могут готовиться и выступать с презентациями.Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Также большие возможности и интерес представляет собой использование на уроках синтезатора. Синтезатор богат тембровыми и ритмическими возможностями . Узнавание тембров музыкальных инструментов, особенно группы деревянных и медных духовых, вызывает определенные трудности у школьников -

использование музыкальных записей игры на синтезаторе служит для развития тембрового слуха. Возможности использования синтезатора в музыкально-образовательном процессе выходят за рамки урока. Во внеклассной и внешкольной работе синтезатор необходим учителю для создания минусовых фонограмм

Главное в работе современного преподавателя - это приучить ребят к самостоятельной работе, вызвать интерес к своему предмету. Он не должен разговаривать «на тему о музыке» и передавать информацию о ней. Он должен затронуть души детей, привить им любовь к искусству, зародить желание слушать произведения классиков, встречаться с музыкой не только на уроках, но и в повседневной жизни.

Использование инновационных технологий на уроках делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.



Информационно-коммуникационные технологии на уроках искусства

О том, что уроки художественно-эстетического цикла должны создавать условия для формирования и развития музыкальной и художественной культуры, говорится достаточно долго и много, наверное, с самого становления музыки и изобразительного искусства (а не пения и рисования) в школе. На протяжении 3-х лет работы в школе в качестве учителя музыки и изобразительного искусства меня изначально занимали вопросы: как сделать уроки искусства более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы ребёнок шёл на встречу с настоящим, подлинным искусством в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями? Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят беспредел и жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное "Я"?

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития. Кому-то эта идея покажется далеко не новой, но я делаю только первые шаги в этом направлении, и, может быть, материал, наработанный мною, принесёт кому-нибудь пользу.

После поступления в школу компьютеров вместе с электронными изданиями на CD-ROM, среди которых были диски и по искусству, началось активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Надо сказать, что в настоящее время многие используют развивающие и обучающие музыкально-художественные программы для развития творчества детей. Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными довольны многообразны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приёмов в работе учителя. Кроме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью "управления" процессами, схемами, подвижными графиками - дополнительное средство развития образного мышления.

Так, например, на уроках музыки и изобразительного искусства в начальной школе я достаточно широко использую интерактивные обучающее-развивающие программы с игровым сценарием, ориентированные на дошкольников и младших школьников. Такими являются "Чайковский. Щелкунчик", "Мусоргский. Картинки с выставки", "Рафаэль Санти" из серии "Музыка и живопись для детей", "Сен-Санс. Карнавал животных" из серии "Восприятие и творчество", "Музыкальный класс", "Арт-студия" (New Media Generation) "Учимся рисовать" ("Новый диск") и другие.

Для работы с программой "Сен-Санс. Карнавал животных" при достаточном количестве часов можно затратить несколько уроков. На одном занятии идёт знакомство с основным содержанием программы, куда входят сведения о композиторе, музыкальные темы из сюиты и задания, которые предлагается выполнить после просмотра и прослушивания музыкальных тем. Всё это сопровождается словами диктора и красочными, яркими рисунками. На следующем уроке по выбору детей можно вспомнить наиболее понравившиеся и запомнившиеся им номера, некоторые из них прослушать, а затем раскрасить картинки к понравившимся им номерам, которые предлагаются в раскраске этой программы. В данном случае происходит интеграция уроков музыки и изобразительного искусства с применением компьютерных технологий. Выполняя задания, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки (работа с компьютером - ключ к компьютерной грамотности).

С учащимися средних классов можно начинать работать мультимедийными учебными пособиями, художественными программами от компаний "Просвещение-МЕДИА", "МедиаХауз", "Новый диск".

Эти программы имеют такие положительные моменты, как:

- представление учебной информации в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения;

- различные эффекты вывода текста и графических фрагментов;

- работу в удобном для ученика темпе и возможность проявления инициативы;

- интерактивность - как активная роль пользователя.

Ребята постарше (7 - 8-е классы) для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по искусству могут пользоваться энциклопедиями на CD-ROM, такими как "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия" на 10 CD и "Большая Советская Энциклопедия" на 3 CD, "Энциклопедия современной музыки" на 2 CD. Они представляют собой электронные аналоги обычных справочно-информационных изданий - энциклопедий, словарей, справочников - объединяющие в себе функции демонстрационных и справочных материалов, которые:

- поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;

- имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;

- поддерживают функцию печати, копирования и вставки в другие документы энциклопедических статей и иллюстраций;

- включают в себя аудио- и видеофрагменты;

- включают викторины с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов.

Среди большого количества преимуществ у готовых программных продуктов есть, на мой взгляд, и ряд недостатков:

- малое количество "обучающих" программ связано со школьной программой, с последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением, предписываемыми логикой курса и образовательным стандартом;

- нет адресности на определённую группу пользователей;

- большинство CD представляют собой электронные книги, т.е. содержат текст и иллюстрации, которые очень трудно включить непосредственно в ткань урока.

В этом случае их можно использовать для самостоятельного прочтения или в качестве иллюстраций к рассказу учителя. Таким образом, современные мультимедиа энциклопедии, словари, игры с элементами обучения (не все!) требуют специальной адаптации, большой творческой работы преподавателя и методиста. Однако если в некоторых программах не предусмотрено пространство для творческой работы учащихся, то много возможностей для творчества преподавателя: CD содержат качественный иллюстративный материал, обширные комментарии, словари т.п.

Таким образом, для художественного образования содержимое CD пока может служить "сырьём", на основе которого преподаватель, используя возможности компьютера и прикладных программ и приложений, может формировать собственные средства обучения, составлять свои презентации и осуществлять образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогут разнообразить уроки в области искусства. Это могут быть небольшие Web-странички, слайд-шоу и мультимедиа презентации по творчеству того или иного композитора или художника, а также тесты-опросники по различным темам, как в электронном, так и традиционном (бумажном) виде. Всё это:

- можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе с целым классом (при наличии проекционного экрана) во время опроса;

- позволяет каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе;

- позволяет ученикам, не обладающим хорошими коммуникативными способностями, успешно справляться с заданиями.

Мультимедиа презентации на уроках

Мультимедиа презентации - электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Используя возможности программы PowerPoint, в области художественного творчества существуют неограниченные возможности для разработки презентаций некоторых тем уроков. Они помогут разнообразить уроки.

Например:

- во время знакомства с жизнью художников и их творческим наследием;

- при изучении таких тем по изобразительному искусству как "Особенности народных глиняных игрушек", "Жанры изобразительного искусства", "Виды изобразительного искусства", "Музеи мира", "Русское деревянное зодчество", "Классика в России", "Архитектура Москвы и Санкт-Петербурга" и др.

- при закреплении темы "Декоративно-прикладное искусство в жизни людей" Создание данных уроков требует от преподавателя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.

Web-странички на уроках

Представляют собой набор страниц, объединённых между собой общим замыслом или темой и переход между которыми осуществляется с помощью гиперссылок. Они содержат в себе тексты, портреты, репродукции с картин и их краткое описание, и, обязательно, музыкальные фрагменты для звукового восприятия. Кроме того, могут включать тестовые задания, благодаря которым ребята имеют возможность проверить свои знания. Надо сказать, что такие страницы удобно использовать как для фронтальной работы с детьми, так и для их индивидуальной самостоятельной работы.

Использование информационно-коммуникационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к музыке и изобразительному искусству, их активность, а, следовательно, повысить эффективность учебного процесса и улучшить качество знаний учеников по этим предметам.

Результативность деятельности:

- формирование положительной мотивации на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);

- приобретение компьютерной грамотности и умения оптимального использования информационных технологий в учебном процессе;

- умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их использование в учебном процессе;

- возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных



© 2010-2022