Конспект урока Преобразующая сила музыки

Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

по теме «Преобразующая сила музыки»

Цель урока:

  • на основе разных произведений искусств рассмотреть влияние музыки на людей и окружающую жизнь..

Задачи:

Обучающие:

  • учить слушать - воспринимать - познавать музыкальное произведение, определять важнейшие средства музыкальной выразительности.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умения анализировать, синтезировать, размышлять на основе материала урок;

  • продолжать работу по пополнению тезауруса в музыкальном словаре.

  • расширять музыкально - художественный кругозор учащихся через знакомство с русской музыкой , живописью и литературой XIX в.

Воспитывающие:

  • приобщить учащихся к ценностям русской художественной культуры, лучшим образцам народного творчества;.

Форма урока: урок-размышление.

Оборудование:

  • Аудиозапись русской народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной

  • Иллюстрация картины Василия Пукирева «Неравный брак».

  • Иллюстрация картины Фирса Журавлева «Перед венцом».

  • Отрывок из поэмы Николая Некрасова «Русские женщины».


Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и задач урока.

Здравствуйте, ребята. Обратите внимание не тему урока: «Преобразующая сила музыки». Как вы понимаете слово «преобразовывать»? (ответы учеников).

Учитель: В толковом словаре Ожегова написано: «преобразовать» - переделать, изменить к лучшему.

Проблема урока: Мы встретимся с произведениями искусства, созданными в XIX в. и постараемся понять, как они влияют на нас с вами. Итак, начнем.

III. Изучение нового материала.

В первом полугодии мы с вами будем говорить по теме «Преобразующая сила музыки». Уже с первых уроков музыки мы с вами учились слышать даже в самом простом произведении хоть небольшую частицу жизни. Поэтому частицей жизни становилась для нас сама музыка. Музыка, прежде всего рассказывает о человеке. О людях, выражает их чувства и мысли, рисует характеры; отражает их поступки,- словом, воплощает всё то, что связано с человеком.

Жизнь - источник музыки. Это стало истиной, не вызывающих никаких сомнений. Музыка о школе - рождена самой школьной жизнью, музыка о спорте- самим спортом, музыка о войне - самой войной. Не вызывает сомнений и то, что музыка весёлая, радостная - не что иное, как отражение человеческих радостей и веселья, музыка печальная, грустная - отражает человеческую грусть и печаль.

У Марии Ивенсон есть замечательное стихотворение о музыке. Послушайте его.

Послушай: музыка вокруг. Она во всём - в самой природе,

И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели среди зелёной тишины,

И дятла дробь, и поездов гудки, чуть слышные в дремоте,

И ливень - песенкой без слов всё на одной весёлой ноте.

А снега хруст! А треск костра! А металлическое пенье

И звон пилы и топора! А проводов степных гуденье!

…Вот потому-то иногда почудится в концертном зале,

Что нам о солнце рассказали, о том, как плещется вода,

Как ветер шелестит листвой, как, заскрипев, качнулись ели…

А это арфы нам напели, рояль, и скрипка, и гобой!

Это стихотворение говорит о том, что музыка окружает нас везде, она всегда рядом с нами, сопутствует нам, идёт вместе с нами по жизни.

Откуда берётся музыка?

Наверное, для каждого человека музыка возникает из звуков ранних лет. Голос матери, щебетание птиц за окном, шум дождя - всё это образует свой звуковой мир, такой же неповторимый и единственный, как уголок родной земли.

Музыка как искусство звука зарождается там, где живут звуки: её приносит и шелест тополей, и плеск речной воды, а порой она таится даже в тишине и безмолвии. Умение слушать, вслушиваться в звуки и в тишину - это умение постигать музыкальность мира, развивать в себе чуткий слух ко всему, что является истинно прекрасным.

Теперь пришло время посмотреть на проблему связи музыки и жизни с иных, новых позиций: если жизнь рождает музыку, то, в свою очередь, музыка воздействует на жизнь. Как же осуществляется это обратное воздействие? Музыка «сама по себе», непосредственно, не может, разумеется, оказывать какое-либо воздействие на жизнь. Но она способна с большой силой влиять на человека, рождать в нём те или иные чувства и мысли, менять его характер и даже отношение к жизни или, наоборот, ослаблять его силу воли, музыка способна возбуждать в человеке смелость, воспитывать в нём благородство, гуманность, доброту, но может так же делать его человеком бессердечным, жестоким, лишённым всякого благородства.

Есть замечательная сказка Г.Х. Андерсена, которая называется «Соловей». Начинается она так: «В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные - китайцы…

В целом мире не нашлось бы дворца роскошнее императорского; он весь был из тончайшего драгоценного фарфора, такого хрупкого, что страшно было до него дотронуться»…

Читали эту сказку? Если нет, то обязательно прочтите. Сказка «Соловей» - одна из лучших мире сказок, повествующая об истинности красоты и о бренности власти и богатства, а так же о воздействии музыки на человека.

Рассказывается в этой сказке о том, что могущественный китайский император имел столь прекрасную столицу, дворец и сад, что взглянуть на них стекались путешественники со всех концов света. Возвращаясь домой, путешественники превозносили в своих книгах всё, что им довелось увидеть, но больше всего восхищались соловьём, живущим в лесу, у синего моря.

Император, который ничего не знал о соловье, пока не прочёл о нём в одной из таких книг, велел доставить его во дворец. «Если соловья не окажется здесь в назначенное время, то я прикажу бить всех придворных палками по животу, после того как они поужинают!» - такими словами рисует сказочник первоначальный портрет императора.

И мы видим, что император жесток и своенравен. Каковы же его подданные?

«И вот все направились в лес, к тому месту, где обычно пел соловей. Чуть не половина придворных двинулись туда. Шли-шли, вдруг где-то замычала корова.

- О! - воскликнули молодые придворные. - Вот он! Какой, однако, сильный голос! И у такого маленького существа! Но мы, бесспорно, слышали его раньше.

- Это мычать коровы, - сказала девочка. - Нам ещё далеко идти.

Немного погодя в болоте заквакали лягушки.

- Изумительно! - вскричал придворный проповедник. - Теперь я слышу! Точь-в-точь колокольчики в молельне.

- Нет, это лягушки! - возразила девочка. - Но теперь мы, наверное, скоро услышим его.

И, наконец, запел соловей.

- Вот это соловей! - сказала девочка. - Слушайте, слушайте! А вот и он сам! - И показала пальчиком на маленькую серенькую птичку, сидевшую высоко в ветвях.

- Неужели этот? - удивился первый приближённый. - Вот уж не ожидал, что он такой! Такой невзрачный! Очевидно, все его краски полиняли, едва он увидел столько знатных особ!»

Таков портрет придворных. Великий сказочник намеренно заостряет их смешные и нелепые стороны, чтобы показать, как люди, ослеплённые собственным величием, уже не способны разбираться в самых простых вещах.

И вот придворные слушают дивное пение соловья, даже восхищаются им, но более всего они радуются его предстоящему успеху при дворе.

Однако сам император был глубоко потрясён:

«Соловей запел, да так дивно, что у императора слёзы выступили на глазах. Вот они покатились по щекам, а соловей залился ещё более звонкой и сладостной песней, она так и хватала за сердце. Император пришёл в восторг и сказал, что жалует соловью свою золотую туфлю на шею. Но соловей поблагодарил и отказался, объяснив, что достаточно вознаграждён.

- Я видел на глазах императора слёзы, - какой ещё награды мне желать? В слезах императора дивная сила. Видит бог, я вознаграждён с избытком!»

Слёзы императора и в самом деле таили огромную силу. Они открыли то, что было лучшее в его душе. В конце концов они спасли его от Смерти, когда она уже сидела у него на груди. Соловей, преданный императором в изгнание из его государства, прилетел снова, чтобы утешить и ободрить его. Пение соловья было так прекрасно, что сама Смерть заслушалась его и отступила.

«Ты уже вознаградил меня раз и навсегда! - сказал соловей в ответ на горячую благодарность императора. - Когда я в первый раз пел тебе, я видел слёзы в твоих глазах, и этого мне не забыть никогда».

Таков итог этой сказки. Это совсем небольшое повествование, но в нём с огромной яркостью и глубиной показаны различные вещи в их истинном свете: непрочность земного могущества, неверность и легкомыслие подданных, ценящих корону императора выше человеческого сердца, нравственная сила подлинного искусства, властвующего даже над смертью. Дивное пение соловья преобразило душу даже могущественного китайского императора. Более того, сила, заключённая в этом пении, победила даже саму Смерть.

В течение этого года мы попытаемся ответить на вопросы: в чём состоит воздействие музыки на душу человека? Почему она то радует или печалит, то возвышает, а почему подчас оставляет равнодушным? В чём здесь причина?

Влияние музыки сказывается на всей деятельности человека, на его отношение к миру, к людям, на его труде, на его идейных, нравственных и эстетических идеалах, на всём его жизненном поведении, короче говоря, на том, как он сам влияет на жизнь, как воздействует на неё. Значит, музыка воздействует на жизнь через человека и в этом её огромная преобразующая сила.

В чём же заключается способность музыки оказывать такое воздействие? Сила воздействия музыки определяется двумя её важнейшими качествами: красотой и правдой. Противоположность красоты - уродство, противоположность правды - ложь. Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость. А что может сделать музыка уродливая, лживая?! Только лишь принести вред человеку, изуродовать его жизнь, и его самого.

Таким образом, две стороны вопроса о связи музыки с жизнью - «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» - неразделимы.

Сегодня мы с вами послушаем 2 произведения очень разные по характеру. Нам нужно будет определить, чем они отличаются.

Первое произведение - это русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно». Послушайте и скажите, какое воздействие произвела на вас эта песня.

Какое впечатление создаёт эта песня?

Как вы поняли, о чём эта песня?

Какое тут главное настроение?(Тревога).

Тревога - это основное чувство, но это ещё и трагическая песня. Эта народная песня, кажется, очень простая, ведь она звучит всего 3 минуты, но за эти 3 минуты словами и музыкой (а слова и музыка очень сочетаются) выражена целая трагедия, огромная трагедия целого народа. Это трагедия русской женщины старой деревни. В этой песне поётся о тяжёлой судьбе женщины в старой, дореволюционной русской деревне, когда девушку выдавали замуж насильно не за того, кого она любила, а без её согласия отдавали в тот дом, где нужна была работница, или когда это было выгодно родителям.

Как построена эта песня? (Как диалог матери и дочери).

Эта короткая песня, а чувства тревоги и трагедии в ней хватило бы на целую оперу. Эта песня рассказывает не только о переживаниях дочери-невесты, но и горе матери, которое она переживает вторично: первый раз, когда её саму насильно выдавали замуж и теперь, когда она выдаёт так же свою дочь.

Песня построена в форме диалога (разговора) между матерью и дочерью. Это придаёт ей особо драматический характер. Песня словно превращается в сцену, в которой участвуют 2 действующих лица. Здесь есть слова: «не бойся, я тебя не выдам». Мать до последней минуты как будто бережёт дочь, не хочет дать её в обиду, а в конце концов, понимает, что ничего не сможет сделать. И завершается песня словами: «Господь с тобою». Так как женщина в старой деревенской семье не могла поступать так, как ей хотелось.

Второе произведение. Послушайте и постарайтесь понять, в каком жанре написано это произведение и скажите, какое впечатление произвело на вас это произведение. (Слушание Вальса Жака Бреля).

Какое воздействие произвёл на вас этот вальс?

Этот вальс начинается со старинного мотива вальса. Его как будто играют на шарманке. Композитор хотел показать, что это - уличный певец, что он поёт для всех. Для тех, кто на улицах, кто на площадях. Он хочет увлечь этой песней всех. Простой певец народа, вот почему у него в начале такой простой, всем хорошо известный вальс.

Песня звучит на французском языке. В ней поётся о чудесном танце - вальсе, о том, что его можно танцевать медленно, а можно быстро, можно на 2 па, можно на 3 и на 4, и на 10, и на 20. А уж если на 100 - так весь Париж начинает танцевать. В коротком вступлении звучит мотив старинного вальса. Звучит как будто на шарманке - атрибут уличного певца. Автор хотел подчеркнуть, что перед нами простой уличный певец, забывший обо всех трудностях и невзгодах жизни бродячего музыканта и желающий только одного: всех вокруг себя увлечь и заставить кружиться в вихре стремительного вальса.

Теперь скажите, по-разному или одинаково эти песни на вас воздействуют? Одна - очень серьёзная, а другая даёт возможность улыбнуться. То есть, эти два произведения по-разному воздействуют на нас - одна вызывает грусть, печаль, другая - улыбку.

IV. Рефлексия.

1. Что вам понравилось сегодня на уроке?

2. Какое впечатление произвели на вас сегодняшние произведения искусства?

3. Что нового узнали вы сегодня на уроке?

V. Обобщение темы урока.

Учитель: Скажите, о чем сегодня шла речь на уроке? О музыке -как искусстве, обладающим большой силой эмоционального воздействия на человека. Что же такое преобразующая сила музыки? (Способность музыки влиять на чувства и настроение человека) Скажите, удалось ли произведениям, прозвучавшим на сегодняшнем уроке повлиять на вас? Да. Они раскрыли глубочайшую трагедию многих поколений русских женщин дореволюционной России. Просматривая иллюстрации, слушая и исполняя песни, мы сочувствовали героям, жалели их, сопереживали. Музыка нашла отклик в нашей душе, а значит, на какой-то миг мы стали добрее ,лучше, сострадательнее. В этом и есть сила музыки.

Выставление оценок. Домашнее задание.




© 2010-2022