«КАК ПРЕОДОЛЕВАТЬ СВОЙ СТРАХ ПЕРЕД ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ»

   Людям любого возраста бывает трудно выступать перед аудиторией. Одни из нас справляются с волнением, другим нужен особый настрой и большая работа над собой для преодоления страха перед предстоящим событием.   Работа учителя любой специальности сродни работе музыканта, артиста, творца. Ведь надо не «пробубнить» перед классом, аудиторией учебный материал, а сделать это увлекательно, доходчиво, интересно. Учителю приходится выступать на методобъединениях, семинарах, педсоветах, на родительских с...       В данной статье я делюсь некоторыми простыми приёмами, которые помогают преодолевать эти состояния. Можно использовать как для работы с детьми, так и для самонастроя взрослых перед ответственным выступлением.                
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Спиренкова Марина Викторовна, преподаватель фортепиано

МОУДОД ДШИ


КАК ПРЕОДОЛЕВАТЬ СВОИ СТРАХИ ПЕРЕД аудиторией


город Ейск, Краснодарский край

Аннотация

Людям любого возраста бывает трудно выступать перед аудиторией. Одни из нас справляются с волнением, другим нужен особый настрой и большая работа над собой для преодоления страха перед предстоящим событием. В данной статье я делюсь некоторыми простыми приёмами, которые помогают преодолевать эти состояния. Можно использовать как для работы с детьми, так и для самонастроя взрослых перед ответственным выступлением.

«…Скорее, скорее бы наступил вечер среды! Как я боюсь! У меня ничего не получится, я всех подведу! Вот закрыть бы глаза и... нет , лучше не среда, а утро четверга! Всё позади…», - это я, маленькая девочка, перед академическим концертом в музыкалке, в ожидании завтрашней контрольной, ответа на уроке литературы… А, да! Ещё от страха вдруг забыть физкультурную форму!

Много всяких опасений, волнений, «занозок», которые беспокоят нас в детстве. Но всё-таки волнение, связанное с выступлением перед аудиторией занимает одно из первых мест. И сопровождает нас незримой тенью всю жизнь. У одних волнение становится творческим, уже не страхом, а переживанием за качество выступления. Другим приходится тщательно продумывать как правильно настроиться, чтобы избежать панического состояния.

Вспоминаю свою ученицу Илоночку. Хорошая девочка из приличной семьи. Отношения «мама-папа-дитя» замечательные. Но тонкая нервная организация, повышенное чувство беспокойства по малейшему поводу сковывало девочку, делало её угловатой, косноязычной. Будучи прекрасно подготовленной к уроку, она не могла показать результата своего труда. Вспомнили девочку из первого абзаца? Похоже?

Но я то уже выросла! Научилась справляться с волнениями. И мои приёмчики очень пригодились в случае с Илонкой.

Пришлось заниматься самовоспитанием. Очень приятно было вспоследствии констатировать, что хотя я и не изобрела ничего нового, но шла вслед по тропиночке вместе со многими известными психологами, учителями.

И так. Первое, что я рассказала Илоне - это то, что я тоже боялась, и иногда боюсь и сейчас. (Открытие, что не только она, но и многие люди, практически все чего-то боятся, возможно помогло ей избежать многих комплексов впоследствии). Море удивления разлилось в голубых глазках девочки! Сначала она только молча слушала. Потом стала спрашивать боялась ли я темноты, быть дома одной… Ничего не преувеличивая, но и не скрывая, я отвечала на вопросы. Потом стала расспрашивать о её беспокойствах, ведь «обналиченный» страх можно разглядеть, повертеть и так, и эдак и даже в конце концов посмеяться над ним.

Но, как говорится, скоро сказка сказывается… Всё происходило постепенно, шаг за шагом. И вот мы добрались до самого главного, что мешало человечку учиться. Страх перед аудиторией. Повернувшись лицом к классу, девочка не могла произнести и пары слов. Сначала я предложила отвечать письменно. И у неё это получалось замечательно, ведь она всегда готовилась к уроку. Потом я зачитывала её ответы перед классом, давая положительные отзывы о её работе.

Илонка стала на уроках свободнее, не чувствовалось сковывающего её напряжения. Пора было и ей самой озвучивать свои ответы. После уроков девочка сначала зачитывала написанные ответы на уроке по очереди со мной. Потом делала это сама.

Немного отступлю. Не только Илона была тревожной девочкой. В меньшей мере, но таких ребят было несколько. Но я описываю сложный случай, потребовавший много усилий и с моей стороны, и со стороны ученицы.

И вот настал знаменательный день! Илона сначала написала ответ, затем, почти не заглядывая в тетрадь, довольно гладко рассказала заданный на дом материал. Теперь дело пошло быстрее, значительно. И через некоторое время она сразу отвечала устно, не записывая предварительно своё выступление.

Преподаю фортепиано в школе искусств. Одно время учила детей сольфеджио, музыкальной литературе. На этих уроках и произошло маленькое чудо превращения скованного, словно замороженного человечка в весёлую, инициативную ученицу.

В нашем творческом деле страхи особенно мешают работе, ведь начиная с подготовительного класса, дети сдают экзамены перед аудиторией в зале, на сцене, один на один с роялем. И надо не просто сыграть, а сделать это творчески, эмоционально, раскрыть художественный образ музыкального произведения.

Работа учителя любой специальности сродни работе музыканта, артиста, творца. Ведь надо не «пробубнить» перед классом, аудиторией учебный материал, а сделать это увлекательно, доходчиво, интересно. Учителю приходится выступать на методобъединениях, семинарах, педсоветах, на родительских собраниях, участвовать в конкурсах педагогического мастерства. Для более уверенного ощущения подготовленности, можно использовать те же приёмы, что и с Илоной при подготовке к концертным выступлениям.

Материал, готовящийся к обнародованию, должен быть не только глубоким и актуальным по содержанию. Уважая своих слушателей, сообщение надо выстроить таким образом, чтобы оно увлекало, было не инструктивным сообщением, а живым общением. Только одной интонацией можно «взять в плен» весь зал. Вот тут приходят на помощь репетиции. Даже если Вы планируете свой доклад зачитывать, попересказывайте его, поиграйте голосом, паузами. Это можно делать в уме, когда идёте на работу или домой. Представьте, что это этот материал рассказывает коллега. Вам интересно? Что бы Вы хотели добавить? Убрать?

Такая подготовка отвлекает от чрезмерного беспокойства, появляется ощущение не психологически угнетающего ожидания серьёзного события, а планомерного самотренинга, создания устойчивого фундамента для удачного выступления.

И вот Вы проштудировали свою «роль». Пора примерять сценический костюм! Да, да! Наденьте «выступательную», как говорит моя ученица, одежду, обувь, возьмите в руки папку с Вашей работой, подойдите к зеркалу и сыграйте роль успешного, всеми любимого учителя, докладчика, кокурсанта. Для многих это одна из самых трудных задач, требующих самопреодоления: в зеркале кто-то, похожий на тебя строит ужасные рожи, пытается сделать умным лицо, его ужимки неприятны… Не волнуйтесь! Несколько таких подходов и Вы подружитесь с визави, будете уметь контролировать мимику, жестикуляцию, заодно проверите, удобен ли ваш наряд, не отвлекают ли слишком высокие каблуки или жмущие ботинки.

Ну как? Бояться некогда, правда? И это ещё не всё! Очень здорово, если Вы можете предварительно побывать в том здании, зале, на сцене, где состоится волнующее вас событие. Посидеть на кресле в «восьмом ряду», представляя себя выступающим, присматривая выгодную и удобную позицию, походить по сцене, ибо статичный докладчик рискует потерять часть внимания аудитории, произнести несколько выдержек из Вашей работы.

Вот Вы почти готовы! Теперь самое главное. В день выступления старайтесь не суетиться, делайте всё медленно, выдержанно. Вместе с одеждой «наденьте» маску спокойствия, улыбнитесь себе, будущим слушателям, идите уверенно, расправив плечи, к своей удаче! Ведь успеха добиваются верящие в себя люди!


9

© 2010-2022