- Преподавателю
- Музыка
- Планирование Рабочая программа по предмету Кружок. Хор
Планирование Рабочая программа по предмету Кружок. Хор
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Щедрова Е.В. |
Дата | 23.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеративное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Севастопольское президентское кадетское училище»
УТВЕРЖДАЮ
Начальник ФГКОУ «Севастопольское
президентское кадетское училище»
В. Михайлов
от « » сентября 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «ХОР»
для 6-х классов
срок реализации программы - 1 год (35 недель)
4,5 часа в неделю (всего 157,5 часа в год)
РАССМОТРЕНО
на заседании ПМК педагогов
дополнительного образования
Протокол №_______ от « » сентября 2014г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель начальника
по учебной работе
Е. Манжосов
от « » сентября 2014г.
Педагог дополнительного образования
руководитель отдельной дисциплины
от « » сентября 2014г.
Составитель программы:
педагог дополнительного образования
педагогический стаж 25 лет
учитель высшей категории,
звание «Старший учитель»,
Отличник образования
Щедрова Елена Валентиновна
г. Севастополь
2014г.
1. Пояснительная записка
-
Нормативные правовые документы
Разработанная учебная программа кружка «Хор» является дополнительным курсом к основному предмету «Музыка 6 класс» в системе основного общего образования Федеративного государственного казённого общеобразовательного учреждения «Севастопольское президентское кадетское училище» (далее ФГКОУ ПКУ).
Программа направлена
на приобретение универсальных учебных действий (далее, УУД) в области элементарной теории музыки и хорового искусства;
на выявление и развитие музыкальных природных данных воспитанников;
на активное участие воспитанников 6-х классов во внеурочной жизни кадетского училища.
Занятия имеют исключительно практический характер, проводятся в группах (вокальные ансамбли) и в едином хоровом коллективе 6-х классов. Репертуар обусловлен планом внеклассных мероприятий и согласован с руководителями других музыкальных коллективов ФГКОУ ПКУ.
Программа разработана на основе нормативных документов РФ:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014);
- Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт (далее, ФГОС) основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки России от 17.12.2010 года № 1897;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденные Приказом Министерства образования и науки России от 04.10.2010 года № 986;
- Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №295 «Об утверждении Государственной программы РФ «Развитие образования на 2013-2020 г»;
- Федеральный закон РФ от 05.05.2014 г. N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и Севастополь»;
- Распоряжение Правительства РФ от 06.06. 2014 года № 972-Р «О создании Севастопольского президентского кадетского училища»;
- Концепция развития дополнительного образования детей РФ, Утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09 2014 года №1726-р;
- Санитарные Правила и Нормы от 29.12.2010 №189.
-
Цели и задачи рабочей программы
Цель программы (основная стратегия)
Распоряжением Правительства РФ от 06.06. 2014 года № 972-Р «О создании Севастопольского президентского кадетского училища» определена основная цель деятельности училища: осуществить подготовку несовершеннолетних обучающихся к государственной службе по основным общеобразовательным программам и программам дополнительного образования. Следуя основной концепции ФГКОУ ПКУ, ставлю приоритетную цель занятий кружка - участвовать в подготовке несовершеннолетних обучающихся к несению государственной службы средствами музыкального, конкретно, вокально-хорового искусства.
Занятия в кружке «Хор» направлены на развитие
- мотивации личности к познанию в области музыки, как национального и мирового вида искусства;
- природной музыкальной одарённости воспитанников;
- творческих возможностей и потребностей личности к саморазвитию и самореализации;
- коммуникативных способностей.
Занятия способствуют формированию
- активной индивидуально-личностной позиции и основ гражданской идентичности;
- социальных компетенций - активность в обществе, умение сотрудничать в коллективе (группа, класс, учебное заведение в целом) через работу в вокальном ансамбле и в хоровом коллективе.
Занятия в кружке «Хор» являются профилактикой асоциального поведения воспитанников ФГКОУ ПКУ.
Задачи программы (тактические действия).
На занятиях кружка «Хор» воспитанники должны
освоить
- азы элементарной теории музыки, такие как лад, мелодия, аккомпанемент, ритм, метр, размер, темп, тембр и др.;
- элементарные основы чтения и записи музыкальных произведений.
обрести основы вокально-певческой установки в условиях мутационного периода, такие как дыхание, звукообразование, фразировка, звуковедение, дикция, артикуляция и проч.;
выявить и развить
- музыкальный слух (мелодический, гармонический и ритмический);
- музыкальную память;
совершенствовать физиологическую систему «голос - слух», «слух - ритмопластика»;
накопить исполнительский опыт в условиях смотра, конкурса, фестиваля, концерта;
синхронизировать движение в строю с пением и игрой на переносных музыкальных инструментах в системе «Марширую - пою», «Марширую - играю - пою»;
формировать гармоничную, разностороннюю, высоконравственную, культурную личность гражданина РФ;
воспитать любовь к Родине, активную гражданскую позицию, толерантность средствами мировой и отечественной музыкальной культуры.
2. Общая характеристика программы
2.1. Место и роль
Согласно ФГОС РФ, существуют четыре основных направления дополнительного образования - общекультурное, социальное, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное. Программа «Хор» относится к общекультурному направлению, будет реализована в художественно-эстетическом цикле системы дополнительного образования ФГКОУ ПКУ.
Программа «Хор»
- отражает потребности и специфику ФГКОУ ПКУ на 2014-2015 учебный год;
- создает максимально благоприятные условия для выявления и развития творческих способностей воспитанников;
- направлена на самореализацию и самосовершенствование личности воспитанников.
Программа может быть полезна педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, студентам специализированных училищ и ВУЗов, слушателям курсов повышения квалификации, слушателям факультета смежных (дополнительных) профессий и другим специалистам, работающим в области художественно-эстетического воспитания личности подрастающего поколения граждан РФ.
2.2. Актуальность программы
Практическая реализация программы осуществляется на вокально-хоровых занятиях через хоровое пение и пение в вокальном ансамбле. Необходимо учитывать возрастные физиологические способности и возможности воспитанников 6-х классов.
Характеристика голосового аппарата юношей 11-13 лет.
11-12 лет - предмутационный период, протекающий без острых изменений в голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления тех или иных признаков мутации различны, необходим индивидуальный подход к каждому участнику хора. Регулярные занятия в предмутационный период способствуют спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пение даже во время мутации. 13-14 лет - мутационный период, связанный с резким изменением гортани. Приближение мутации определить трудно. Однако существует целый ряд признаков, предшествующих этому периоду. Перед мутацией голос детей обычно улучшается, увеличивается его сила. Но через некоторое время они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, детонируют, чего не было ранее, утрачивается ровность звучания, напевность, звонкость голоса и т.д.
Мальчики 11-13 лет (учтён момент начала и окончания учебного года) находятся в периоде мутации голосовых связок, поэтому активная вокально-хоровая работа ограничена. Программа имеет профилактическое направление, т.к. подросток встречается с новыми физиологическими обстоятельствами, конкретно, изменением голоса. Необходимо не только рассказывать об этом периоде жизни, но и давать конкретные практические советы и рекомендации по охране голоса.
В программу кружка «Хор» включены различные формы и методы работы на уроке, такие как ритмопластика, метро-ритмические задания, знакомство с музыкальными инструментами, импровизация, исследование музыкальных произведений, слушание, инструментальное исполнительство, социодрама (театрализация, инсценирвание музыкального материала), презентация и др. Разнообразие педагогических технологий помогает удержать интерес воспитанников переходного возраста к музыке. При этом активно работать над музыкальными произведениями, развивать УУД в исполнительской практике в щадящем для голоса режиме.
Программа подразумевает тесное сотрудничество с занятиями других педагогов художественно-эстетического цикла дополнительного образования, а так же основными предметами школьной общеобразовательной программы - метапредметные связи.
2.3. Специфика программы
Программа предназначена для воспитанников ФГКОУ ПКУ. Приоритетом всего совокупного учебно-воспитательного комплекса является военно-спортивное направление. Художественно-эстетическое направление, к которому относится программа «Хор», является вспомогательным, сопровождающим основной процесс обучения. Это обстоятельство существенно усложняет работу преподавателя, т.к. воспитанники мотивированы в другом профиле обучения. Для достижения поставленных задач, необходимо тесное сотрудничество и взаимосвязь со всеми коллективами художественно-эстетического направления ФГКОУ ПКУ, в частности, с хоровыми коллективами 5-х, 7-х, 11-х классов и с оркестром училища. Такое тесное сотрудничество усиливает значимость направления в целом. Соединение коллективов возможно на общих культурно-массовых мероприятиях кадетского училища.
Учебный план предмета «Хор» и репертуар хорового коллектива 6-х классов строится в согласовании с планом всей воспитательной работы ФГКОУ ПКУ.
В случае коррекции основного плана училища (перенос смотров, конкурсов, проведение внеклассных мероприятий, изменения темы внеклассного мероприятия и прочих событий) допускается коррекция основного плана предмета «Хор» и коррекция репертуарного плана вокального коллектива.
3. Технологии организации учебного процесса
3.1. Формы организации
Форма
Педагогические задачи
Традиционный урок
Получение теоретических знаний и понятий. Практическое применение полученных знаний. Вокально-певческая установка - работа с голосом. Знакомство и работа над музыкальными произведениями. Навыки работы в творческом коллективе. Слушание музыки. Отработка основных УУД. Развитие музыкальных способностей и творческих потребностей воспитанников.
Репетиция
Форма групповых занятий под руководством педагога. Работа формирует аналитическое мышление, чувство ответственности перед коллективом, умение работать в команде единомышленников, отражает интенсивность и качество самостоятельной работы в условиях командной работы, социализирует личность подростка.
Сводная репетиция
Форма совместной работы со всеми группами одного коллектива. Форма совместной работы с разными коллективами, имеющими общий репертуар.
Форма совместной работы разных коллективов и исполнителей в едином сценарии.
Генеральная репетиция
Прогон всего концертного репертуара в условиях репетиции. Соединение произведений, исполняемых различными коллективами, в единое концертное построение. Работа в команде. Формируется личная ответственность перед общим результатом.
Обсуждение
Развитие навыков критического мышления. Умение формулировать и отстаивать свою точку зрения. Умение соглашаться и принимать позицию другой стороны обсуждения. Самокритика.
Конкурс,
Смотр строя и песни
Встреча представителей одного направления в условиях соперничества - навык открытого обсуждения и принятия результатов деятельности
Творческая встреча, Фестиваль
Обмен знаниями и навыками с другими коллективами, отдельными исполнителями, композиторами с целью знакомства, дружбы с единомышленниками, творчески-активными музыкантами
Концерт
Демонстрация своих достижений, УУД, перед слушателями - осознание значимости и качества проделанной работы
Посещение концертов
Повышение общекультурного личностного уровня, исследование творчества и мастерства других исполнителей и коллективов
3.2. Методы организации
Ведущими УУД программы «Хор» являются познавательные, коммуникативные, личностные методы.
№
Группы
методов
Подгруппы методов
Отдельные методы
1
Организация и
осуществление
- Перцептивные - передача и восприятие информации
- Логические - организация и осуществление мыслительных операций
- Гностические - характер познавательной деятельности
- Самоуправление
учебно-познавательной деятельности
Словестные, наглядно-практические.
Индуктивный метод - рассуждение от частного к общему
Дедуктивный - от общего к частному. Анализ, обобщение, систематизация.
Сравнение, соотношение.
Исследование, погружение.
Разрушения старого и создания нового
Проблемные, поисковые.
Работа под руководством педагога, дозированная помощь. Самостоятельная работа.
Самоанализ.
2
Мотивация и
стимулирование
- Эмоциональное стимулирование
- Формирование познавательного интереса
- Формирование чувства долга и ответственности
Ситуация успеха.
Творческий поиск.
Система перспектив.
Результативность деятельности.
Выстраивание игрового сюжета.
Импровизация.
Выбор социально-значимого конечного продукта.
Личная значимость обучения.
3
Контроль и
коррекция
-Экспертный контроль
- Взаимный контроль
- Самостоятельный контроль
Участие в конкурсах и смотрах. Участие в концертах и фестивалях.
Отбор в концертные группы.
Работа в вокальных и инструментальных группах.
Разбор выступления.
Проверка знаний педагогом.
Взаимопроверка, рецензия.
Самопроверка, самооценка.
4
Взаимодействие
- Освоение правил общения
- Взаимные задания
- Работа во временных группах
- Совместные переживания
- Выбор лидера
Работа в команде. Ответственность перед общим результатом.
Умение быть ведомым и ведущим.
Лидерство.
Деление коллектива на вокальные группы, на исполнительские группы «Солист - хор», «Дисканты-Альты», «Мелодия и сопровождение».
Взаимодействие с другими коллективами в условиях сводной репетиции и в концерте.
3.3. Содержание учебного занятия (этапы урока)
Каждое занятие кружка «Хор» строится по плану и соответствует основным требованиям к уроку ФГОС РФ.
№
Этап урока
Наполнение
Формы и методы
Подготовительный раздел
1
Организационный момент
Введение
Целеполагание
Мотивация
2
Распевка
Подготовка голоса к работе
Певческая установка
Вокальные упражнения
Основной раздел
2
Основная тема
Ключевые знания - основная тема четверти
Углубление - тема урока
Актуализация
3
Активизация прежних знаний
Повторение пройденного материала
Повторение
4
Работа по теме урока
Основной учебный материал
Беседа, анализ, размышление, освоение УУД
5
Разминка
Игровой перерыв в работе, отдых
Дидактические игры
6
Продолжение работы
Движение к основному выводу урока - кульминация - основная мысль урока
Частное и целое, систематизация, обобщение.
УУД, освоенные в ходе урока
Заключительный раздел
7
Вывод
Итог урока
Умение выделить главное
4. Планируемые результаты освоения программы кружка «Хор»
(личностные, предметные и метапредметные)
4.1. УУД (универсальные учебные действия)
Показателем освоения программы кружка «Хор», являются следующие ожидаемые результаты:
- сохранение и развитие интереса к музыкальному искусству;
- развитие интереса к вокально-хоровому исполнительству;
- освоение теоретических знаний, понятий и терминологии;
- получение основ вокально-певческой установки - работа с голосом
- получение знаний и практических навыков по охране голосового аппарата в период предмутации и мутации у юношей 11-13 лет;
- получение знаний и практических навыков работы в хоровом коллективе;
- развитие мелодического слуха и музыкальной памяти;
- развитие ритмопластики и ритмического слуха и памяти;
- получение знаний и навыков в области метроритмической организации музыкальных произведений разных жанров;
обрести
- навыки чтения с листа;
- навыки элементарной записи музыки нотными знаками;
- навыки владения основными видами вокально-хорового дыхания;
- развить диапазоном в рамках принятой классификации;
- навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
- навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки;
уметь
- грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
- передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
- петь в унисон
- исполнять простое вокальное двухголосие;
- работать в разных музыкальных группах - «Мелодия - Сопровождение»
- слышать свой голос в хоровой вертикали;
4.2. Основные показатели эффективности реализации программы
- высокий уровень мотивации учащихся к исполнительству;
- творческая самореализация учащихся;
- участие вокальных групп (ансамблей), солистов, хорового коллектива в смотрах, конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях, проводимых в ФГКОУ ПКУ.
5. Учебно-тематический план
5.1. Структура учебного курса
Объем учебного времени, предусмотренного учебным планом ФГКОУ ПКУ на реализацию программы - 4,5 часа в неделю.
По предлагаемому расписанию дополнительного образования училища занятия проводятся 3 раза в неделю (вторник, четверг, суббота) по 1,5 часа.
уровень обучения - начальный;
срок реализации - 1 год (35 недель);
возраст - 11-12 лет (на начало учебного года) - курсанты 6-х классов;
количество учебных занятий в неделю - 1,5ч. в одной группе;
количество групп - 3 группы:
1гр. - 6А, 6Б
2 гр. - 6В, 6Г
3 гр. - 6Д, 6Е
учебное время планируется в соответствии с положением Устава ФГКОУ ПКУ: 1 четверть - 01.09 - 29.10.
2 четверть - 05.11 - 28.12.
3 четверть - 12.01 - 22.03.
4 четверть - 30.03 - 31.05.
Количество учебных часов в каждой группе - 52,5 ч., из них
практико-ориентированные занятия - 30 часов (10ч. - теория, 20ч. - практика)
индивидуальных занятий - 17 часов
концертных занятий (Урок-концерт, концерт) - 5,5 часа
5.2. Учебно-тематический план /таблица/
№
Содержание и виды работы
Теория
Практика
Общее
кол-во
часов
1
Вокально-хоровая работа
5ч.
15ч.
20ч.
- Вокально-хоровые упражнения (распевка)
- Новый вокальный материал
(разучивание)
- Вокально-художественная работа
(работа над муз-ым произведением)
- Сводная репетиция
- Генеральная репетиция
1 ч.
1 ч.
1ч.
1ч.
1ч.
3ч.
2ч.
7ч.
2ч.
1 ч.
4ч.
3ч.
8ч.
3ч.
2ч.
2
Исполнение музыки
0,5ч.
5ч.
5,5ч.
- Концерт
0,5 ч.
5ч.
5,5ч.
4
Сольфеджио
4ч.
6ч.
10ч.
- Слушание музыки
- Элементарная теория музыки
- Развитие ладового слуха
- Метро-ритмические упражнения
- Ритмопластика (движение)
- Музыкальный диктант
0,5 ч.
1ч.
0,5ч.
0,5ч.
1ч.
0,5 ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1,5ч.
2ч.
1,5ч.
1,5ч.
2ч.
1,5ч.
5
Работа с солистами
2ч.
15ч.
17ч.
6
Итог - 52,5 часа в учебный год
11,5ч.
41ч.
52,5ч.
5.3 Структура учебного предмета
1 полугодие «Одноголосие» - 16 уроков (72 часа)
1 четверть «Ритм» - 8 уроков (36 часов)
1 урок - Мир музыки. Введение.
2 урок - Марш. Характерные черты марша. Строевая песня.
3 урок - Марш. Размер 4/4. Затакт. Строевая песня.
4 урок - Песня. Характерные черты песни. Лирическая песня.
5 урок - Песня. Размер 3/4. Терция и секста. Лирическая песня.
6 урок - Танец. Характерные черты танца. Метроритм. Игровая песня.
7 урок - Танец. Метроритм. Синкопа. Игровая песня.
8 урок - Обобщение.
2четверть «Мелодия» - 8 уроков (36 часов)
9 (1) урок - Лад. Основное понятие.
10 (2) урок - Народные лады. Тоника. Нотная запись - основа.
11 (3) урок - Народные лады. Нотная запись - высота и длительность.
12 (4) урок - Звукоряд. Устойчивые и неустойчивые ступени. Тоника.
13 (5) урок - Мажор. Тоника. Трезвучие 1, 4, 5 ступени.
14 (6) урок - Мажор. Тоника. Устойчивые и неустойчивые ступени.
15 (7) урок - Минор. Тоника. Трезвучие 1, 4, 5 ступени.
16 (8) урок - Обобщение. Подбор аккомпанемента.
2 полугодие «Двухголосие» - 19 уроков (85,5 часа)
3 четверть «Интервал. Вок-ная и инструм-ная партия» - 10 уроков (45 часов)
17 (1) урок - Созвучие. Основное понятие.
18 (2) урок - Интервал. Консонанс. Запись, чтение.
19 (3) урок - Интервал. Диссонанс. Запись, чтение.
20 (4) урок - Интервал мелодический и гармонический. Запись, чтение.
21 (5) урок - Исполнение по партиям. Партитура. Запись, чтение.
22 (6) урок - Исполнение по партиям. Мелодия и сопровождение.
23 (7) урок - Партитура. Образцы записи партитуры для хора и анс-я.
24 (8) урок - Хор. Пение по партиям. Запись, чтение.
25 (9) урок - Оркестр. Чтение партитуры.
26 (10)урок - Обобщение.
4 четверть «Мелодия и сопровождение» - 9 уроков (40,5 часа)
27 (1) урок - Элементы музыкальной речи.
28 (2) урок - Элементы музыкальной речи.
29 (3) урок - Аккомпанемент. Ритмическое сопровождение.
30 (4) урок - Аккомпанемент. Инструментальное сопровождение.
31 (5) урок - Аккорд - элемент музыкальной ткани. Виды аккордов.
32 (6) урок - Аккорд. Мелодический и гармонический аккорд.
33 (7) урок - Импровизация. Как сочиняют музыку.
34 (8) урок - Обобщение.
35(9) урок - Итоговый.
6. Календарно - тематический план кружка «Хор» на 2014-2015 учебный год
№
урока
Тема
Кол-во
часов
Календарные сроки
Формы контроля
Планируемые результаты
1
группа
2 группа
3 группа
Освоение предметных знаний
УУД
1 полугодие «Одноголосие» -16 часов
1 четверть «Ритм» -8 уроков
1
урок
Мир музыки
1
02.09
04.09
06.09
Беседа.
Выполнение практических заданий
Высота звука.
Длительность звука.
Пульс
Затакт.
Ритм.
Певческая установка - правила пения.
Прохлопать ритмический рисунок марша - песни
Ритмопластика.
Пение затакта.
2/3
Урок
Марш
2
09.09
11.09
13.09
Беседа.
Устный опрос.
Выполнение практических заданий
Взаимопроверка. Самопроверка. Самооценка
Работа в группах. Творческое задание.
Размер 4/4
Характерные черты марша. Метроритм
Такт -4 доли
Пунктирный ритм
Затакт
Пение звуков трезвучия в мажоре и миноре.
Прохлопать затакт в марше.
Произношение текста - Артикуляция.
Пульсация - выделить сильные
и слабые доли такта
Ритмопластика
16.09
18.09
20.09
4/5
Урок
Песня
2
23.09
25.09
27.09
Характерные черты лирической музыки.
Метроритм.
Размер 3/4
3 доли - 3 шага.
Интервал.
Интонация
Пение звуков трезвучия в мажоре и миноре. Нахождение тоники. Опевание тоники
Пение интонаций лирической песни.
Певческое дыхание.
Прохлопать ритм. Пульс.
Метр - метрическая доля
Сильные и слабые доли такта
30.09
02.10
04.09
6/7
Урок
Танец
2
07.10
09.10
11.09
Характерные черты танца.
Метроритм. Размер.
Такт - разные доли такта. Триоль.
Синкопа.
Пение трезвучия в мажоре и миноре. Тоника.
Вокальная работа над характером звука, дыхание.
Определить и прохлопать ритмический танцев.
Пульс. Метр
Определить сильные и слабые доли такта.
14.10
16.10
18.09
8
урок
Обобщение
21.10
23.10
25.09
Устный опрос.
Самоконтроль.
Взаимоконтроль.
Элементы
музыкальной
речи
Определить жанр музыки - песня, танец, марш по характерным признакам.
Прохлопать ритм. Пульс.
Услышать тонику, звуки трезвучия,
Спеть муз. обороты - опевание, затакт.
Музыка по выбору
2 четверть «Мелодия» - 8 часов
9
Урок
Лад
1
28.10
06.11
08.11
Беседа. Устный и письменный опрос.
Работа в группах. Импровизация.
Творческое задание.
Выполнение практических заданий под руководством преподавателя.
Взаимопроверка. Самооценка
Выступление на смотре, конкурсе, концерте.
Основное понятие лада.
Лад - тяготение ступеней
Тоника
Нотная запись
Услышать соотношение звуков в мелодии.
Выделить тонику.
Услышать и исполнить тяготение звуков в ладу.
Познакомиться с элементами нотной записи.
10/11
Урок
Народные
лады
2
11.11
13.11
15.11
Тоника.
Устойчивые и неустойчивые звуки.
Запись - высота и длительность
Записать простые попевки нотными знаками.
Осознать понятие высота и длительность звуков.
Записать метрическую организацию музыки - такт.
Прочитать ритмическую нотную запись.
18.11
20.11
22.11
12
урок
Звукоряд
1
25.11
27.11
29.11
Тоника.
Трезвучие.
Устойчивые и неустойчивые звуки.
Запись звуков - нота
Спеть гамму от звука До, Ре, Ми
Осознать гаммообразное движение от разных звуков. Спеть восходящие и нисходящие
мелодии. Анализировать элементы нотной записи
13/14
урок
Мажор
2
02.12
04.12
06.12
Основное понятие .
Гамма.
Тоника
Соотношение звуков. Запись
Мажорный звукоряд
Спеть гамму от звука До, Ре, Ми
Спеть и сыграть мажорное трезвучие
Пение тонического трезвучия. гаммы
Записать соотношение звуков мажора
Найти гаммообразное движение в мелодии.
09.12
11.12
13.12
15
урок
Минор
1
16.12
18.12
20.12
Основное понятие.
Гамма. Тоника
Соотношение звуков. Запись
Спеть минорную гамму - соотношение звуков в миноре
Ступени минора - построить минорную гамму.
Проанализировать лад в музыке.
16 урок
Обобщение
1
23.12
25.12
27.12
Урок - Концерт
Обобщение знаний под руководством педагога
Определить элементы мелодии: лад, тональность, устойчивые и неустойчивые ступени, трезвучие. Записать попевки.
Исполнение произведений по выбору.
2 полугодие «Двухголосие» - 19 часов
3 четверть «Интервал. Вокальная, инструментальная партия» - 10 часов
17
урок
Созвучие
1
13.01
15.01
17.01
Беседа. Выполнение практической работы с учителем.
Самоконтроль
Высота музыкального звука.
Интервал.
Интервал мелодический и гармонический
Петь интервалы мелодические - интонирование мелодических оборотов.
Слушать гармонические и мелодические интервалы
Познакомиться с записью двухголосия в музыке.
Записать 2-хголосие
18/19,
20
урок
Интервал
3
20.01
22.01
24.01
Беседа. Выполнение практических заданий под руководством учителя.
Самоконтроль. Самооценка.
Работа в группе. Взаимопроверка.
Творческое задание. Импровизация
Выступление на смотре и конкурсе. Концерт.
Консонанс.
Диссонанс
Интервал мелодический и гармонический
Чтение и запись.
Петь интервалы мелодические - интонирование мелодических оборотов.
Слушание гармонических интервалов
Деление на 2 голоса
Записать 2-хголосие
27.01
29.01
31.01
03.02
05.02
07.02
21,22
урок
Исполнение по партиям
партитура
2
10.02
12.02
14.02
Как прочитать нотную запись?
Запись мелодии и ритмического рисунка
Разбор записи по голосам .
Чтение однострочной и двухстрочной записи.
Деление на партии - двухголосная мелодия и сопровождение - 3 группы исполнителей.
Записать 2-хголосие
Чтение и запись.
17.02
19.02
21.02
23
урок
Партитура
1
24.02
26.02
28.02
Что такое партитура?
Образцы записи двухголосной музыки
Слушание и чтение партитуры для инструментов.
Познакомиться с записью партитуры
Записать партитуру
Спеть и сыграть по партиям
24
Урок
Хор - пение по партиям
1
03.03
05.03
Чтение хоровой партитуры
Пение по нотам
Исполнение знакомой музыки по партиям
Записать знакомую музыку по партиям
25
Урок
Оркестр -
партитура
1
10.03
12.03
14.03
Инструменты оркестра
Пение и игра по нотной записи
Исполнение знакомой музыки по партиям
Записать знакомую музыку по партиям
26
урок
Обобщение
1
17.03
19.03
21.03
Урок - Концерт
Интервалы
Основные понятия о двухголосии.
Чтение нотной записи
Прочитать нотную запись.
Услышать количество голосов (партий) в исполнении
Записать знакомое произведение (простое построение)
4 четверть «Мелодия и сопровождение» - 9 часов
27/28
урок
Элементы
муз-ой речи
2
31.03
02.04
04.04
Опрос. Исполнение произведений на смотре и конкурсе
Устный и письменный контроль усвоения знаний.
Выполнение практических заданий под руководством учителя. Работа в группе. Взаимоконтроль.
Самоконтроль. Самооценка.
Концерт.
Лад. Тональность. Тоника. Тяготение
Ритм. Метр.
Темп. Тембр.
Мелодия. Гармония.
Спеть простые лады
Определить на слух простые лады
Слушание музыки - определение элементов
музыкальной речи.
Петь гаммы от звуков До, Ре, Ми
07.04
09.04
11.04
29/30
урок
Аккомпа-
немент
2
14.04
16.04
18.04
Как создаётся музыкальное произведение - фактура.
Ритмическое сопровождение
Мелодическое сопровождение.
Подбор сопровождения в разной фактуре.
Гитарное сопровождение.
21.04
23.04
25.04
31/32
Урок
Аккорд
2
28.04
30.04
Аккорд - элемент музыкальной ткани.
Мелодический и гармонический аккорд.
Виды аккордов.
Подобрать основные гармонические функции.
Подобрать простые аккорды.
Импровизация.
Прочитать буквенные обозначения аккордов.
Сыграть сопровождение.
05.05
07.05
09.05
33
урок
Импровизация
1
12.05
14.05
16.05
«Я создаю музыку»
Элементы музыкальной речи.
Сочинить простую мелодию с сопровождением.
Подобрать сопровождение.
Прочитать и сыграть буквенное обозначение аккордов.
34
урок
Обобщение
1
19.05
21.05
23.05
Урок - концерт
Исполнение разученной музыки по выбору
Материал по выбору
35
урок
Итоговый
1
26.05
28.05
30.05
Концерт
Исполнение концертных произведений
7. Материально-технические условия
Для реализации данной программы необходимы
кабинет со звукоизоляцией
музыкальные инструменты - фортепиано, синтезатор, шумовые инструменты
доска с нотоносцем для записи нот
звукозаписывающая аппаратура и микрофоны
СД- и видеоаппаратурой
компьютер и принтер
оборудованное рабочее место преподавателя и учащихся
Методическая литература и учебные пособия:
сборники песен для среднего и старшего школьного возраста
СД диски с патриотической музыкой композиторов РФ
СД диски хоровой и инструментальной классической музыки
пособия по сольфеджио - начальный курс обучения с таблицами
таблицы по элементарной теории музыки
камертон и метроном
8. Список литературы
Список нотных сборников
-
Грибков И. «Вместе с хором». Из репертуара Детского хора телевидения и радио Санкт-Петербурга: Выпуски 1,2,3,4,5. СПб, «Союз художников», 2003-2011
-
Гродзенская Н. «Композиторы-классики детям». Пение в сопровождении ф-но. М., «Музыка», 1979
-
Куликов Б., Аверина Н. «Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка хормейстера». Выпуски 1,2,3,4. М., «Дека-ВС», 2007
-
Струве Г.А. «Ступеньки музыкальной грамотности». СПб, 1997
-
Струве Г.А. «Каноны для детского хора». СПб, 1998
-
Композиторы - классики - детям. - М., «Музыка», 1963
-
Славкин М. «Поет детский хор «Преображение». - М.,«Владос», 2001
-
Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора, 2-е издание. «Современная музыка», 2009
-
Ходош Э. «Поет детский хор». Ростов-на-Дону, 1998
Список методической литературы
-
Дмитриев Л. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2000.
-
Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987.
-
Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, «Академия развития», 1997
-
Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. - М.: Academia, 1999
-
Струве Г. Школьный хор. М.,1981
-
Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. - М., 1998
-
Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. - Санкт-Петербург, 2000
-
Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990
-
Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983
-
Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002
-
Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. -М.,1988
-
Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961
Содержание
-
Пояснительная записка ---------------------------------------------------------
-
Нормативные правовые документы
-
Цели и задачи рабочей программы -------------------------------------
-
-
Общая характеристика программы ------------------------------------
-
Место и роль
-
Актуальность программы
-
Специфика программы -----------------------------------------------------
-
-
Технологии организации учебного процесса -----------------------------
-
Формы организации
-
Методы организации -----------------------------------------------------
-
Содержание учебного занятия (этапы урока) -------------------------
-
-
Планируемые результаты освоения программы кружка «Хор»
-
УУД (универсальные учебные действия)
-
Основные показатели эффективности реализации программы -
-
-
Учебно-тематический план
-
Структура учебного курса
-
Учебно-тематический план /таблица/ -----------------------------
-
-
Календарно - тематический план кружка «Хор» на 2014-2015 учебный год
-
Материально-технические условия ---------------------------------------
-
Список литературы ---------------------------------------------------------------
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
15
16