Проект: «Обобщение моего педагогического опыта»

"Описание материала: Нынешний этап развития музыкального образования выносит наперед задачу воспитания специалиста – профессионала с широчайшим профилем, обладающим навыками во многих видах деятельности, способного одинаково успешно осуществлять исполнительскую и педагогическую деятельность. В этой связи необходимой задачей музыкального образования становится расширение круга деятельности педагога-музыканта и музыканта-исполнителя, что предполагает профессиональное осознание проблем на собственн...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вчерашняя Елена Александровна, преподаватель специальных дисциплин ПЦК «Фортепиано»




Содержание


1.






Актуальность работы

Современный этап развития музыкального образования выдвигает на первый план задачу воспитания специалиста - профессионала широкого профиля, владеющего многими видами деятельности, способного одинаково успешно осуществлять исполнительскую и педагогическую деятельность. В этой связи необходимой задачей музыкального образования становится расширение деятельности педагога-музыканта и музыканта-исполнителя, что предполагает профессиональное осознание проблем на собственном исполнительском опыте и практическое их решение в методическом плане.

И педагог, и исполнитель в процессе организации творческой деятельности имеет дело с музыкальным произведением, записанным в виде нотного текста, реализация которого требует особого умения, в то время как « нотный текст - всего лишь очень несовершенны способ выражения музыкальной мысли». От того, как прочтет и осмыслит его исполнитель, зависит соответствие интерпретации композиторскому замыслу, содержательность и художественная ценность.

Прежде всего, необходимо найти в себе живой отклик на события, происходящие в сфере музыки, проникнуться строем чувств и особой гаммой настроений. Творческая фантазия должна подсказать в каждом конкретном случае пути раскрытия содержания произведения. Средства музыкальной выразительности должны быть применены исполнителем в зависимости от характера и образных особенностей пьес. А для того, чтобы их было возможно применить, ими надо уметь осознанно пользоваться. Ученик должен быть этому научен. Это станет прочной основой для его дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Обучение игре на фортепиано имеет основание стать одним из наиболее общедоступных и, главное, действенных средств воспитания и развития слуха у музыканта любой специальности. Это обучение затрагивает практически все, без исключения, стороны музыкально-слухового комплекса; в то же время оно создает в силу конструктивной специфики инструмента особо благоприятные условия для формирования тех слуховых качеств, которые проявляются по отношению к многослойной фактуре.



Технология опыта

Современная научная концепция трактует музыкально-исполнительский процесс как диалектическое триединство: внутреннеслуховое представление интерпретатора, создаваемый им в воображении звуковой прообраз - двигательно-моторное воплощение этого прообраза на клавиатуре, реальное звучание инструмента, контролируемое и корректируемое слухом играющего. Таким этот процесс должен быть, таким он и бывает в действительности, коль скоро может удовлетворять критериям подлинной художественности.

Ребенку необходимо развивать воображение, накапливать музыкальный багаж, эмоциональные жизненные и музыкальные впечатления для последующей реализации их в музыке.

Опыт работы с детьми 3-4 лет показывает, что самые первые музыкальные занятия при правильно организованном учебном процессе могут многое рассказать ребенку о музыке. Формирование элементарных понятий: весело - грустно, громко - тихо, быстро - медленно - начальная ступень формирования представлений о средствах музыкальной выразительности.

Знакомясь с разными музыкальными жанрами, ученик постепенно осознает, как он безошибочно отличает польку от марша, или вальс от колыбельной. Не только средства музыкальной выразительности, но и характерность техники состоят в том, что и игровые движения должны в какой-то мере соответствовать и уж во всяком случае, не идти вразрез с эмоциональным тонусом музыки. Все это является ценным опытом для формирования собственной будущей исполнительской деятельности.

Анализируя свой опыт работы, хочу отметить, что наличие профессиональной школы в становлении исполнителя играет решающую роль. Основы художественного исполнения закладываются с первых шагов юного музыканта, и воспитываются впоследствии на протяжении многих лет. Работа с учащимися колледжа, не имеющими профессиональной базы, бывает порой чрезвычайно трудна, а порой даже и бесперспективна, т.к. невозможно на короткий срок восполнить существующие проблемы в образовании ребенка. Отсюда вывод - работа над осознанием и умением пользоваться средствами музыкальной выразительности должна проходить параллельно с организацией игровых движений, начиная с первого урока специальности.

Решающую роль в процессе обучения играет развитие слуха. Формирование музыкального слуха ученика в процессе изучения им игры на фортепиано призвано стать первоочередной целью педагога-пианиста - целью, определяющей стратегию и тактику, содержание и методику его работы.

Активизация внутреннеслуховой функции обеспечивает четкость звукового прообраза, интерпретаторского замысла, а также, тщательный слуховой контроль за исполняемым, т. е. гибкую коррекцию игры.

Воспитание слуховых качеств учащегося-пианиста как специальная четко определяемая задача долгое время пребывало вне поля зрения многих педагогов, которые считали, что это прерогатива педагогов сольфеджио. Между тем, такие виды слуха как полифонический, гармонический, тембро- динамический, внутренний - успешно развиваются именно применительно к инструментальному преподаванию. Обучение именно на фортепиано представляет в этом вопросе широкое поле деятельности. Специфика этого инструмента такова, что исполнитель может одновременно исполнять несколько фактурных пластов, играть мелодию с гармоническим сопровождением, придавать звучанию фортепиано «флейтовый», «скрипичный» или какой-либо другой тембр. Никакой другой инструмент не обладает всеми этими преимуществами. А эти возможности ведут к развитию полифонического, гармонического и тембрального слуха. Вот почему важно познакомить учащегося со всевозможными инструментами, их звучанием и особенностями, посещать концерты разных инструменталистов, слушать «живой» симфонический оркестр.

В процессе занятий ученик должен быть поставлен в такие условия, при которых попутно с формированием определенных игровых умений и навыков неизбежно и возможно более интенсивно затрагивалась бы его слуховая сфера. Предпочтение должно отдаваться синтетическим, универсальным по своему содержанию приемам и способам фортепианно-педагогической работы, нацеленной в равной мере на исполнительское овладение материалом, и на повышение профессиональной слуховой культуры ученика.

Более того, только при помощи слуха может пианист добиться правильных движений. Преодоление технических трудностей значительно облегчается при осознании художественной задачи. Блеск и совершенство техники, таким образом, всегда будут принадлежать более музыкальному исполнителю. Практика показывает, что те же трудности, над которыми тщетно бьется малоодаренный ученик, легко преодолеваются более музыкальными натурами, особенно в том случае, когда педагог помогает интуиции одаренного пианиста, а не превращает занятия в чисто механический процесс. Лучший путь к техническому совершенству, когда музыка, чутко и проникновенно услышанная внутренним слухом, непосредственно воплощается в пластике движения. Художественные и двигательные задачи друг от друга неотделимы, так как характер игровых движений тесно связан и со звучанием, и с эмоциональной настройкой. Поэтому техника должна развиваться в полном соответствии с художественным и музыкальным ростом учащегося. Важно воспитать в нем всесторонне развитого музыканта-художника, знающего и чувствующего характер музыки, владеющего всеми техническими средствами для передачи содержания самого произведения. Только тот, кто обладает настоящим вкусом, умеет тонко слушать и слышать себя и хорошо знает природу своего инструмента, сможет овладеть всеми тонкостями мастерства и очаровать слушателя глубиной и совершенством исполнения.

Музыка должна воспроизводиться на фортепиано именно так, как она звучит в воображении исполнителя. В этом смысле все зависит от слуха и от степени слухового внимания играющего. В работе над фразировкой и в формировании ученика этого умения, активизация слуха является решающим фактором.

Начальный период обучения во многом построен на подражании, поскольку и слух, и воображение ученика находятся в зачаточном состоянии.

Важно, чтобы подражание было осознанным. Показывая, необходимо разъяснять законы фразировки, построения мотивов, их природу; использовать обобщение материала; постоянно обращаясь к слуху учащегося, активизировать его мыслительные процессы. На первом году обучения ученик должен усвоить минимальный набор правил, законов фразировки, которые позволяют логически грамотно выстраивать фразу, делая начальные шаги в исполнительстве. Далее, перед учеником ставится конкретная задача: услышать, сравнить, проанализировать ключевые моменты. А именно: как звучит окончание фразы, где находится кульминационная точка, как «вытекает» короткая нота после длинной и т.д.

При такой форме работы слух ученика, как правило, «включается» и исполнение постепенно начинает превращаться в более осмысленное и осознанное. Это происходит до тех пор, пока в сознании ученика не появилась какая-то «своя» концепция данной музыки. Как только этот момент наступил, на первый план выдвигается умелая критика и стимулирование его самокритики.

При таком подходе к обучению, уже достаточно скоро способный ученик многое сможет почувствовать и воспроизвести самостоятельно при определенной корректировке со стороны педагога. Малоспособный ученик будет в работе менее самостоятельным, однако, это не должно сказаться на его заинтересованности к обучению. Заинтересованность, скорее всего возникает у ученика - в ходе урока и в ходе занятий вообще - в том случае, когда благодаря указаниям и помощи педагога у него все время что-то получается, «выходит». Прогресс на своем уровне должен быть у учеников с разной степенью одаренности.


Результативность
(устойчивые положительные результаты деятельности)

Эффективность методов и приемов преподавания в рамках данной методической темы определяется уровнем развития и подготовленности учащихся моего спецкласса, их успешными выступлениями на экзаменах, концертах, конкурсах.

В этот период мною была придумана идея и разработан сценарий концерта учеников фортепианного отделения «В гостях у сказки», программный репертуар которого способствовал более осознанному применению средств музыкальной выразительности.

В 2007 и 2008 г. ученицы моего класса - Голиян Кристина и Задорожная Екатерина - с успехом отыграли сольные концерты.

В 2007 г. на Открытом конкурсе им. С.Прокофьева в Екатеринбурге Голиян Кристина стала дипломантом, а Задорожная Екатерина лауреатом 1 степени .

В 2007 г. Задорожная Екатерина стала лауреатом 2 степени и обладательницей диплома за лучшее исполнение произведения К.Дебюсси на Международном конкурсе им. Станислава Нейгауза в г. Орске, получила Золотую медаль на Дельфийских играх в Талды-Кургане.

Успешно выступила на Дельфийских играх ученица 8 класса Кристина Голиян, который проходил июне 2008 г. в Таразе. Она завоевала Серебряную медаль.

В 2009 г. на Дельфийских играх в Караганде Задорожная Екатерина была удостоена Бронзовой медали.

В марте 2010 г. Задорожная Екатерина получила диплом на Республиканском конкурсе среди специализированных школ Казахстана.

В декабре 2010 г. ученица 3 класса Сбоева Ева стала дипломантом, а ученица 9 класса Задорожная Екатерина лауреатом 1 степени на Международном Конкурсе «Мерей» в г. Астана.

Открытые уроки, которые я проводила в 2008 и 2011 году были высоко оценены педагогами отделениями, показали эффективность данной методики, продемонстрировали профессиональный рост учеников.

На протяжении многих лет работы мои ученики имеют 100% качество знаний и 100% успеваемость.



Заключение

Таким образом, основная задача обозначенной методической темы - осознанное владение средствами музыкальной выразительности посредством развития слуха и музыкальной эрудиции. Таковы основные положения методики развивающего обучения.

Опираясь на эту методику, используя собственный практический опыт, постоянно повышая профессиональную квалификацию, можно подняться на уровень современных требований, предъявляемых к учителю-музыканту. Он должен быть страстным пропагандистом и глубоким знатоком музыки и педагогики, прекрасно осведомленным о новейших данных о ней. Педагог обязан постоянно проверять свое педагогическое мастерство тем, насколько подвластно ему решение профессиональных задач, искать лучшие пути к детскому уму и сердцу.

Считаю, что данная тема будет, безусловно, интересна как начинающим, так и опытным педагогам, ищущим пути к более совершенным методам преподавания.



Рекомендуемая литература:



  1. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.; «Музыка», 1987, с.239

  2. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. - М.; «Музыка», 1969, с.598

  3. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано - М.; Просвещение, 1984, с.174

  4. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. - М.; «Cоветская Россия», 1960, с.169



Приложение

Приложение 1. Разработка к открытому уроку «Средства музыкальной выразительности и способы ее достижения в классе специального фортепиано».

Приложение 2. Разработка к открытому уроку «Техника как средство музыкальной выразительности».

11


© 2010-2022