Календарно - тематическое планирование по Искусству (Музыка) 4 класс

Изучение  музыки в 4 классе направлено на  введение детей в многообразный мир музыкальной культуры,  через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач: •     формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; •     воспитание интереса  и любви к музыкальному искусству,  художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истори...
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно - тематическое планирование

по Искусству (Музыка) 4 класс



Верхне - Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области

Подготовила: Рыжкова Кристина Александровна





Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса составлена на основании следующих нормативно правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования. (Приказ Министерства образования от 5.03.2004 №1089);

  2. Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

  3. Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. - 2821 10);

  4. Закон об образовании Курской области;

  5. Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и программы начального общего образования - авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. («Музыка» - Москва «Просвещение», 2013 г.).

Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.

Изучение музыки в 4 классе направлено на введение детей в многообразный мир музыкальной культуры, через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и задач:

• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

• воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

• освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;

• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;

• воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;

• развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

• формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;

• формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;

• развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования - формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;

• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;

• совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально пластическая и вокальная импровизация); воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.

Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

• узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

• продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;

• продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

• высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

• продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

• эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;

• показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

• выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

• передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;

• охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;

• определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;

• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

• исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Формы организации учебного процесса:

- групповые, коллективные, классные и внеклассные

Для более эффективного освоения учащимися 4 класса материала программы обучение строится на дифференцированном подходе с учетом способностей и мотивации детей. Высокомотивированные дети привлекаются к участию во внеурочной деятельности, общешкольных и классных музыкальных мероприятиях различной тематической направленности. Высокомотивированные дети являются творческим ядром класса, которое собирает вокруг себя средне- и низкомотивированных детей. Дети со средней мотивацией работают в соответствии со стандартным учебным планом, выполняя также творческие задания. Низкомотивированным детям создаются благоприятные условия, где они могут проявить и развить свои способности. В урок включаются игровые задания, импровизации, в музыкальный материал - современные мелодии и ритмы. Большое внимание уделяется игровой составляющей урока - импровизациям, инсценировкам, ритмическим и музыкальным играм, музыкальным физкультминуткам.

В целях развития коммуникативных навыков поощряются их монологические высказывания и диалоги в процессе обсуждения музыкальных произведений. Обязательным элементом являются ритмико-пластические упражнения, которые позволяют убрать скованность, зажатость детей, формируют правильные певческие навыки. С той же целью используются упражнения на дыхание и артикуляцию.

Список используемой литературы

  1. Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

  2. На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы». Авторы программы « Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2010.

  3. «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2010г.

  4. «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 4 класс», М., Просвещение, 2001г.

  5. Учебник «Музыка 4 класс», М., Просвещение, 2013 г.









Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Дата

Пл. Факт.

Тема урока

Оборудование

Кол-во уроков

Планируемые результаты

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

1

Мелодия

Музыкальное оформление, наглядные пособия

1

Уметь размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека.

Р: Самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество.

П: высказывать своё мнение о содержании музыкального произведения.

К: выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки.

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения

худ.-муз..образов.

2

Ты пропой мне эту песню…Что не выразишь словами, звуком на душу навей…

аудиозаписи

1

Уметь узнавать образы народного музыкального творчества, фольклора и профессиональной музыки.

Р: Самостоятельно подбирать ассоциативные ряды муз. произведениям.

П: выявлять общность истоков и особенности композиторской музыки.

К: творческое задание.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

3

Как сложили песню. Звучащие картины.

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Различать жанры русских народных песен.

Р: самостоятельно образцы народно-музыкального творчества.

П: выявлять общность истоков народной и композиторской музыки

К: исполнение народных песен.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

4

Ты откуда, русская, зародилась музыка? Я пойду по полю белому...

презентация

1

Различать мелодии народного склада в композиторских произведениях.

Р: самостоятельно эмоционально воспринимать народное и профессиональное композиторское творчество.

П: выявлять связь между историческими событиями и музыкальной темой.

К: высказывать свое мнение о содержании произведения.

Гордиться и уважать русские традиции.

5

На великий праздник собралася Русь!

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Уметь распознавать, как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения.

Р: самостоятельно выявлять истоки возникновения духовного наследия.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: исполнение стихиры.

Уважать память о русских святых.

6

Святые земли Русской. Илья Муромец.

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Уметь различать в музыке красоту родной земли и человека.

Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки и поэзии, и их связи.

П: отвечать на вопросы учителя.

К:понимать формы построения музыкальных и литературных произведений.

Гордится музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов.

7

Кирилл и Мефодий.

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Уметь различать образы, воплощенные в музыке.

Р: самостоятельно распознавать художественный смысл произведения.

П: сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов.

К: выполнение творческого задания.

Гордиться русской поэзией и музыкой.

8

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел воияше.

презентация

1

Различать народные песни.

Р: самостоятельно распознавать духовную музыку.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание.

Гордится и уважать русские традиции.

9

Родной обычай старины. Светлый праздник.

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Знать русские народные традиции.

Р: самостоятельно распознавать духовную музыку.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание.

Уважать русские народные традиции.

10

Приют спокойствия, трудов и вдохновения…Зимнее утро. Зимний вечер.

презентация

1

Различать тембры и звуки народных инструментов.

Р: самостоятельно определять мелодику народной музыки.

П: различать народную и композиторскую.

К: выполнение творческого задания

Уважать народные легенды, мифы и предания.

11

Что за прелесть эти сказки! Три чуда.

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Знать связь музыки и литературных произведений

Р: самостоятельно различать тембры народных инструментов входящих в состав ОРНИ.

П: знать народные обычаи, обряды.

К: исследовать историю создания муз. инструментов.

Общаться и взаимодействовать в процессе воплощения различных художественных образов.

12

Ярмарочные гулянья

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Различать тембры и звуки народных инструментов.

Р: самостоятельно различать тембры музыкальных инструментов.

П: овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания и ритмического сопровождения.

К: рассуждать о значении преобразующей силы в музыке.

Осмысленно исполнять сочинения различных жанров и стилей.

13

Святогорский монастырь.

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Различать понятие старинной музыки и её рисунок.

Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности старинной музыки.

П: понимать смысл муз. терминов.

К: творческое задание.

Расширять музыкальный кругозор.

14

Приют, сияньем муз одетый…

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Различать музыкальные жанры

Р: знать и понимать музыку Рахманинова.

П: понимать смысл музыки Рахманинова.

К: творческое задание.

Гордиться русскими композиторами воспевающими Россию

15

Композитор - имя ему народ

презентация

1

Знать истоки народной песни

Р: самостоятельно различать мелодии танцевальной музыки.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: размышлять о муз. произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека.

Уважать творчество зарубежных композиторов.

16

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Знать и уметь распознавать музыкальные инструменты

Р: самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке.

П: узнавать музыкальные жанры.

К: понимать смысл терминов.

Расширять музыкальный кругозор.

17

Музыкант - чародей

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Различать группы муз. инструментов входящих в симфонический оркестр.

Р: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам.

П: рассказывать либретто муз. произведения.

К: выявлять особенности развития образов.

Гордиться патриотами нашей Родины.

18

Народные праздники. «Троица»

презентация

1

Знать историю появления праздника

Р: самостоятельно выявлять особенности развития образов.

П: отвечать на вопросы учителя.

Гордиться патриотами нашей Родины.

19

Музыкальные инструменты. Вариации на тему Рококо.

Наглядные пособия, аудиозаписи ,презентация

1

Знать музыкальные инструменты

Р: самостоятельно выявлять особенности развития образов.

П: отвечать на вопросы учителя.

Гордиться патриотами нашей Родины.

20

Пьеса М.П.Мусоргского «Старый замок»

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Различать музыкальные образы

Р: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам.

П: рассказывать либретто муз. произведения.

К: выявлять особенности развития образов.

Гордиться патриотами нашей Родины.

21

Счастье в сирени живет…С.Рахманинов.

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Уметь распознавать напевы старинной музыки

Р: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам.

П: рассказывать либретто муз. произведения.

К: выявлять особенности развития образов.

Уважительно относиться к муз. культуре других народов.

22

Не умолкает сердце чуткое Шопена…

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Уметь распознавать музыку Шопена

Р: самостоятельно выявлять особенности развития образов.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: сопоставлять средства муз. выразительности.

Знать историю своей Родины.

23

Танцы, танцы, танцы…

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Уметь распознавать танцевальную музыку

Р: самостоятельно определять куплетно-выриационную форму в музыке.

П: отвечать на вопросы учителя.

Развивать музыкально-эстетический вкус.

24

Патетическая соната. Годы странствий М.И. Глинки

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Формирование основ музыкальной культуры.

Р: определять и сопоставлять различные по смыслу интонации.

П:распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.

К: соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе муз. произведений русских композиторов.

25

Царит гармония оркестра

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Уметь различать муз. образы воплощенные в музыке

Р: самостоятельно уметь распознавать жанры музыки.

П: знать музыкальные термины.

К: Творческое задание.

Расширять музыкальный кругозор.

26

Опера «Иван Сусанин». Опера М. Мусорского «Хованщина»

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Уметь различать многообразие жанров музыки.

Р: самостоятельно называть имена известных бардов.

П: уметь распознавать худ. смысл муз. произведений для гитары.

К:Творческое задание.

Ориентироваться в культурном многообразии музыкальных жанров.

27

Русский восток

презентация

1

Знать восточные интонации

Р: самостоятельно называть имена известных бардов.

П: уметь распознавать худ. смысл муз. произведений для гитары.

К:Творческое задание.

Личностно оценивать музыку на уроке и вне школы.

28

Балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии.

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Знать музыку в народном стиле, понятие мюзикл.

Р: самостоятельно различать жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание.

П: иметь представление о религиозных праздниках народов России и их традициях.

К: творческое задание.

Уважительное отношение к праздникам русской православной церкви.

29

Прелюдия. Исповедь души.

презентация

1

Знать формы музыки

Р: самостоятельно определять жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание.

П: иметь представление о традициях православных праздников.

К: выполнение творческого задания.

Хранить шедевры православного наследия.

30

Революционный этюд

презентация

1

Знать жанр этюд

Р: сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.

П: свободно ориентироваться в терминах: икона, фреска, молитва, стихира.

К: рассуждать о значении азбуки в наши дни.

Почитать создателей славянской азбуки.

31

Мастерство исполнителя

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Знать многообразие жанров музыки

Р: самостоятельно отличать главный признак народного праздника от религиозного.

П: знать историю создания иконы А.Рублева «Троица»

К: Объяснять смысл народного праздника.

Хранить и почитать культурное наследие России.

32

В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты.

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Уметь образно ориентироваться в музыкальной живописи.

Р: самостоятельно пересказывать сюжет музыкальной сказки.

П: ориентироваться в музыкальных сюжетах главных героев .

К: творческое задание.

Гордиться культурным наследием .

33

Музыкальный сказочник

Наглядные пособия, аудиозаписи

1

Формирование представления о роли музыки в жизни человека.

Р: самостоятельно выделять интонации помогающие услышать рассвет.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание.

Гордиться культурным наследием .

34

Рассвет на Москве - реке

1

Развитие музыкально-эстетического чувства.

Р: самостоятельно выделять интонации помогающие услышать рассвет.

П: отвечать на вопросы учителя.

К: творческое задание.

Уважать и помнить историю России.

Расширять интерес к музыке.



© 2010-2022