• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект урока на тему «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд»

Конспект урока на тему «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд»

Коспект урока по теме «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Свадебный обряд. « был составлен к открытому уроку в 5 классе в рамказ городского семинара. Основным содержанием урока явилось рассмотрение обряда русской свадьбы, его музыкального содержания, жанровых особенностей свадебных песен и использование обрядовых песен в операх русских композиторов М.И. Глинки, М.П. Мусоргского. Для исполнения народной песни были задействованы помошники из числа учеников данного кл...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК : Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.

Свадебный обряд.

СОДЕРЖАНИЕ урока: обряд русской свадьбы, его музыкальное содержание,

жанровые особенности свадебных песен и использование обрядовых

песен в операх русских композиторов.

Цели урока

  • образовательные:

познакомить с русским свадебным обрядом и особенностями его музыкального сопровождения,

продолжить формировать представления о жанрах русской народной песни и наиболее типичных

особенностях русского мелоса;

  • развивающие:

развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа,

расширять художественный кругозора учащихся,

развивать умение выделять главное, вести записи в тетради,

формировать исполнительские навыки.



  • воспитательные:

воспитывать любовь и уважение к народным обычаям и традициям своей страны,

формировать позитивное отношение к народному искусству.

Задачи:

  • продолжить знакомство с жанрами русской народной песни, с эмоционально-образным строем русской песни, с обрядами и обычаями в фольклоре и в творчестве композиторов;

  • обобщить представления об особенностях мелодического и интонационного строения русских народных песен;

  • формировать умение анализа музыкального произведения.

Музыкальный материал:

• народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно»;

• хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы «Хованщина» М. Мусоргского;

  • хор «Разгулялися, развалилися воды вешние по лугам» из оперы «Жизнь за царя» М. ·Глинки.

Оборудование: компьютер, CD диск, портреты М. Мусоргского и М. Глинки,

раздаточный материал: текст народной песни «Матушка, что во поле пыльно»,

таблица для заполнения.




ХОД УРОКА

1 этап: организационный момент:

Открыта презентация с темой блока «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.»

Здравствуйте, ребята. Эпиграфом нашему уроку сегодня будут слова великого Александра Сергеевича Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила»:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой…

На доске обозначена тема с которой вы работаете уже не первый урок: «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов», а ниже пустая строчка, которую вам нужно будет заполнить темой сегодняшнего занятия.

2 этап: повторение пройденного материала

- Сначала, давайте уточним, что такое ФОЛЬКЛОР?

( Определение: фольклор - совокупность духовной и материальной культуры народа.)

- Перечислите признаки фольклора.

( - не записывается, устный; - вариационен;

- привязан к определённой местности - нет автора и т.д.).

ФОЛЬКЛОР делится на две основные группы. Он бывает ..?

( обрядовый и необрядовый. Необрядовый фольклор это прежде всего…

К обрядовому фольклору относятся:

· календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки),

· бытовой (семейный) фольклор ( рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания),

Обряды в русской деревне считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ - сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий.

Посмотрите, пожалуйста, на экран: перед вами изображения различных обрядов, с которыми мы уже знакомились на предыдущих занятиях. Все ли обряды вы можете перечислить? Те, кто внимателен, уже отметили, что есть изображение обряда, о котором нам ещё не довелось разговаривать - это свадебный обряд. Есть ли желание у вас желание познакомиться с этим обрядом? А с точки зрения нашего предмета, что вам было бы интересно узнать?

Ребята формируют цель урока : Что представляет из себя свадебный обряд?

Какова роль музыкального сопровождения в этом обряде?

Жанры песен свадебного обряда?

Особенности музыкального языка свадебного обряда.

Цели урока обозначаются на доске. Тема записывается в тетради.

3 этап: изучение нового материала

С момента возникновения русских селений, свадьба была главным, основным торжественным обрядом. Любая девушка или парень с трепетом относились к дню, когда вступят в брак. Хотя решение принималось не самими молодыми, а их родителями, все равно невесты проводили целые ночи, гадая на своего жениха. Мнение молодых людей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.

Свадьба - не только личный, но и общественный праздник, именно публичностью регистрировался брак. До принятия христианства на Руси свадебные обряды - единственное подтверждение брака. Свадьба, известная нам, сложилась в XIII - XIV веках, в начале XVI века свадьба игралась по строго установленному чину. Словосочетание «сыграть свадьбу» донесло до наших времён отношение к этому обряду как к серьёзной игре. Главное действующее лицо в ней - невеста. Свадебная игра длилась несколько дней и начиналась со сватовства. Уже в первые моменты свадебной игры начинали звучать свадебные песни.

Свадьба состояла из нескольких этапов: сватовство, смотрины, сговор, девичник, расплетение косы, собственно день свадьбы с застольем и послесвадебные обряды. Для каждого из этапов характерно исполнение определённых песен, соблюдение определённых правил. Для девушки свадьба - всегда расставание с родным домом, уход в чужую семью - в семью мужа, Это начало новой, неизвестной жизни, уход в чужой мир, и потому свадебные обряды были в чём-то близки похоронным.

Это, собственно, и определило такой жанр свадебных песен как причитания. Перед прощанием или в ходе прощания, семья девушки и невеста поют о счастливом времени, с которым приходится расставаться, и о грустной разлуке, которая наступает. В свадебных причитаниях невеста не только выражает свои переживания по поводу окончания «вольной» девичьей жизни, но и исполняет определённую обрядовую роль.

Чтобы вы прочувствовали характер свадебного причитания, давайте вместе исполним русскую народную песню «Матушка, матушка, что во поле пыльно». Но перед тем как спеть это произведение, обратите внимание на рабочие таблицы - помощницы, которые лежат перед вами на партах. После исполнения песни вам нужно будет с ними поработать. Откройте слова песни у вас в папке на первой странице. Юля, помоги мне пожалуйста. Сядьте пожалуйста ровно… Первый куплет мы исполним дуэтом, чтобы вы могли познакомиться с мелодией, а потом вы все к нам присоединяйтесь.

Исполнение русской народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно».

- Большое спасибо. У вас немного времени - найдите в таблице название песни и заполните пустые клетки, опираясь на ваши впечатления после прослушивания произведения.

- Что вы можете сказать? - Какой образ у этой песни?

Ответы детей. Образ песни - тревожный, взволнованный,напряжённый… Мелодия - …

В противовес этому образному строю, свадьба включала множество шуточных - корильных - песен. Это своеобразные свадебные «дразнилки», сопровождающие комедийные и игровые сцены разнохарактерного обрядово-свадебного действа. Функция корильных песен развлекательная, они окрашены юмором, это - песни-шутки, в которых смеются над человеческими пороками. Многие корильные песни являются своеобразными пародиями на свадебные величальные песни.

Величальные песни. Что это за жанр свадебных песен? Как вы думаете?

Ответы детей.

- Вы абсолютно правы. Величальные песни восхваляли свадебных персонажей, именовали их по имени-отчеству, каждому гостю пелась особая песня. Жениха и невесту, семейную пару в лирических песнях символизируют неразлучные Утушка и Селезень или особенно любимые на Руси лебедь с лебедушкой.

Утка и лебедушка - символы вечной женственности, каждый из которых отражает сложные перипетии женской судьбы.

Ярким примером величальной песни является русская народная свадебная величальная песня «Плывёт, плывёт лебёдушка». Именно её ввёл взял для своей оперы «Хованщина» М.П.Мусоргский, для того , чтобы усилить эмоциональное воздействие изображаемого свадебного обряда на зрителей.

Перед началом прослушивания, напоминаю вам о рабочих таблицах, где вам предстоит отразить то, что вы услышите.

Слушание музыкального примера: М.П.Мусоргский хор «Плывёт, плывёт лебёдушка» из оперы

«Хованщина»

- Определите образное содержание прослушанной песни и заполните нужные графы в таблице. Что же у вас получилось?

Ответы детей. Образ песни - лирический, торжественный, величавый.

Мелодия - распевная. Протяжная широкого дыхания…

По обрядовой функции, поэтическому содержанию и художественным особенностям величальные песни - это один из самых ярких жанров свадебного обряда. Не случайно, именно эти светлые свадебные эпизоды, воспроизведены во многих русских операх. Они являются значимыми моментами в развитии действия. К свадебному обряду обращались и М.И.Глинка, и А.С.Даргомыжский, и Н.А.Римский-Корсаков. Предлагаю вам прослушать ещё одну величальную свадебную песню «Разгулялися, разливалися, воды вешние по лугам…» из оперы «Жизнь за царя» М.И.Глинки.

Последняя строчка таблицы в вашем распоряжении. Слушаем и анализируем.

Слушание музыкального примера: М.И.Глинка хор «Разгулялися, разливалися…» из оперы «Жизнь за царя»

Ответы детей. Образ песни - лирический, торжественный, величавый.

Мелодия - распевная. Протяжная широкого дыхания…

- Вы сами определили, что жанр этой песня величальная, а, между тем, она не является подлинно народной. Глинка сочинил свою мелодию, стилизовав её под народную, сохранив все черты, характерные для свадебной величальной песни.

4 этап: подведение итогов урока

Что же вы узнали сегодня на уроке?

Какие новые жанры народной песни вы добавили себе в копилку знаний? Запишите их в свои тетради.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с народной песней «Матушка…», народной песней «Плывёт, плывёт лебёдушка», включённой в оперу «Хованщина» Модеста Мусоргского и мелодией в народном стиле «Разгулялися, разливалися воды вешние по лугам» Михаила Глинки.

- Существует ли интонационная общность этих произведений? Ответы детей.

Проанализируйте результаты своей работы на уроке и сделайте вывод о роли музыкального сопровождения в обряде свадьбы, а на основе заполненной таблицы, ответьте каковы особенности музыкального языка этого обряда.

ВЫВОД: Песни усиливали эмоциональную сторону обряда и были связаны с конкретной

целью обрядового действия.

Ответы детей.

Ваше домашнее задание.

Спасибо за урок.

© 2010-2022