Рабочая программа по музыке

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по музыке

5 - 7 классы



Пояснительная записка

Программа по предмету «Музыка» для V-VII классов образовательных учреждений составлена на основе программы «Музыка. Основная школа». Авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Данная программа соответствует основным идеям музыкально - педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по искусству. В ней нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных общеобразовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии. Уровень усвоения - базовый.

Цель массового музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который даёт возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно - эстетические ценности мировой художественной культуры. Оно базируется на постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, религиозная музыка, классическая музыка, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусств.

Структура программы

5 класс

Музыка и литература (17 часов)

Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств.

Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры вокальной и инструментальной музыки. Вторая жизнь песни.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино и на телевидении.

Музыка и изобразительное искусство (18 часов).

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве.

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижёра в прочтении музыкального произведения. Образы борьбы и победы в русском искусстве.

Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора и художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.

6 класс

Мир образов вокальной музыки (17 часов).

Лирические, эпические и драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов.

Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западно - европейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня. Джаз - искусство ХХ века.

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Мир образов камерной и симфонической музыки (18 часов).

Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность) контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе из сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и её жанры(сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра - фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). музыкальное воплощение литературного сюжета. Образ - портрет, образ - пейзаж.

Непрограммная музыка и её жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, концерт, концертная симфония. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок - опера, киномузыка.

7 класс

Особенности драматургии сценической музыки (17 часов).

Стиль как отражение эпохи, национального характера, индивидуальности композитора: Россия - Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко - эпические, драматические, лирические, комические).

Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально - драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический, характерный), па - де - де, музыкально - хореографические сцены. Приёмы симфонического развития образов. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Особенности драматургии камерной и классической музыки (18 часов).

Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно - симфонический цикл. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в камерных вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Классическая музыка в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Выдающиеся композиторы и исполнители, творческие коллективы

Задачи и направления

  • Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно - эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатлённой в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • Развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности ;

  • Воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности общения с искусством;

  • Освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального( шире - художественного) образа, общих и специфических средств, художественной выразительности разных видов искусства.

Актуальность и место программы в образовательном пространстве: программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально - энергетического тонуса подростков, снятие нервно - психических перегрузок учащихся; воспитание деятельной творческой памяти, развитие ассоциативно - образного мышления путём привлечения образов литературы, изобразительного искусства, исторических сведений. Таким образом, использование широкого культурологического пространства подразумевает выходы за рамки музыки. Методологическим основанием программы являются современные научные исследования и педагогическая практика, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире.

Преемственность содержания программы V-VII классов с программой «Музыка» для начальной школы выражается в таких аспектах как:

  • Освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства - интонационной природы музыки, жанров, стилей и языка в произведениях народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;

  • Включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выходы за рамки музыки;

  • Развитие ассоциативно - образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и путём привлечения образов литературы, изобразительного искусства, для расширения их музыкально - слуховых представлений»;

  • Формирование способов, умений, навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки.

  • Знания учащихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных, экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления ркружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно - выразительные средства разных искусств в своём творчестве.

Основные методические принципы построения программы V-VII классов

  • Принцип увлечённости, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребёнка к явлениям музыкального искусства.

  • Принцип триединства деятельности композитора - исполнителя - слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Необходимо, чтобы учащиеся имели представление о том, кто и как её сочинил, кто и как её исполнил.

  • Принцип «тождества и контраста», сходства и различия реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка.

  • Принцип интонационности выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и объединяющий специфически музыкальное с общедуховным.

  • Принцип диалога культур предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой других национальностей на основе её сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно- эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур.

Условия реализации программы


Учебно - практическое оборудование

Фортепиано;

Клавишный синтезатор;

Народные музыкальные инструменты: бубен, погремушки, свистульки, свирель, ложки;

Музыкальные инструменты: маракасы, колокольчик, треугольник;

Проигрыватель MP3, CD-R, CD-RW;

Проектор;

Экран;

Компьютер.

Экранно - звуковые пособия

Аудиозаписи и фонохрестоматии;

Видеофильмы, посвящённые творчеству отечественных и зарубежных композиторов;

Видеофильмы с записью балетов, оперных спектаклей;

Видеофильмы с записью фрагментов мюзиклов;

Изображения музыкантов, играющих на музыкальных инструментах;

Фотографии и репродукции картин крупнейших центров музыкальной культуры.

Печатные пособия

Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров; расположение партий в хоре.

Портреты композиторов;

Портреты исполнителей;

Изображение музыкальных инструментов.

Требования к уровню подготовки учащихся основной школы

5 класс

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

  • Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них ( музыка, литература, изо- искусство, театра, кино и др.);

  • Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • Размышлять о знакомом музыкальном произведении , высказывать сужден6ие об основной идее, о средствах и формах её воплощения;

  • Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной , сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;

  • Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально - ритмическом движении, поэтическом слове, изо - деятельности;

  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности;

  • Развивать умения и навыки музыкально - эстетического самообразования: формировать фонотеки, посещать концерты, театры и т.д.;

  • Проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

6 класс

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

  • Понимать жизненно - образное содержание музыкальных произведений разных жанров;

  • Различать эпические, лирические и драматические музыкальные образы;

  • Иметь представление о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

  • Знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

  • Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная;

  • Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;

  • Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

  • Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

  • Развивать навыки исследовательской художественно - эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

  • Совершенствовать умения и навыки самообразования.



7 класс

Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:



  • Понимать роль музыки в жизни человека;

  • Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор - исполнитель - слушатель);

  • Эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальное произведение различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

  • Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;

  • Иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразительности;

  • Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей и композиторов, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;

  • Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • Использовать разные формы индивидуального, группового и и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально - эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты);

  • Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;

  • Иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;

  • Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.



Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Музыка»

Отметка в баллах

Оценка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

1

2

Ошибки в распознавании музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

2

3

Различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

3

Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке.

Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования по памяти (по слуху). Фрагментарное воспроизведение музыкального материала, предусмотренного учебной программой

4

Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, состояния, выраженного в музыке.

Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования по памяти (по слуху). Частичное воспроизведение по памяти основной части музыкального материала, предусмотренного программой

5

4

Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение целесообразности их использования.

Осуществление вокально-хоровой деятельности. Осмысленное использование в собственной исполнительской деятельности средств музыкальной выразительности

6

Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Наблюдение за развитием музыки, выявление и объяснение изменений темпа, динамики, тембра, регистра, лада; выявление контрастов и повторов, определение формы музыкального произведения.

Осуществление вокально-хоровой деятельности. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой

7

Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения.

Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности. Отбор необходимых исполнительских средств, создание исполнительского плана

8

5

Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др.

Создание исполнительского плана, предусматривающего использование широкого спектра исполнительских средств, в процессе вокально-хоровой деятельности.

9

Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия музыкального произведения в виде целостного образа - словесной модели, звуковой картины, пластического этюда и т. д.

Создание исполнительского плана и самостоятельное его воплощение в процессе вокально-хоровой деятельности.

10


Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия музыкального произведения в виде словесной модели, звуковой картины, пластического этюда, соответствующих музыкальному образу.

Создание исполнительского плана в соответствии с композиторским замыслом и его самостоятельное воплощение с помощью соответствующих характеру и стилю музыкального произведения средств в процессе вокально-хоровой деятельности.

Литература и звуковые пособия



  1. Антология русской и зарубежной музыки X- XXI вв./сост.Ю.А.Зверев. Комплект компакт - дисков. -М., 2005.



  1. «Искусство»- учебно - методическая газета для учителей мировой художественной культуры, музыки и изобразительного искусства (приложение к газете «Первое сентября»).



  1. Покровский Б.А. Путешествие в страну Опера/ Б.А.Покровский. - М., 2004.



  1. Русские композиторы: история отечественной музыки в биографиях её творцов. - Урал, Л.Т.Д., 2001.



  1. Сергеева Г.П. Уроки музыки: 5-6 кл.: пособие для учителя/ Г.П. сергеева,Е.Д. критская - М., 2006.



  1. Сергеева Г.П. уроки музыки 7кл.: пособие для учителя/ Г.П. Сергеева,

  2. Е.Д. Критская.- М., 2007.

  3. Словарь музыкальных терминов: сайт muzyka.net.ru



  1. Шедевры музыки. CD - ROM. - М., 2003.



  1. Энциклопедия классической музыки. - CD - ROM/-М., 2001.



  1. Я познаю мир: Музыка. - М., 2003.

Итоговые тесты

5 класс

1.Произведение, предназначенное для пения без слов

А.вокализ

Б.романс

В.хор

2.Жанр, не относящийся к вокальным произведениям

А.романс

Б.кантата

В.симфония

Г.песня

3.Выбери инструмент, на котором не играли герои «Квартета» И.А.Крылова

А.альт

Б. виолончель

В. скрипка

Г.барабан

4.Автор произведения, положенного в основу оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»

А. Н.Кукольник

Б. С.А.Есенин

В. А.С.Пушкин

5.Какой русской певице посвятил С.Рахманинов свой «Вокализ»

А. Л.Г.Зыкиной

Б. А.В.Неждановой

В. А.Н.Пахмутовой

6.Литературная основа оперы или балета

А.либретто

Б.сценарий

В.пересказ

7.Определите тембр женского голоса

А.бас

Б.тенор

В.сопрано

8.Ансамбль из 4-х музыкантов

А.квартет

Б.соло

В.оркестр

9.Музыкальное произведение крупной формы для солирующего инструмента и оркестра

А.концерт

Б.симфония

В.сюита

10.Музыкальный жанр, относящийся к вокальным произведениям

А.мазурка

Б.романс

В.концерт

Г.соната

11.Инструмент, на котором играл один из героев басни И.А.Крылова «Квартет»

А.арфа

Б.альт

В.кларнет

Г.флейта

12.Романс на стихи Н.Кукольника

А. «Жаворонок»

Б. «Спящая княжна»

В. «Грустная песенка»

13.Страна, в которой родился И.С.Бах

А.Германия

Б.Польша

В.Франция

14.Кем по профессии был композитор А.П.Бородин?

А.военный инженер

Б.морской офицер

В.учёный-химик

15.Сольный номер из оперы, характеризующий героя

А.ансамбль

Б.антракт

В.ария

16.Какая песня И.О.Дунаевского звучит в кинофильме «Дети капитана Гранта»?

А. «Летите, голуби»

Б. «Спой, нам, ветер»

В. «Урожайная»

6 класс



1.Выбери инструмент деревянно-духовой группы симфонического оркестра

А.арфа

Б.гобой

В.валторна

Г.контрабас

Д.свирель

2.Музыкальное произведение для голоса без слов

А.ария

Б.вокализ

В.романс

3.Что означает в переводе слово «рондо»?

А.круг

Б.бег

В.соревнование

4.Творчество какого композитора отражает девиз: «Через борьбу - к победе!»

А.Бетховен

Б.Шопен

В.Чайковский

5.Произведение для симфонического оркестра и солирующего инструмента

А.концерт

Б.симфония

В.сюита

6.Выбери инструмент медно-духовой группы симфонического оркестра

А.арфа

Б.гобой

В.валторна

Г.контрабас

7.Высокий женский голос - это…

А.альт

Б.тенор

В.сопрано

8.Что означает в переводе слово «форте»?

А.быстро

Б.высоко

В.громко

9.Выбери девиз, характеризующий творчество Л. Бетховена

А. «Через борьбу к победе!»

Б. «…чтобы в моей музыке люди находили подпору и утешение»

В. «Жизнь прекрасна»

10.Найди «зерно» интонации симфонии №5 Л.Бетховена

Рабочая программа по музыке

11.Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица не говорят, а поют.

А.балет

Б.опера

В.симфония

7 класс

1.Определите высокий тембр голоса

А.баритон

Б.бас

В.тенор

2.Назовите инструмент, не входящий в состав симфонического оркестра

А.арфа

Б.валторна

В.колокола

Г.саксофон

3.Музыкальное произведение свободной формы из нескольких контрастных частей, основанное на народных мотивах

А.вокализ

Б.рапсодия

В.увертюра

4.Польский композитор

А. Ф.Шопен

Б. И.Штраус

В. П.И.Чайковский

5.Назовите главный жанр в творчестве Ф.Шуберта

А.балет

Б.песня

В.опера

6.По ритмическому рисунку определите «Болеро» М.Равеля

Рабочая программа по музыке

7.Оркестровое вступление к опере, балету, музыкальному спектаклю

А.баллада

Б.серенада

В.увертюра

8.Назовите инструмент, не входящий в состав оркестра русских народных инструментов

А.жалейка

Б.гитара

В.гусли

Г.тромбон

9.Французский эстрадный певец

А.бард

Б.менестрель

В.шансонье

10.Какой элемент музыкальной речи остаётся неизменным?

А.динамика

Б.ритм

В.тембр

11.В каком жанре не сочинял музыку Ф.Шопен?

А.вальс

Б.опера

В.полонез

12.Произведение крупной формы для солирующего инструмента и оркестра

А.рапсодия

Б.сюита

В.концерт

13.Как называется эта симфония Д.Шостаковича?

А. «Героическая»

Б. «Ленинградская»

В. «Патетическая»

14.На сюжет какого произведения И.В.Гёте Бетховен написал музыку?

А. «Горные вершины»

Б. «Лесной царь»

В. «Эгмонт»

20


© 2010-2022