- Преподавателю
- Музыка
- Cоциально – педагогические условия для успешной социализации обучающихся с ОВЗ
Cоциально – педагогические условия для успешной социализации обучающихся с ОВЗ
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Максимкин А.М. |
Дата | 13.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
В создании оптимальных социально - педагогических условий для успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья способности творчески мыслить. Внутренний мир детей с ОВЗ сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать все многообразие окружающей среды? Как помочи им раскрыть свое «Я», понять его войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
К условиям, способствующим успешному развитию творческих способностей и самореализации детей относится система дополнительного образования. Через художественное слово, песню. Танец, игру на музыкальных инструментах, происходит самореализация детей, их социальная адаптация.Ведь выступая на сцене индивидуально или в составе коллективной творческой группы, порой видишь, как ребятам приходится преодолевать себя, свои комплексы. А ведь дети с нарушением развития являются особой категорией, в работе с которыми искусство (музыка) используется не только как средство их художественного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции. О целительной силе музыки писали видные греческие философы: Демокрит и Платон. Музыка и музыкотерапия широко использовались в Древнем Китае и Древней Индии. В России специальные исследования В.М. Бехтерева,И.М. Сеченова, И.М. Догеля и другие выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечнососудистую, двигательную, центральную нервную систему. Положительные эмоции от общения с искусством оказывает лечебное воздействие на психосоматические процессы, мобилизует резервные силы человека, в чем я сам неоднократно убеждался как педагог дополнительного образования. В систему моей деятельности, как педагога дополнительного образования входят музыкальные занятия во внеурочное время, подготовка и проведение классных часов, тематических мероприятий, индивидуальная работа с солитстами, концертные выступления.
Кружковая работа:
-
Кружок «Веселые нотки» 5-6 класс.
-
«Ровесники» 7 класс.
-
«Радуга» 8-9 классы
-
Ансамбль шумовых инструментов «Бубенцы».
Воспитанники принимают участие в школьных мероприятиях в поселке ГРЭС - открытие игровых площадок, празднование дня пожилого человека, 9 мая и т. д.
Опрос проведенный психолгом Ивановой О.Г. показывает:
-
С радостью идут на занятия - 57%
-
Мне нравится на занятиях слушать, когда голоса сливаютя - 71%
-
Мне нравится разная музыка на занятии (как медленная так и быстрая) - 71%
-
Мой руководитель мне нравится, он хороший и учит добрым песням - 100%
-
После занятий я чувствую себя хорошо, хочется напевать песенки -57%
-
Охотно поют выученные песни перед публики - 57 %
Ребятам предлагалось продолжить предложения:
-
Особенно запомнился праздник, на котором выступали с песнями- посвященный международному женскому дню, праздник мам.
-
Песни, которые я люблю - «Щенок», «Не крутите пестрый глобус», «По улицам идут загадочные феи» …
-
Занятия мне помогают - становится спокойным, мы развиваем речь, память, мышление, запоминаем хорошие мелодии.
Таким образом выявлено положительное отношение учащихся к вокальным дополнительным занятиям. Ребята осознают то, что им полезно и проиятно заниматься музыкой под чутким руководством Максимкина А.М.
Активно работаю с классом воспитатели Харенко Т.М.,Ческидова Л.В., организовавшие празднование «Дня учителя»
В целом положительно можно характеризовать такую деятельность, как подготовка мероприятия спальнями. Занятость детей, настрой на хороший результат положительно влияет на дисциплину и ответственность за общее дело и позволяет проводить мероприятия на хорошем уровне. Заслуживает положительной оценки мероприятия по ЗОЖ ( спальня №5), «9 мая» ( спальня №2).
Но наряду с положительными моментами есть проблемы:
-
Слабая техническая оснащенность (отсутствие озвучивающей аппаратуры).
-
Недостаточное количество шумовых инструментов.
-
Помещение актового зала не приспособлено для индивидуальных занятий.
-
Назрела необходимость в педагоге - организаторе для координации деятельности во внеурочное время, расширение деятельности системы дополнительного образования (нужны танцевальный и театральный кружки).
Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественнй кругозор ребенка с особыми потребностями развития, реализует познавательные интересы детей. Искусство является современной формой эстетического познания действительности и отражение его в художественных образах, позволяет ребенку ощутить мир во всех его богатствах и через художественные виды деятельности научится его преобразовывать.
Коррекционные возможности по отношению к детям с нарушениями развития связаны прежде всего с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей детей с ОВЗ - активизация потенциальных возможностей ребенка в практической деятельности, реализация социально- педагогических функций искусства.
Коррекционная работа с детьми с ОВЗ проводится двумя путями;
- путем воспитания способностей эстетически восприеимать действительность как непосредственно в жизни, так и через произведение искусства;
Путем деятельности, связанной с искусством ( художествен- речевой, музыкальной, изобразительной, театральной)
Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка..При этом выполняя коммуникативную, регулятивную функцию. Участие ребенка с проблемами развития в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира, утверждению в нем чувства социальной значимости.