- Преподавателю
- Музыка
- Мастер класс по теме Коммуникативный метод как средство формирования метапредметных действий
Мастер класс по теме Коммуникативный метод как средство формирования метапредметных действий
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шаронова Е.И. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,
Октябрьский район, г. п. Талинка,
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Коммуникативный метод как средство формирования метапредметных действий.
Автор:
Шаронова Елена Иподистовна
учитель музыки
2016 год
Аннотация. Предмет «Музыка и искусство» имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяя в себе специальные, культурологические и исторические знания, необходимые для целостного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
В статье представлен опыт работы учителя при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках музыки и искусства в 1-9 классах. Методические приемы, представленные в работе, создают условия для развития творческой деятельности учащихся, повышают их познавательную активность и могут быть использованы не только учителями музыки, но и учителями других предметов.
Актуальность. В настоящее время проблема развития общения между людьми остается наиболее важной. Умение общаться, дискутировать, находить выходы из проблемных ситуаций, аргументировать свою точку зрения, уважать других людей и уметь проявлять к ним сочувствие и эмпатию - без этих способностей современному человеку просто не обойтись. В основе формирования данных качеств лежит коммуникативный метод обучения. По словам выдающегося профессора- лингвиста В.Г. Костомарова «Без коммуникативности нет современной методики».
Новым федеральным государственным образовательным стандартом определяется формирование системы универсальных учебных действий.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий, направлено на построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Освоение данного вида УУД позволит учащимся учитывать позицию других людей, научит умению слушать, интегрироваться в группы и главное - обеспечит их социальную компетентность.
Основная часть. К основным видам коммуникативных действий относятся: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, владение речью, умение полно и точно выражать свои мысли.
Коммуникативный метод основан на групповой и парной работе при которой ученик на уроке не чувствует себя одиноким, в этом и заключается основная цель развития коммуникативных действий: Я и мы. Всегда на связи. Мы вместе.( Приложение 1)
Эффективность развития коммуникативных навыков и коммуникативной мотивации во многом зависит от эмоционального компонента, который наиболее успешно развивается на уроках музыки и искусства. Коммуникативный метод является одним из эффективных методов обучения и представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, формирующий метапредметные действия.
Цель: представить опыт использования различных методов и приемов обучения, направленных на формирование коммуникативных УУД.
Задачи:
-
адаптировать различные методы и приемы, способствующие творческому развитию и познавательной активности учащихся на разных этапах урока;
-
использовать игровые методы и приемы, направленные на создание учебных ситуаций;
-
продемонстрировать универсальность данных приемов и методов.
В соответствии с данными целями и задачами используются разнообразные приемы и упражнения, дидактические, ролевые и коммуникативные игры, доклады, дискуссии, диспуты, проекты и многое другое.
Концепция учебного коммуникативного сотрудничества предполагает, что большая часть урока построена на групповой и парной работе.
Безусловно, при организации такой работы обязательно должны быть выработанные правила диалога, которые учащиеся знают и стараются соблюдать:
- любое мнение ценно;
- обращение начинается с имени: Таня, я с тобой не согласна…
- критика должна быть тактичной: извини, но ты не прав, или я с тобой не согласен..
- повернись, чтобы видеть лицо говорящего; и т.д.
При возникших проблемах дети должны постараться прийти к совместному коллегиальному решению, естественно под управлением педагога.
В основе каждого запланированного мною урока лежит системно - деятельностный подход, который предполагает использование разнообразных интеллектуальных разминок, они служат самым разнообразным целям и могут применяться во всех классах без исключения, изменяется лишь уровень сложности.
Ребус или загадка - могут применяться при определении темы урока, новизна данного приема в том, что создать ребусы можно на сайте rebus1.com/-генератор ребусов, там же есть возможность выбрать наиболее удачный вариант или несколько вариантов. (Приложение1)
Слоговицы- это игра- разминка в которой нужносоставитьслова из слогов других слов, используется при работе с терминами при актуализации знаний, способствуют развитию логики и метапредметных умений, бывают простые или слоговицы с числами в которой нужно отгадать несколько слов, подсказками служат строчки стиха и строчки к ним например… (Приложение1)
Кроссворды - разгадывание кроссвордов - дело увлекательное и полезное. Применяются при усвоении, повторении или закреплении материала, активизируют мыслительную деятельность, учащимся можно предложить два способа либо разгадать кроссворд, либо записать определения к заданным словам, новизна приема в создании данных кроссвордов на сайте puzzlecup.com/crossword-ru/.( фабрика кроссвордов) (Приложение1)
Слово в слове - задача данного приема, найти «спрятанные» слова, например ноты, или слова по теме урока, или придумать к заданным словам, слова по теме или близкие к ней. (Приложение1)
Дидактическая игра «Данетка», во время которой дети учатся задавать вопросы продуктивно- поискового типа.
Правила «Данетки»: вопросы задавать такие, на которые можно ответить только «да» или «нет» или же «Ну-ну-ну», если на вопрос нельзя ответить «Да» или «Нет». Например: игра из серии «Да-Нет», которую я использую на уроках при изучении творчества композиторов. «Кто это ?» я загадываю композитора, дети должны выяснить, кто этот человек, чем он известен либо чем он важен, век творчества, какие жанрам музыки он отдавал предпочтение и т.д. Определяют композитора и на основе полученных ответов создают его творческий портрет. Для младших школьников можно использовать портреты композиторов для облегчения задачи.
ФГОС заявил изменение содержания обучения, а именно - переход от учебной задачи к учебной ситуации. Это означает, что учитель должен не предлагать бессмысленные (с точки зрения учащихся) задания, а преподносить учебную задачу в такой аранжировке, чтобы ее выполнение для ученика становилось осмысленным.
Используется прием «Для чего» - при изучении темы важно рассмотреть, где в жизни изучаемый материал может им пригодиться. Далее происходит «моделирование» ситуации, в которой дети выполняют функции (играют роли) объектов, которые являются элементами предложенной задачи.
Пример учебной ситуации: музыка 2класс. У доски три ученика в роли разных праздников, на голове маски с названием «День именинника», «Посвящение в первоклассники», «Мамин праздник». У каждого ребенка, сидящего в классе, карточка с названием какой-то музыкальной композиции. Задача детей - выбрать себе соответствующий праздник, на котором их композиция просто необходима, и объединиться в группы.
Живая модель придает задаче осмысление и повышает интерес, выражает сформированность коммуникативных УУД.
Коммуникативные действия это еще и владение ораторским искусством, которое базируется на трех китах: монолог или искусство презентации, диалог или дебаты - доказать свою точку зрения и переговоры, т.е. искусство аргументировать.
Хочу привести интересный прием в развитии навыков аргументации - «Танк»
На первом этапе приводится тезис, например «Музыка Моцарта, обладает позитивным эффектом воздействия», далее приводится аргумент ( так как..), затем наглядность или факт (например…) и кольцевание (вывод). Такой прием учит «стрелять» точно в цель и приводить неопровержимые аргументы и доказательства. (Приложение1)
Прием «Таблица аргументов» - часто использую при изучении нового материала, привожу аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из учебника или своего жизненного опыта.
Прием «Дискуссия» - проблема: «Какую роль играют уроки искусства на развитие личности ребенка?» - учащиеся высказывают мнение, идеи записываются и путем совместных решений отбираются самые важные.
«Мозговой штурм»- это оперативный метод решения проблемы: «Джаз - музыка легкая или серьезная?»
Ролевые игры- ассоциации: «Словесное рисование» - сочинение литературных портретов к изучаемым произведениям: Бетховен- увертюра «Эгмонт», «Лунная соната», Чайковский - увертюра- фантазия «Ромео и Джульетта» и т.д.
Составление и представление своих художественных коллекций- плейкастов- 5 класс - из произведений различных видов искусства (музыка , литература, изо) с целью развития умения видеть их эмоциональную общность, использовать средства коммуникации, в данном случае ИКТ. (Пример: картина Борисова- Мусатова, стихотворение Бунина, музыка Чайковского).
На этапе рефлексии прием «Подводящий итоги» - по окончании урока обучающийся подводит итог кратко, но емко формулируя свои мысли.
Одним из важнейших приемов формирования коммуникативных УУД является:
Метод проектов: дети работают в микро-группах, получая задания для мини-проектов.
Темы:
«Мой любимый Моцарт (Бетховен, Шопен и т.д.)»,
«Наши любимые произведения»,
« Любимые песни нашего класса »,
«Музыка народов ханты и манси»,
«Музыкальная культура моих предков» и т.д.
Выполнение последнего проекта обеспечивает не только развитие информационно-коммуникативных навыков, но и воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству других народов..
Все предложенные мною приемы и методы являются деятельностными и проводятся в системе.
Как диагностирую уровень формирования коммуникативных УУД. Использую методики предложенные Г.А. Цукерман. В 1-2 классе это методика «Рукавички» «Узор под диктовку». Цель: выявление уровня действий по согласованию в процессе совместного творчества. В 3-х классах это методика «Кто прав?». Цель: выявление действий, направленных на учет позиции собеседника. В 4-х в качестве рефлексии можно предложить лист самооценки с критериями оценки. ( Приложение1).
Выводы. Анализируя опыт использования различных коммуникативных приемов и методов, можно сделать вывод, что все они способствуют развитию познавательных навыков, самостоятельности, анализа, обобщения, преобразования, а это в свою очередь делает учебный процесс целенаправленным, а учащихся активными и успешными. От уровня развития коммуникативных навыков зависит эффективность обучения и воспитания на всех этапах школьной жизни, а также и вся их дальнейшая жизнь в профессиональном и личностном плане.
Литература
-
Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Начальная школа №2., 2012
-
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Под ред А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.- М., Просвещение, 2008.
-
Программа развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.- М., Просвещение, 2008
-
Г.А. Цукерман и др., 1992). «Психологическое обследование младших школьников». Практическое пособие. М.:Владос , 2001. - 160 с: ил. - (Б-ка школьного психолога). Авторы: Венгер А.Л. , Цукерман Г.А.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL:standart.edu.ru.
-
Интернет- ресурсы: rebus1.com/; puzzlecup.com/crossword-ru/
protema.ru
Приложение 1.
Мы вместе. Всегда на связи.
Ребусы
rebus1.com/
Слоговицы ( правила игры- один слог в каждом слове должен повторяться)
1-2 На этом инструменте пианисты играют
1-3 А этот жанр вокалисты на сцене исполняют
4-5-1 Оно (произведение) прославило Равеля
-
Народный инструмент подобный свирели.
(Ро-яль, ро-манс, бо-ле-ро, ро-жок)
Бабочка скелет - ( сложить одно слово)
Кроссворды:
puzzlecup.com/crossword-ru/
Слово в слове Музыка. " Путешествие в музыкальный театр. Опера"( составь новые слова)
Т_ _ О ТенОр
Е_ _ П АрхЕтиП
А _ _ Е АллЕгро
Т_ _ Р ТеоРия
Р_ _ А РусАлка
ПОМИДОР, СИНИЦА, РЕБУС…. ( найти в словах спрятавшиеся ноты, придумай свои слова)
Прием «Танк»
Тезис: (я считаю, что) Музыка Моцарта, обладает позитивным эффектом воздействия.
Аргумент: ( так как) Огромное количество научных исследований, проводившихся во многих странах мира, свидетельствуют о том, музыкальные произведения этого композитора способны творить просто невероятные вещи в плане исцеления людей от огромного количества самых разнообразных недугов, называемое «Эффектом Моцарта»
Наглядность: (например) Абсолютно неизлечимая официальной медициной эпилепсия лечится… ре-мажорной сонатой Моцарта. Это неопровержимый факт: лаборатории США и Великобритании занимаются таким лечением много лет Всему миру известен хрестоматийный случай, когда музыка Моцарта в буквальном смысле «подарила» человеку жизнь. 78-летний тяжелобольной маршал Ришилье Луи Франсуа де Виньро, будучи уже на смертном одре, за несколько минут до своей очевидной и неизбежной кончины попросил исполнить свое последнее желание в этой жизни - чтобы при нем сыграли его любимый концерт Моцарта. Вскоре после того, как музыка отзвучала, с маршалом произошло настоящее чудо! Смерть отступила, и он буквально на глазах окружающих пошел на поправку. В этого человека каким-то неведомым образом быстро вернулись жизненные силы, и в итоге он прожил в полном здравии еще 14 полноценных лет, дожив до 92-летнеговозраста..
Таким образом: музыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756 - 1791 гг.) по сравнению с произведениями всех прочих композиторов оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие.
Кольцевание (таким образом): музыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756 - 1791 гг.) по сравнению с произведениями всех прочих композиторов оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие.
Диагностика:
«Рукавички»
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
- умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу рисования;
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Методика «Кто прав?»
«Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы».
Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»
Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?»
Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»
Критерии оценивания:
понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,
понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору,
учет разных мнений и умение обосновать собственное,
учет разных потребностей и интересов.
Показатели уровня выполнения задания:
Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в 1-м задании) или выбора (2-е и 3-е задания); соответственно, исключает возможность разных точек зрения: ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое собственное мнение.
«Рефлексия»
Умею слушать и слышать
0 1 2
Умею договариваться
0 1 2
Умею планировать свою деятельность
0 1 2
Умею правильно выражать свои мысли
0 1 2
Умею оказывать поддержку
0 1 2
Критерии оценивания: 0- владею плохо
1-владею хорошо
2- владею отлично
Диагностика формирования коммуникативных УУД в 4-х классах
Вывод:
Низкий уровень- 3-22%
Средний уровень- 51-78%
Высокий уровень- 30-41%