Выступление на тему Новые образовательные стандарты

Новые образовательные стандарты: деятельностный подход на уроках.«Самообразование учителя и компетентностный подход на уроках музыки».Падают звёзды, шумит лес, звенит капель, смеётся ребёнок – всё это музыка. Она сопровождает меня с первых осознанных шагов по жизни. Нежный напев маминой колыбельной, робкие аккорды первой любви, восторженная "Аvе Маriа" всегда звучат в моей душе, наплывают великой радостью, которой хочется поделиться с людьми.Размышляя о прожитом, прихожу к выводу, что жизнь, с е...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новые образовательные стандарты: деятельностный подход на уроках.

«Самообразование учителя и компетентностный подход на уроках музыки».

Учитель музыки МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик

Саратовского района Саратовской области» Аржаева Александра Александровна.

Падают звёзды, шумит лес, звенит капель, смеётся ребёнок - всё это музыка. Она сопровождает меня с первых осознанных шагов по жизни. Нежный напев маминой колыбельной, робкие аккорды первой любви, восторженная "Аvе Маriа" всегда звучат в моей душе, наплывают великой радостью, которой хочется поделиться с людьми.

Размышляя о прожитом, прихожу к выводу, что жизнь, с её взлётами и падениями, - это цепочка ярких мгновений, которые можно назвать счастьем, вдохновением. "Счастливая по природе при всякой погоде", - могу сказать о себе. Было ли счастливым моё далёкое детство? Сегодня знаю точно - было. Воспитывалась в специализированном учебном заведении для музыкально одарённых детей в атмосфере творчества и доброжелательности. Мудрые высокопрофессиональные педагоги с настойчивостью и верой стремились развить мои природные задатки. Они научили меня много трудиться, верить в свою мечту.

В старших классах школы я хотела играть партию виолончели в симфоническом оркестре. Но жизнь предоставила другие варианты. И теперь я - учитель. Люблю свою работу и считаю, что это моё призвание, моё состояние души. Не могу без школы, без моих учеников, их шалостей и причуд, радостей и тревог, восторгов и обид. Они - моя гордость, моя боль, моя надежда.

Учитель музыки имеет особый статус среди школьных учителей. Он призван нести детям культуру своим внешним и внутренним обликом, создавать атмосферу красоты и гармонии.

Переживая вместе с современниками эпоху прагматизма, духовного обнищания, засилья развлекательной низкопробной массовой культуры, обесценивания знаний как духовного богатства, ищу новые методы, пересматриваю старые.

Вот они, детские глаза - такие разные: горящие, умные, пытливые и, чего очень боюсь, равнодушные. Как открыть моим ученикам прекрасный мир в себе самом и в окружающей действительности? Как научить их трудиться, стремиться к добру и свету? Как убедить их в величии музыки и в её красоте? Вопросы, вопросы, вопросы...

Обнадёживает постепенно возрастающий в наши дни в молодёжных кругах интерес к культуре. Значит, не всё ещё потеряно. Понимаю, что невозможно полностью оградить современных школьников от влияния массовой культуры, ориентированной на вкусы "среднего" потребителя и вульгаризацию духовных ценностей предыдущих поколений. Поэтому на уроках музыки и мировой художественной культуры представляется важным не вычёркивать эту сторону действительности. Наоборот, внимательно рассматривать, изучать и обсуждать с разных сторон явления массовой культуры. Раскрывать взаимосвязь формы и содержания, сравнивая эстетические идеалы прошлого и настоящего. Анализировать "безобразное" и "прекрасное" в творчестве, и, тем самым, развивать не только умение эмоционально воспринимать художественное произведения, но и оценивать его с критической точки зрения.

Современному человеку как никогда важно приобщение к мировым культурным традициям. Это повышает адаптивные возможности человека в нестабильных условиях, способствует успешности его социализации, позволяет творчески подходить к решению проблем. Культура выступает как "фактор творческого жизнеустройства". Декларируемая в настоящее время идея гуманизации и гуманитаризации образования может быть реализована, на мой взгляд, только посредством глубокого проникновения культуры и искусства в содержание образования. Это повлечёт за собой пересмотр методов и средств решения воспитательно-образовательных задач, расширение прав искусства в школе, предоставление ему достойного места в системе образования.

Внутренне протестую, когда уроки музыки называют по старинке "пение". Музыка, один из самых мощных по силе воздействия на чувства человека видов искусства, не терпит к себе пренебрежительного отношения. Мои ученики знают, что урок музыки - это серьёзно, ответственно и необыкновенно интересно.

Звенит звонок, постепенно затихают шумные поклонники "попсы" и "рока". Звучат первые аккорды рояля, вспыхивают свечи. Я открываю им новый мир, в который они входят сначала недоверчиво, а затем целиком погружаются в чарующие звуки. Я вглядываюсь в их глаза: отражают ли они те чувства, которые я хочу им передать?.. Урок закончен. Надеюсь, что каждый из них стал чуточку добрее и терпимее.

Выдающийся Гражданин своего времени Дмитрий Борисович Кабалевский представил не только яркий образ урока музыки, но и образ Учителя, который "... должен любить музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость. Учитель должен относиться к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызвать в детях любовь к тому, чего не любишь сам. Надо увлечь их тем, чем сам не увлечён". Он мечтал о том времени, когда на вопрос о роде своей деятельности в школе учитель ответит: "Я музыкант. Я учу детей музыке". Это обо мне.

«Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известным мастер-токарь, прекрасным мастер-врач, так должен и может быть известным мастер-педагог…, а насколько он овладеет мастерством - зависит от собственного напора и целеустремленности».

В нашей стране образ Учителя всегда связывался с интеллектуальным и нравственным потенциалом, с профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Высокая личная ответственность и постоянное самообразование отличает учителя, понимающего, что качество обучения и воспитания в учебных заведениях, повышение эффективности этих процессов напрямую зависит от уровня подготовки педагога.

Различные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, профессиональные конкурсы, педагогические советы, открытые уроки, все это способствует развитию учителя как личности и профессионала, но, безусловно, ключевая роль в обеспечении непрерывного процесса образования педагога принадлежит самообразованию. Традиционное самообразование - это чтение специальных статей и книг по профильным предметам, изучение широкого круга тем в области психологии, педагогики, философии, искусства, художественной литературы, социальной публицистики и.т.д. Я думаю, что вы согласитесь со мной, ведь для того чтобы разработать, подготовить один урок каждый из нас изучает огромное количество информации. Я уже не говорю о интегрированных уроках, которые требуют от нас колоссальных знаний в разных областях.

Информатизация общества существенно изменила подходы к самообразованию. Развитие профессиональной компетенции педагогов, удовлетворение запросов личности в развитии сегодня неизбежно ведёт к использованию информационно - коммуникационных технологий. Без которых, мы уже, не мыслим жизни. Информационные технологии сделали практически общедоступным колоссальный объём информации в самых разных направлениях человеческой деятельности. Например, при подготовке к урокам музыки, я стараюсь в полном объеме использовать интернет - ресурсы. Я думаю, что вы со мной согласитесь, что интернет - ресурсы позволяют предоставить нам много интересующей нас информации. Можно узнать что - то новое о композиторе, о создании его музыкальных произведений, просмотреть видеоряд его жизни, семьи, эпохи; обратиться к исследованиям творчества; выбрать нужную технологию изучения конкретного произведения, формы, приёмы и методы работы, заимствовать интересные дидактические материалы.

Информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования многое сегодня определяют.

Пристальное внимание проблеме самообразования педагогов с помощью информационно - коммуникационных технологий уделяется за рубежом. Международное общество информатизации образования (ISTE National Educational Technolody Standarts for Teachers - cnets.iste.org/teachers/t_stands.html) разработало стандарты профессиональной информационно-коммуникационной компетенции преподавателей. Данные стандарты предназначены для всех учителей и включают шесть компонентов:

  • общие представления в области информационных технологий;

  • планирование учебного процесса с использованием информационных технологий и применения его на практике;

  • интеграция информационных технологий в программы конкретных дисциплин;

  • использование информационных технологий для оценки результатов обучения;

  • использование информационных технологий для повышения уровня профессиональной компетенции;

  • понимание социальных, этических, правовых и общественных ценностей использования информационных технологий.

Эффективное использование ИКТ для самообразования педагога возможно при определённых условиях:

Современная компьютерная база, программное обеспечение, свободный, доступ в Internet; образовательные ресурсы, учитывающие возможности ИКТ, методическое сопровождение к ним;

Курсы подготовки и переподготовки учителей, разработанные на основе личностно-ориентированного, деятельностного, уровневого подхода; дальнейшее сопровождение деятельности педагога компьютерами; адекватная возникающим педагогическим затруднениям педагогическая поддержка с помощью дистанционных образовательных технологий; сетевое взаимодействие практикующих учителей и экспертов для выработки новых идей.

Как правило, самообразование способствует росту педагогическое мастерства. Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя . Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и устойчивом их интересе к предмету, то есть - учитель тогда педагог-мастер, если он умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. Я думаю, что каждый из вас сталкивался с такой ситуацией, когда учащийся плохо занимается по математике, не особо преуспевает на уроках русского языка и литературы, а вот на уроках музыки он раскрывается как цветок, загорается как звездочка.

Ведь каждый ребенок, от рождения наделен частицей таланта, но проявляется он у каждого ребенка в разных областях. Кто - то из детей прекрасно поет, а кто - то умеет вслушиваться в музыкальную ткань произведения, анализируя услышанное не просто музыкальными терминами, а подходя к этому творчески: мини сочинениями, стихотворной формой, изображая музыку в рисунках и.т.д. И моя задача, как учителя суметь заинтересовать, на уроке всех детей без исключения. Помочь каждому ребенку раскрыться. Думаю, что вы согласитесь, что от таких уроков мы получаем большую отдачу, а значит и удовлетворение от проделанной работы.

С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, - это профессионализм, продуктивность, социально-направленные личностные качества, компетентность.

Компетентность похожа

на призрак: все о ней говорят,

но никто ее не видел.

Компетентностный подход в образовательной сфере, как новая школьная парадигма (образец, эталон), неуклонно идет на смену репродуктивному усвоению знаний, выработке умений и навыков , и в свете этих изменений диктует иные требования не столько к структуре учебного процесса, сколько к личности учителя: психолого-педагогическую грамотность, методическую оснащенность, гибкость, самостоятельность в выборе верного решения, креативность и компетентность как некий интегративный признак.

С каждым годом мы все больше сталкиваемся с тем, что наши дети не хотят учиться слушать и усваивать все новую и новую информацию, будь то математика литература, и уж тем более музыка. Компетентностный образовательный подход имеет другие цели, отличающиеся от целей увеличения объема информации. Он направлен на привитие навыков самостоятельного решения задач, которые ставит перед учеником учитель, реализацию любых учебных знаний и переплавки их в разные виды практической деятельности. Все это я и каждый из вас применяем на своих уроках: опережающее домашнее задание, проектная деятельность и.т.д. При этом самостоятельно решается много проблем: мы как бы ненавязчиво учим детей : искать сведения, выигрышно компоновать материал, оформлять его и защищать. При этом ученик из просто ленивого или послушного становится компетентным специалистом, который знает не только, «что» надо сделать, но и «как» сделать, чтобы было грамотно и интересно.

Для каждого ученика должны стать девизом слова:

« Не для школы, для жизни учимся»

А чтобы ученик это понял, ему должен помочь учитель.

Термины «компетенция», «компетентность», берущие свое начало от латинского «kоmреtеntа», «соmреto» -в Большой советской энциклопедии (БСЭ, том 12) означают: «совместно достигаю, добиваюсь, соответствую, подхожу». В обиходе употребляются давно, но в несколько ином значении - «знаю», «разбираюсь».

Компетентность достигается самим человеком в процессе его профессиональной деятельности по мере накопления опыта, в зависимости от его усилий, добросовестного исполнения своих обязанностей, четкого осознания своих компетенций и целей их реализации.

Компетентность учителя музыки - это личное качество, которое проявляется только в профессиональной деятельности. Учитель тоже (и даже в первую очередь) должен знать не только «что» делать, но и «как» это сделать.

Иногда компетентность отождествляют с мастерством и профессионализмом. Профессиональное мастерство следует отнести к ведущим структурам педагогической системы, в которой оно понимается как «высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов».

Основой мастерства становится практический опыт. Но не любой опыт является источником профессионального мастерства, а только такой, который осмыслен с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности.

Педагогическое мастерство - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.

В Глоссарии (Словаре международных терминов 1997)

компетенция - определяется как:

Способность делать что-либо хорошо или эффективно.

Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.

Способность выполнять особые трудовые функции.

Если с первым и последним пунктом все ясно, то второй требует пояснения. Требования, предъявляемые при устройстве на работу, нигде не зафиксированы, поэтому все ограничивается сличением записи о полученной специальности в дипломе с вакантной должностью. На самом деле существуют определенные профессиограммы, с помощью которых можно определить квалификационные и трудовые показатели специалиста, определяющие его конкурентоспособность. При этом в прочих равных условиях предпочтение будет отдано более компетентному специалисту.

Приведу в пример одну из профессиограмм, которые в наше время существуют только в виде проектов или используются внутри школьного или методического учреждения. Они называются по-разному: паспорт специалиста, карта учительских достоинств, чаще всего портфолио учителя, творческое досье.

Исследователь Юферова А.А. называет профессиограмму документом, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, и уровню подготовки.

Остановимся на специальных требованиях, которыми должен обладать учитель музыки: музыкальность, креативность, чувство нового, умение импровизировать, разносторонняя музыкальная образованность, профессиональное мышление и самосознание, музыкально-педагогическая интуиция, артистизм, личностная профессиональная позиция учителя музыки.

Объективной основой для понимания того, сформирована компетентность учителя музыки или нет, является, безусловно, эффективность его деятельности, т.е. результат, который может выглядеть либо как любовь или интерес детей к музыке, либо как активность детей (желание организовывать внеклассные мероприятия и участвовать в них), либо как музыкально-исследовательская работа, либо как концертная деятельность. Во всех областях школьной жизни учитель музыки должен быть компетентен.

Основой для профессиональной компетентности учителя музыки являются:

теоретическое знание, научные модели и методы,

диалектическое сознание,

передача научно обработанной информации.

По сути, формируется новый подход к преподаванию музыки, представляющий собой организацию целостного процесса познания учащимися музыкального искусства на научной основе с преобладанием самостоятельности в добывании этих знаний.

Современная ситуация характеризуется тем, что все большее количество людей в мире стремится продолжить свое развитие и образование после окончания вузов. В большей степени это стремление определено тем, что жизнь, в том числе и профессиональная, в наши дни, все более усложняется. Появляются новые технологии, новые принципы и методы, способы и средства решения профессиональных задач. Во все сферы профессиональной деятельности, в том числе, образовательные и художественные, проникает информатика и электронные технологии. Чтобы овладеть ими, необходимы новые знания и навыки работы. Научно-технический прогресс и возросшая конкурентоспособность требуют повышения общеобразовательного и профессионального уровня учителя музыки.

Активная позиция учителя музыки актуальна в настоящее время еще в большей степени, чем прежде, так как современное искусство нуждается в защите. Одним из способов формирования убежденности в необходимости предметов эстетического цикла и их значения для развития духовности учащихся является художественное самообразование учителя музыки, которое для него самого служит непрерывным творческим стимулом и способом наиболее эффективно реализовать свои потенциальные возможности. Современный учитель образовательной области «Искусство» призван своей профессией, воздействовать на духовный мир ребенка, не забывая при этом совершенствовать свои знания и педагогическую компетентность.

"Формирование музыкальной культуры школьников,

хорошего музыкального вкуса

как части всей их духовной культуры".



На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, я, как учитель музыки, чувствую себя ответственным за музыкальное воспитание учащихся.

Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем формированию в учащихся музыкальной культуры, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой, воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу.

Цели, которые перед собой ставлю:

  • Развивать у детей творческие способности.

  • Активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся.

  • Способствовать формированию у школьников умений и навыков выразительного исполнения музыки.

  • Развивать умение давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать свое мнение.

  • Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре народов мира.

В целях формирования у учащихся любви и понимания музыки во всем ее богатстве ее форм и жанров, т.е. воспитания в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, стремлюсь увлечь учеников всем тем, что люблю сама, хочу, чтобы мои ученики с удовольствием приходили ко мне на уроки и в чем-то были похожи на меня. Ученики для меня во многом соратники, собеседники, друзья - люди, с которыми мне бесконечно интересно.

Всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на нас музыка. Музыка - это не только развлечение, но и хорошее средство для воспитания психически здоровых людей. Поэтому я стремлюсь, чтобы на моих уроках дети не только нравственно обогащались, но и физически становились здоровыми. Для этого я использую специальные дыхательные упражнения, развивающие певческое дыхание и способствующие развитию легких. Все это благотворно влияет на здоровье детей.

За основу я принимаю методику, разработанную Д.Б. Кабалевским, важной особенностью которой является ее тематическое построение. Это создает условия для достижения цельности урока, единства всех составляющих его элементов, для достижения цельности уроков музыки - музыка и жизнь, помогает сформировать у школьников музыкальную культуру на основе целостного представления о музыкальном материале программы. Музыка и жизнь - это генеральная тема, своего рода "сверхзадача" моих уроков музыки. Стараюсь, чтобы эта тема пронизывала все занятия во всех звеньях с первого до последнего.

Основой формирования музыкальной и духовной культуры школьников является восприятие музыки. В процессе восприятия музыки включается жизненный и музыкальный опыт школьников, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений. Это и опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства, и художественный опыт, связанный с исполнением музыки. Я стремлюсь на уроках научить детей по-настоящему слышать музыку, размышлять о ней. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Моя задача состоит в том, чтобы все 45 минут урока создавали ситуацию, способную формировать состояние человеческого открытия мира музыки. Всю свою работу на уроке строю так, чтобы музыка переживалась ребятами, чтобы не было равнодушных глаз, нейтральных поз, жестов, лиц у тех, кто слушает и исполняет музыку.

В своей работе я использую такие методы музыкального обучения, которые направлены на решение поставленной задачи и организацию усвоения содержания, которые способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства. Это метод музыкального обобщения, метод «забегания» вперед и возвращения к пройденному, метод драматургии. Для реализации всех методов музыкального обучения я на уроках музыки использую различные формы обучения. Одной из таких форм является хоровое пение, которое должно звучать эмоционально, чувственно, искренне. Положительно влияют на эмоциональность исполнения условные модели характера музыки, которые в процессе работы связываются с определенными певческими приемами. Так, печальная музыка чаще исполняется legato (легато), шутливая - staccato (стаккато) и т.д.

На уроках музыки я использую различные формы обучения. Это слушание, исполнение, игра, решение музыкальных кроссвордов, комбинирование музыки с другими предметами (ИЗО, литература, история), для увеличения интереса к музыке использование новых форм работы (компьютер, синтезатор), творческие работы учеников, "Музыкальные копилки", и другие формы. Для углубления интереса и знаний школьников в области музыкального искусства, использую такие формы внеклассной работы, как хор, работа с солистами. Стараемся вместе с ребятами, поющими в хоре, принимать активное участие в проведении праздников, концертов, различных вечеров.

Едва ли не главную роль в успехе концерта играет его программа. А программа определяется репертуаром хора. Значение репертуара не исчерпывается необходимостью показа достижений коллектива. Не менее важную роль он играет в музыкальном образовании и в эстетическом воспитании его участников, в повышении их вокально-хорового мастерства, в развитии музыкального вкуса исполнителей и аудитории. При выборе хорового репертуара я стараюсь учитывать ряд факторов. Произведение должно быть прежде всего доступным для исполнения (диапазон, вокальные возможности исполнения). Доступность предполагает также восприятие детьми образного строя произведений. Выбирая произведения для разучивания, каждый руководитель хора должен думать об их художественной ценности.

Использованная литература:

Бражник А.В. "Культура видится на расстоянии. И по Сети...". Научно-практический электронный альманах "Вопросы информатизации образования" №17.

Владимирова Л.П. "Современные информационно-коммуникационные и педагогические технологии в образовании". RELARN-2007.

Волкова О.В. "Самообразование педагога". Журнал "Справочник заместителя директора школы" №2, 2011 года.

Ганин Е.А. "Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей". "ИТО-2003".

Статирова О. И. "Информационно-коммуникационные технологии как средство самообразования педагогов в системе повышения квалификации". Научная электронная библиотека "Веда.



© 2010-2022