Методические рекомендации. Тема: Классификация голосов

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации «Классификация певческих голосов»

Классификация голосов.

В настоящее время профессиональные голоса имеют весьма широко разработанную классификацию. В ранние периоды развития вокального искусства различались два типа мужских и два типа женских голосов - та классификация, которая сохранилась до нашего времени в хорах.

В мужской группе сначала выделился промежуточный голос - баритон. Затем произошло разделение.

Тенор - альтино, обладающий особенно высокими нотами, звучит прозрачно и легко. Способны достигать «ре» второй октавы.

Лирический тенор - тенор теплого, нежного тембра, способный выражать всю лирическую гамму чувств. Может быть достаточно крупным и насыщенным по звучанию. Типичным лирическим тенором обладали Л.Собинов С.Лемешев.

Характерный тенор-тенор, обладающий характерным тембром, но не имеющий красоты и теплоты лирического голоса .

Драматический тенор - крупный голос, имеющий большой динамический размах, способный выражать самые сильные драматические чувства. К драматическим тенорам можно отнести , например, голос Таманьо, Карузо, Монако.

Лирический баритон-голос,звучащий легко, лирично, близок по характеру к теноровому тембру. Партии, написанные для этого голоса, имеют наиболее высокую тесситуру. Типичные партии для этого типа голоса - Жорж Жермон, Онегин, Елецкий.

Лирико - драматический баритон-голос, обладающий светлым, ярким тембром и значительной силой. К таким голосам следует отнести, например, Хохлова, Херля, Коня, Гнатюка, Гуляева.

Драматический баритон - голос более темного звучания, большой силы. Партии драматического баритона более низкие по тесситуре. Драматическим баритоном обладали Уоррен, Савранский, Головин, Политковский..

Бас- наиболее низкий и мощный мужской голос, имеет рабочий диапазон от «фа» большой октавы до «фа» первой. Кроме того, в хорах весьма ценным голосом считаются басы - октависты, способные брать самые низкие звуки большой октавы и даже некоторые звуки контроктавы.

Высокий бас- бас певучий, имеет рабочий диапазон до «фа» первой октавы. К таким басам можно отнести голоса Шаляпина, Огнивцева, Христова.

Центральный бас обладает более широкими возможностями диапазона и носит ярко выраженный басовый характер тембра. Этим голосам доступны не только партии с высокой тесситурой, но и более низкие, включающие нижние ноты до «фа» большой октавы. К центральным басам можно отнести голоса Г. и А. Пироговых, Рейзена, И. Петрова, Н Гяурова, В. А. Петрова.

Низкий бас обладает глубокими мощными низкими нотами. Это, так называемый, профундовый бас или бас-октавист. К таким басам можно отнести голоса Михайлова, Поля Робсона.

В обработанных женских голосах также различается ряд типов.

Среди наиболее высокого тембра женских голосов - сопрано, имеющих рабочий диапазон от «до» малой до «до» третьей октавы, различают:

Колоратурное сопрано - легкое, прозрачное звучание. Голос не достигает большой мощности, но обладает большой способностью лететь в зал, исключительной чистотой и прозрачностью. К колоратурным голосам следует отнести голос Матильды Доббс, Мирошниченко, А. Соленковой, Гоар Гаспарян.

Лирико - колоратурное сопрано - голос более плотного, широкого звучания, по подвижности способный к исполнению колоратурных партий, но способный также и к пению лирических партий. К таким певцам можно отнести Нежданову, Степанову, Барсову, Ренату Скотто, Беллу Руденко, Олейниченко.

Лирическое сопрано - голос мощнее и шире по звучанию, звучит светло, серебристо. Рабочие ноты вверху не переходят «до» третьей октавы. Лирическое сопрано - Жуковская, Е.Шумская, Н.Шпиллер, Г. Вишневская, Мирелла Френи.

Лирико - драматическое сопрано. Это широкий лирический голос, более насыщенного грудного тембра, способный к пению как лирических, так и драматических партий. К лирико-драматическим сопрано можно отнести голоса Держинской, Смоленской, Покровской, Милашкиной.

Драматическое сопрано отличается большой мощностью звучания и насыщенным драматическим тембром, на низких нотах напоминающее меццо-сопрановое звучание. Голосом драматического сопрано обладали Сливинская, Роза Понселл, Биргит Нильссон.

Меццо-сопрано - женский голос грудного темного, теплого тембра. Диапазон от «ля» малой октавы, до «ля»-«си» второй октавы. Среди этой группы различают голоса более высокого звучания, типа голоса Максаковой, З.Долухановой, и более густого, темного тембра, как у Обуховой, Преображенской, Борисенко.

Контральто - самый низкий и редко встречающийся женский голос, насыщенный грудным тембром на всем диапазоне. Таким голосом обладали Антонова, Збруева, Марианн Андерсон.

Наблюдаются и переходы от одного типа голоса к другому у профессиональных певцов. Так, известная нам как меццо-сопрано певица Зара Долуханова перешла в сопрано, драматический тенор Д. Узунов начинал как баритон. Эти факты показывают, что в формировании профессионального звучания играют роль не только природные анатомо-физиологические данные, но и профессиональные приспособления.



© 2010-2022