Методическая разработка Воспитание певческого голоса в детском хоре

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

лицей №17













Методическая разработка по теме:

«Воспитание певческого голоса в детском хоре»







Разработала

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Беспалова Виктория Алексеевна,

МАОУ лицей № 17

г.Калининград




Хоровое пение - основной и самый массовый вид музыкального воспитания учащихся в общеобразовательных школах. В процессе хоровых занятий развивается и воспитывается певческий голос, вырабатываются певческие умения и навыки. А необходимым условием выработки певческих навыков является упражнение, то есть целенаправленная повторность совершенствования этих навыков.

Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию: 1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе; 2) развития вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса, это прежде всего отсутствие излишней напряженности во всех его частях: в дыхательном аппарате, в области гортани и в артикуляционных органах. Результатом правильной координации в работе голосового аппарата является ненапряженное, но в меру активное звучание голоса. Такое качество звучания должно сохраняться при выполнении различных вокальных заданий во время распевания на всем диапазооне с различной динамикой, на всех гласных и в любом темпе.

Упражнения должны соответствовать основным принципам вокальной педагогики: постепенности и последовательности, индивидуальному подходу к учащимся. Максимальные нагрузки должны вводиться постепенно и с учетом уровня развития певческих навыков хористов, их вокальной тренировки и выносливости.

Вокальные упражнения - это многократно повторяемые специально организованные вокальные действия. Они должны быть простыми по мелодическому и ритмическому рисунку, легко запоминаться. При пении упражнений необходимо стремиться к определенной эмоциональной окраске голоса, поэтому упражнения чаще поются в мажоре. Вначале они исполняются в спокойном, медленном темпе, но по мере освоения навыков темп упражнений убыстряется. Обычно они располагаются в виде модулирующей секвенции по полутонам вверх и вниз, поются ровным по силе звуком - mf на различные гласные и отдельные слоги, это могут быть песенные отрывки со словами. Песенные отрывки полезны тем, что дают детям хорошую эмоциональную разрядку после технической работы над гласными и согласными.

Исходя из физических свойств звука можно сказать, что основными характеристиками звучания певческого голоса следует считать звуковой диапазон, динамический диапазон, тембр, подвижность. Перед хормейстером стоит ряд задач, направленных на развитие этих качеств в процессе работы с хором. Каждая из этих решается по-своему.

Вокальные задачи:

1. Элементарные навыки певческого вдоха и выдоха.

Работа над дыханием проводится в течение всех лет обучения.

Как учить детей пению? В некоторых методических пособиях рекомендуется развивать один, а именно брюшной тип дыхания, и попутно объяснять детям, что дышать надо в «пояс». Действительно, брюшной тип дыхания широко распространен в певческой практике.

В то же время современная методика воспитания голоса говорит о том, что певцы всех возрастов пользуется не одним, а смешанным типом. У одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние ребра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне физиологические признаки дыхания. Мерилом должно быть качества голосообразования: если ученик поет хорошо, а дышит по-своему, то нет никакого смысла навязывать ему тип дыхания, какой по мнению педагога является наилучшим. На первом этапе обучения вполне достаточно объяснить детям три общих правила, касающихся певческого дыхания:

1. вдох надо делать быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);

2. после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

3. выдох производить ровно и постепенно (как будто дуешь на зажженную свечу).

С этими приемами дыхания можно вначале познакомить детей без пения, по знаку учителя. Но иногда педагог уделяет времени дыхательным упражнениям без пения больше, чем надо. Дыхание - это часть единого певческого комплекса, и поэтому отдельно взятые дыхательные упражнения мало приносят пользы.

2. Развитие звукового диапазона.

Работа над звуковым диапазоном начинается обычно с примарных тонов голоса. Такие звуки есть в любом голосе. Большинство исследователей и практиков указывают на фа1 - ля1, хотя это не всегда так. Примарные звуки надо искать в спокойной речи ребенка. При нарушении координации слуха и голоса работу надо начинать с речевых мелодекламационных упражнений.

Например:

-«Большой колокол и маленький корабль». БИМ(в низком регистре)-бим(в высоком регистре); БЭМ - бэм; БАМ - бам; БОМ - бом; БУМ - бум.

-«Я летаю». Стоим на носочках, руки над головой, изображая полёт, и поём в высоком регистре: «Я летаю высоко», опускаемся на корточки, руками изображаем полёт внизу и в низком регистре поём «Я летаю низко», затем встаём, взмахиваем руками на уровне груди и поём в среднем регистре: «Я летаю и не низко и не очень высоко, я летаю посередине - мне легко и хорошо». Затем ограничиваем пространство пространством собственного тела и во время пения перемещаем только руки, соответственно на голову, на грудь и на щёки.

-«Лифт». Поднимаемся с корточек на носочки, одновременно поднимаем руки снизу вверх, голосом на звук «у» переходим из нижнего в верхний регистр. Внизу и вверху можно изобразить, как закрывается и открывается дверь на звук «м» (длительно на одном тоне, соответственно внизу низким, а вверху высоким голосом). «Этаж», до которого необходимо доехать на лифте, можно задавать на инструменте. Лифт также может остановиться на одном из средних этажей-звуков (концертмейстер играет данный звук на инструменте в среднем регистре). В дальнейшем упражнение воспроизводится сидя, с перемещением рук и без него.

-Попевка Тиличеевой «Качели» исполняется с раскачиванием рук, что помогает ощутить большой скачок и переход из одного регистра в другой.

«На качелях я лечу (плавное перемещение рук сверху вниз)

Вверх, вниз, вверх, вниз. (соответствующее движение рук)

Я лечу, пою, кричу (плавное перемещение рук сверху вниз)

Вверх, вниз, вверх, вниз».

Возможно использование упражнений по Емельянову на глиссандо снизу вверх и обратно в диапазоне октавы, расширяя певческо-звуковой диапазон по полутонам вверх.

Поскольку практически невозможно подобрать репертуар, в котором будут присутствовать звуки, требующие одного режима голосообразования, необходимо научить детей быстро и плавно переходить из одного регистра в другой, что является определенной трудностью для слабослышащих певцов. Причиной этого является, во-первых, недостаточная подвижность голоса, во-вторых, трудность создания внутреннего слухового представления мелодической линии.

На переходном этапе к точному воспроизведению мелодии, когда ещё не отработан средний регистр голоса, можно использовать приближенную интонацию, где основным является просто переход в необходимых местах мелодии в верхний или нижний регистр. Получается некое условное воспроизведение мелодии, но уже не мелодекламация, а все-таки пение. Если есть возможность ввести таких детей в коллектив уже интонирующих школьников, то это будет способствовать дальнейшему развитию и оттачиванию интонации, а так же придаст песне приемлемое звучание.

В самом начале работы с хором возникает задача приведения певцов к общему тону, т.е. выстраивание унисона на одном звуке в пределах примарной зоны голосов. Внимательно вслушиваясь в общее звучание голосов, певцы стараются слиться по высоте, силе и тембру со всеми голосами в унисон. Впоследствии звуковысотный диапазон следует расширять.

Цель следующего этапа распевания - отработка мягкой, но точной, т.е. «без подъезда», атаки звука за счет легкого, но в меру активного краевого смыкания голосовых связок в момент возникновения звука.

Этому будет способствовать исполнение упражнения на p или mp при звукообразовании по типу легкого staccato или non legato.


Упражнение исполняется с гармонической поддержкой мажора и минора на цепном дыхании.

Из предыдущего вытекает следующее упражнение с элементами хорового сольфеджио в унисон. Это пение тонов и полутонов вверх и вниз.

Для самостоятельного ощущения хоровых партий необходимо делить упражнения хорового сольфеджио на элементы двухголосия и даже трехголосия.

1 вариант: - первый голос стоит на месте, второй голос спускается вниз поступенно с 5 ступени на 1ступень;

2 вариант: - нижний голос стоит на месте, верхний голос поступенно поднимается с 5 на 1 ступень вверх.

3 вариант: - из терции расхождение голосов вверх и вниз;

4 вариант: - в унисон 1,3,5 ступени разрешаются в тоническое трезвучие,

т.е. в трехголосие.

Упражнение на выравнивание гласных и-э-а-о-у на одном звуке и воспитание слухового самоконтроля.

Первый раз гласные поются на стаккато, второй раз повторяются на легато.

Следующее упражнение основано на поступенном движении вниз с 5 на 1 ступень (Ра-скра-са-ви-ца), или на движении вверх с 1 на 5 ступень (Ро-ди-на моя), в зависимости от задачи настроить голос певцов на звучание соответственно ближе к фальцетному или грудному.

3. Развитие динамического диапазона.

Работа над развитием динамического диапазона ведется с первых же упражнений. Она начинается с использования средней силы звучности mf и mp. Затем ставится задача овладения нюансами p и f. Затем подвижные нюансы, т.е. изменение силы голоса crescendo и diminuendo.

Для сопоставления нюансов могут быть использованы упражнения, которые первый раз исполняют forte , а при повторении piano. Внимание певцов должно быть направлено на то, чтобы тонус мыщц голосового аппарата при пении piano оставался таким же активным, как и при пении forte.

Подвижные нюансы crescendo и diminuendo отрабатываются на одном долго тянущемся звуке на цепном дыхании.

4. Работа над тембром.

Голоса в основных своих проявлениях относится к природным свойствам певца, хотя в процессе пения и речи на него можно воздействовать с целью расширения художественно - исполнительских возможностей хора. Н тембровое звучание голоса оказывает влияние ряд факторов, главные из которых - сила и высота звука, вид атаки, правильное формирование гласных, способ артикуляции и эмоциональный настрой поющего в связи с художественным образом исполняемого произведения.

Основе работы над тембром лежит принцип последовательности и постепенности, что и в основе распевания.

Работа над тембром в хоре начинается с настройки голосов на облегченное звучание в зоне их примарных тонов. Из урока в урок, одна из основных задач в работе над тембром - выравнивание звучания голосов на всем диапазоне за счёт сглаживания регистровых переходов. Для этого используются таки же упражнения, что и для развития звукового и динамического диапазонов, но с соблюдением определенной последовательности: сначала поступенные нисходящие и восходящие звукоряды, а затем нисходящие и восходящие скачки с заполнением; затем арпеджио. Постепенное их расширение будет сопровождаться постепенным обогащением тембрового звучания голосов.

5. Работа над подвижностью голоса.

Подвижность голоса - это качество, которое приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и четкой дикции. Без элементарного владения этими навыками исполнение песен с темповыми и динамическими нюансами будет неполноценным в звуковом и дикционном отношении.

В работе над подвижностью голоса должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения т песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

Само понятие «Быстрый темп» применительно к пению младших школьников носит условный характер. В начальных классах не следует преступать границы умеренно-быстрого исполнения. От детей можно требовать, чтобы они пели «быстрее», «веселее», но эти требования должны осуществляться в рамках, доступным детям: быстрее, но не очень быстро, громче, но не очень громко и т.д.

Добиваясь плавности в пении, необходимо следить за скоростью и одномоментностью перехода слогов с одной ступени на другую, т.е. за синхронностью произношения. Это является необходимым условием для кантилены в пении. Более сложными являются упражнения на вокализацию, т.е. распевание одной или нескольких гласных.

Постепенное ускорение темпов активизирует работу всех голосообразующих органов и способствует более успешному развитию подвижности голосов. Ускоряя темп исполнения, необходимо помнить следующее правило: чем быстрее, тем легче должно быть регистровое звучание голоса, т.е. использование звучания, близкого к фальцетному. Как нельзя бегать на пятках, а лишь на цыпочках, так и подвижность голоса обеспечивается за счёт облегчения работающей массы голосовых складок.

Заключение

Вокальная работа в детском хоре, помимо решения художественных задач, должна быть направлена на развитие певческого голоса детей. Задачи вокальной работы осуществляются относительно одновременно и представляют комплексный подход. При формировании певческих навыков не следует стремиться к большому разнообразию комплекса упражнений, используемых на каждом занятии. Важно, чтобы используемые упражнения были выстроены в определенной последовательности при постепенном усложнении звуковысотного и динамического диапазонов, насыщенности и разнообразия тембра, подвижности голоса, а также формирования специфических хоровых навыков (умения сливаться своим голосом с партией хора, петь по руке дирижера и т.д.). Любое, даже самое простое упражнение может решать одновременно целый комплекс задач. Например:

-помогает добиться определенности в атаке звука;

-активизировать краевое смыкание голосовых складок;

-уточнить интонацию в момент атаки звука;

-выстроить унисон (фермата на последнем звуке);

-сформировать навык выдерживания тона на одной высоте одинаковой громкости или с различными нюансами, что тренирует певческое дыхание;

-формировать правильную артикуляцию гласных звуков;

-выработать навык пения по руке дирижера и т.д.

Итак, музыкальные упражнения являются необходимым условием для выработки навыков голосообразования, так как они являются средством художественной выразительности. Они вырабатываются на упражнениях, а закрепляются при работе над художественным произведением.

Постепенность, продвижение от простого к сложному должны стать основными принципами в работе над качеством звучания в хоре. Дирижер должен всегда слышать внутренним слухом тот эталон хорового звучания, к которому он в конечном счёте стремится, знать как этого добиться в перспективе и что можно требовать от хора сегодня, на данной репетиции. Очень важно умение учителя так организовать всю певческую деятельность детей, чтобы она выполняла подлинно воспитательную, развивающую и образовательную функции обучения.







Методическая литература:

1. «Детский хор». Метод. пособие, сост. В.Г.Соколов.- М.,2008.

2. «Музыкально-энциклопедический словарь», ред. Г.Келдыша. - М., 2005.

3. «Теория и практика работы с детским хором». Г.П.Стулова, М.Владос:2010

4. «Поет детский хор «Преображение»/ Библиотека детского хормейстера: Учебно-методическое пособие, сост. М.И.Славкин - М.,2008.

5. «Работа с детским хором»/ Сборник статей под ред. В.Г.Соколова. - М.,2009.

6. «Теория и практика хорового исполнительства. Певческое развитие ребенка»: Метод. Материалы.

7. «Петь в хоре может каждый» Б.С. Рачина, М.,2007.

«игровые каноны» Е.Поплянова, М.Владос, 2002.




© 2010-2022