• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья Развитие ассоциативно-образног мышленя на уроках музыки в общеобразовательной школе

Статья Развитие ассоциативно-образног мышленя на уроках музыки в общеобразовательной школе

Статья раскрывает значение использования развивающих методов обучения, применяемых на уроках музыки в общеобразовательной школе. Развитие ассоциативного мышления на уровне сопоставления образов в музыке и жизни стимулирует воображение ученика и создаёт более полную картину мира. В статье приводятся различные методы работы и использование практических заданий.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие ассоциативно-образного мышления

на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Рощупкина Ирина Юрьевна

учитель музыки и МХК высшей квалификационной категории

МБОУСОШ № 8

города Ельца, Липецкой области

Многие исследователи, изучающие влияние музыки на личность, утверждают, что музыкальное искусство помимо огромного воздействия на эмоциональную сферу человека, влияет и на развитие его интеллекта. Особая природа организации музыкальных звуков и музыкальный язык, как самый универсальный из всех, всегда доступен для человека разных возрастных групп, и способствует развитию его ассоциативно-образного мыщления.

В музыкальной психологии обоснование ассоциативности музыкального искусства дали Д. К. Кирнарская, В. Н. Петрушин, В. Д. Остроменский. В. В. Медушевский. Также следует обратить внимание на то, что, авторы многих программ и методик по музыке (Д. Б. Кабалевский, Л. В. Школяр, Е. Д. Критская, В. Коэн, С. Ригина, В. В. Алеева и др.) опираются на ассоциативность музыки.

Образность музыкального искусства позволяет в рамках музыкального произведения говорить не только о развитии чувствительности и эмоциональной отзывчивости ребёнка, но и о формировании навыка построения ассоциаций. Ассоциативное мышление лежит в основе гибкости, креативности мышления и компетентности личности.

Образность мышления - это же почти готовый механизм "переплавки" обыденного в художественное. Ассоциативность, воображение - явления того же порядка. Если все это направлять в нужное русло, организовать на должном уровне, то в идеале получим достаточно эффективную технологию музыкального развития ребенка в нем самом.

Пропуская музыку через органы слуха и чувств ребёнка в процессе восприятия, происходит взаимосвязь внешних и внутренних механизмов, и является стимулирующим фактором работы его воображения. Развитие образного и ассоциативного мышления является одной из целей изучения предмета "Музыка" в школе в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Реализация данной цели в программах происходит с помощью вовлечения детей в различные виды музыкальной деятельности. В каждой авторской методике есть свой методический прием, направленный на развитие ассоциативного мышления.

Развитие ассоциативного мышления средствами восприятия музыки уже в младшем школьном возрасте основано на их возрастных особенностях:

  • внимание тесно связано с эмоциями и чувствами детей;

  • условие развития воображения - включение в деятельность;

  • практически действенный и чувственный анализ преобладает в младшем школьном возрасте;

  • установление ассоциаций по смежности является для младших школьников естественным процессом.

Многие учащиеся младшего школьного возраста часто затрудняются словесно выразить свои образные ассоциации после прослушивания музыкального произведения, поэтому я на своих уроках использую практические задания, например в рисунке показать всё, что услышал в музыке. Задаю наводящие или уточняющие вопросы, в которых ребята должны выбрать между двумя противоположными понятиями, например, «Как звучала музыка? Быстро или медленно? Плавно или отрывисто? Звуки были высокими или низкими? На что были похожи звуки, и где в нашей жизни мы их можем услышать? и т.д.» Также мы работаем с опорными таблицами музыкально-эстетических терминов и музыкальных средств выразительности, что способствует расширению активного словарного запаса школьников. Особенно это необходимо при изучении таких тем как: «О чём говорит музыка?», «Что выражает музыка?», «Что изображает музыка?».

Для того чтобы учащиеся наиболее тонко смогли прочувствовать образы музыкального произведения, я использую метод пластического интонирования. Это позволяет детям не только более точно описывать музыкальные образы, но и видеть, чувствовать, как меняется характер жестов в процессе развития музыки.

Ещё один приём, используемый на уроках музыки - это тембровая имитация звуков, который позволяет развивать ассоциативно логические связи между звуками в жизни и в музыке. Дети получают различные задания: показать, как мяукает кошка, кукует кукушка, поёт петух, мычит корова и т.д. Создать тембровые импровизации на тему природы; сочинить сказку, имитируя голоса героев. В дальнейшем это помогает учащимся легко узнавать эти интонации в музыкальных произведениях и раскрывать их образное содержание.

В концепции Д.Б. Кабалевского для развития ассоциативного мышления особенно благодатны темы "Музыка и литература" и "Музыка и живопись", где раскрываются взаимосвязи между музыкой и живописью. Проблемный вопрос четверти "Можем ли мы увидеть музыку?" ориентирует работу учителя на развитие воображения учащихся. Приёмы и методы организации восприятия должны быть направлены на создание взаимосвязей между слуховыми и зрительными образами.

Таким образом, большинство творческих развивающих заданий связано с ассоциацией. Применение творческих заданий, направленных на развитие ассоциативно-образного мышления, возможно в различных программах и методиках.

Используемая литература.

  1. Выготский Л.С. Психология. М.: Издательствово ЭКСМО - Пресс, 2000.

  2. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. для учителя. - М.: Прсвещение, 1986.

  3. Затямина Т.А, Современный урок музыки. Издательство "Глобус" 2007г.

  4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. УМК "Музыка" для 1 - 4 классов. М. Просвещение 2010.

  5. Кондратюк Н.Н. Музыка в школе Издательство "ТЦ Сфера", 2005г.

  6. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1979.

  7. Казакова С. Творческие задания на уроке музыки / С. Казакова // Искусство в школе. 2006.- №2. - С. 14-17.

  8. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. - М.: Таланты - XXI век, 2004. - 496 с.

  9. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 книгах. - 4-е изд. / Р. С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Книга 2: Психология образования. - 608 с.

  10. Попова Т. В. Ассоциативный эксперимент в психологии: учебное пособие / Т. В. Попова. - М.: Флинта: МПСИ, 2006. - 12 с.

  11. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике/ В. Г. Ражников. - М.: Классика - ХХI, 2004. - 136 с.

  12. Смолина Е. А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. / Е. А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 128 с.

  13. Усачева В. О., Школяр Л. В., Школяр В. А. Музыкальное искусство. Методическое пособие для учителя: 1 класс четырехлетней начальной школы. - М.: Вента-на-Граф, 2002. - 176 с.

  14. Юсфин А. Г. Музыка - сила жизни / А. Г. Юсфин. - СПб.: Аюрведа Плюс, 2006. - 260 с.

© 2010-2022