Мотивация дошкольников к кружковой работе художественно - эстетического цикла

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











«Мотивация дошкольников к кружковой работе художественно-эстетического цикла »
















Выполнила: Рязанцева Н. В.

музыкальный руководитель ГБОУ СОШ №3

им. М. Ф. Леонова с. Приволжье

СП (детский сад «Волна»)






2015г.


Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования и приняты новые документы, регламентирующие деятельность ДОО.

1 сентября 2013 г. вступил в силу федеральный закон "Об образовании в Российской федерации" № 273-ФЗ, а так же Совет Министерства образования и науки РФ утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Основное содержание образовательной области «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минообр науки России: от 23. 11. 2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», от 20.07.2011 №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» утратил силу, теперь представлено в образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» наряду с изобразительным и литературным искусством. По отношению к ребёнку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребёнка общаться с произведениями искусств в целом, развивать художественное восприятие, чувствовать сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то как ребёнок их воспринимает, размышляет о них, декодирует идею художника, композитора, писателя, режиссёра, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя. Развитие мирового сообщества в последние десятилетие всё более явно ставит в центре системы образования и воспитания приоритет человеческой личности..

Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в кружке музыкальных и ударно - шумовых инструментов и развивает музыкально-ритмические способности, способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста.

Без развития музыкально-ритмических способностей дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным. Перед ребенком встает стена непонимания. Ему трудно проявлять музыкально-творческое мышление и ассоциативной фантазии. Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке в различных движениях, жестах, игре на музыкальных инструментах, воспитание с помощью музыки духовно-богатой, творческой, всесторонне-развитой личности, проявлять индивидуальные способности детей, их обучение детей совместному музицированию, умению слышать не только себя, но и других участников кружка. Без развитого чувства ритма, метроритмического чувства всестороннее развитие ограничено. Все процессы в природе и в организме человека происходят в определенном ритме. Б.Теплов указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности. Важно и воспитание чувства темпа, тесно связанного с равномерностью метрической пульсации. Современная методика предлагает гораздо более продуктивный способ, с учетом психологии дошкольного возраста. Этот путь - освоение метроритма через движение ходьбу, простукивание. Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982).

Поэтому очень важно вовлечение родителей, чтоб они поняли значение ритма музыки на психико -эмоциональное развитие детей. Особое внимание уделили своим детям в освоении развития чувства метроритма, которое считается определяющим для дальнейшего обучения детей музицированию и музыкального развития в целом. Стали заинтересованными участниками в процессе овладения детьми элементарными приёмами игры на музыкальных инструментах: требуется внимание, память,усидчивость дошкольников, навыков правильного извлечения звука, что невозможно сформировать без помощи семьи.

В результате анализа практической деятельности, основного процесса дошкольного образования выявлено ряд недостатков:

В результатах:

  • не сформирован музыкальный вкус;

  • не достаточно развита музыкальная память;

  • «двигательный дефицит» (низкий уровень двигательной активности);

  • недостаточно развиты ( чёткость речи, координация движений, гибкость);

  • не сформированы навыки в элементарном музицировании.

В основном процессе:

- нежелание педагога оторваться от стереотипности в работе;

- неумение педагога планировать /систематизировать/ музыкальную деятельность детей, создавать условия для развития ребенка;

- не использование новых программ, технологий, методов, направлений, форм;

- недостатки наглядного материала, аудио-и-видео материалов, условий для проведения творческих занятий;

-недостаточное количество музыкальных и ударно - шумовых инструментов в группе;

  • не созданы условия для самостоятельного музицирования детей в группах;

В содержании:

-немотивированность родителей на развитие у детей чувства ритма и умение музицировать;

  • отсутствие мотивации у детей;

  • недостаточная методическая, материальная база ДОО;

  • не используются современные технологии и методы обучения (метод проекта, компьютерные игры);

  • не готовность педагогов в работе с интерактивными, мультимедийными средствами;

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

На сегодняшний день к решению проблемы надо подходить, повседневно решая задачи:

-индивидуализации образования ( в.т. ч. поддержки ребёнка в музыкальной деятельности, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его музыкального развития);

-оптимизации работы с группой детей на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности.

Проведенный анализ и выявленные недостатки показывают, что существует ряд проблем:

  • У детей старшего возраста не сформировано верное темпоощущение, синхронность исполнения, метроритмическая устойчивость, яркость ритмического воображения.

  • Не сформировано умение представлять не только свою партию, но и партию другую, слышать друг друга.

-Родители непридают должного внимания интересам детей (отсутствует личный пример);

  • Педагоги недостаточно используют в работе ИКТ.

  • Недостаточно продумана организация самостоятельной деятельности детей в группе.

  • Недостаточное оснащение материальной базы ДОО.

Таким образом, исходя из вышеперечисленных недостатков, следует отметить, что не уделяется особое внимание развитию чувства метроритма, которое считается определяющим для дальнейшего обучения детей музицированию и музыкального развития.

В связи с чем, обусловлена необходимость пристального внимания к вопросу по обучению детей игре на детских музыкальных и ударно - шумовых инструментах, жизни в ДОО.

3.Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы предоставлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

На завершающем этапе:

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, способен выбирать себе род занятий, участником по совместной деятельности.

-обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

-способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживает неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в т. ч. веру в себя, старается разрешить конфликт.

-у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

  • ребенок активно участвует в совместных играх, владеет разными формами и видами игры.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Содержание образования - один из компонентов учебно-образовательного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют образование. Содержание образования включает общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек - это человек знающий, развитый и воспитанный.

Музыкальный руководитель создает возможности для приобщения детей к музыкальной и художественной культуре через коллективную творческую деятельность.

Для эффективности работы по обучению детей игре на детских музыкальных и ударно - шумовых инструментах используют различные методы и приемы: Метод «вербального эквивалента» (усвоение ритма через звучащее слово: воробей, кошечка и т. д.)

Наглядные: наблюдения, демонстрация ( показ приёмов игры на музыкальных и ударно - шумовых инструментах, тематических картинок, слайдов, видеофильмов);

Словесные: рассказы, беседы.

Практические: игра на музыкальных и ударно - шумовых инструментах, экскурсии в музыкальную школу.

В процессе овладения детьми дошкольного возраста игрой на музыкальных и ударно -шумовых инструментах должно быть отведено различным средствам:

1. игровым формам:

-пальчиковая гимнастика

- игры с именами, речевые игры- ритмодекламация

-музыкально-речевые игры - развивающие творчество

-элементарное музицирование - учебное музицирование, творческое музицирование, концерное музицирование

-музыкальные импровизации - вокальные, танцевальные, пластические, инструментальные:

_2. игровым формам в самостоятельной деятельности:

«Поиграй на своем инструменте. Изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные»

«Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь»

«Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» .

3.игры -с раздаточным материалом:

«Определи по ритму»

«Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение», «радостную мысль».

«Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение»

Этапы работы для достижения цели желаемых результатов:

1.Выявить уровень музыкальных способностей детей с помощью диагностики. Контролировать качество и характер изменений у детей ладового чувства, музыкально - слухового представления, чувство ритма, с разрешения родителей.

Формы мониторинга: наблюдения, беседы, тесты (Музыкальное воспитание дошкольников» О.П. Радынова, А.И. Катинене.

2.Разработать занятия: «В мире музыкальных инструментов» . «Музыка и настроение» «Мелодия - душа музыки» . «Метр и ритм - сердце музыки»

3.Организовывать экскурсии в музыкальную школу на концерт отделения «Русских народных инструментов» и фольклорной группы «Жива».

4.Создать условия по овладению приёмами игры на музыкальных и ударно - шумовых инструментах в самостоятельной деятельности детей (в ходе режимных моментов) : концерт, сопровождение музыкальных игр и народных песен.

5.Организовать развлечения: «Теремок» на новый лад в сопровождение музыкальных и ударно - шумовых инструментов, ярмарка подвижных игр, святки «Новогодний сапожок» -вечер игр с музыкальными инструментами.

6.Организовать работу с родителями:

- приглашение родителей на НОД и музыкальные развлечения.

- консультации

«Формирование у детей интереса к русскому фольклору»

«Занятия музыкой сближают детей и родителей»

«О музыке и здоровье»

мастер-класс для родителей:

«Влияние текстуры самодельных музыкальных инструментов на восприятие музыки»

« Развитие чувства ритма дошкольного возраста посредствам использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»

7.Работа с педагогами:

  • консультации

-ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка

-«Развитие музыкального слуха детей дошкольного возраста»

  • «Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры на занятиях по музыкальному воспитанию

  • «Народные игры -норма взаимоотношений между людьми и норма поведения в семье и обществе».

«Индивидуальные формы работы с детьми - Роль воспитателя в музыкальной деятельности детей.»

Фоновая музыка в жизни детского сада

мастер - класс «Значение пальчиковых игр для развития ребёнка.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Кадровые:

  • Повышение квалификации педагогов по проблеме музыкальной деятельности дошкольников;

  • Проектирование траектории профессионального саморазвития педагога;

  • Совместная работа педагогов ДОО со специалистами (музыкального руководителя с воспитателем, психологом, физ. инструктором, логопедом,) в плане обновления представлений художественно - эстетического развития в процессе работы с родителями;

  • Совместная работа педагогов и музыкального руководителя по вопросам обучения детей игре на музыкальных и ударно - шумовых инструментах различных возрастных групп в повседневной деятельности.

Психолого-педагогические:

  • Изучение воспитателями и использование в своей работе методических пособий:

- «Расскажите детям о музыкальных инструментах» 3-7 лет картотека для занятий в детском саду и дома . МОЗАИКА СИНТЕЗ 2011г

Картотека предметных картинок -музыкальные инструменты. Агенство «Роспечать» 47184

- методических разработок (в журналах «Дошкольное образование», «Дети в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Музыкальный руководитель»);

  • Подбор материалов для стендов с рекомендациями по художественно - эстетическому развитию.

  • Пособие: «Инструменты симфонического оркестра», «Оркестр русских народных инструментов».

-Материально-технические:

  • проектор;

  • компьютер;

  • музыкальный центр;

  • интерактивная доска.

Информационные:

  • Подборка информационно-методической литературы для родителей;

-Тематические сюжетные картинки о русских народных инструментах;

  • Видеотека с записью выступления оркестров: «Волжского хора» «Симфонического -виртуозы Москвы» «Духового оркестра»;

  • Информационное освещение деятельности на сайте ДОО;

  • Мультимедийные презентации для детей.

Организационные:

-Выступление детей на концертах в ДДТ;

-Консультации для родителей: «Развитие музыкальных способностей детей»

-Тематические встречи, экскурсии с сотрудниками ДДТ, школы искусств;

-Тематические встречи родителей на тему: «Методы обучения в семье»

-Для решения поставленной проблемы было разработано методическое пособие для родителей: «Народный инструмент своими руками»

- На региональном форуме работников системы дошкольного образования, посвященный 150 -летию дошкольного образования в России в секции «Новые образовательные технологии дошкольного образования была показана: Презентация «Развитию музыкальных способностей детей в процессе обучения игре на ударно - шумовых инструментах».

-21 ноября 2013г в Сборнике статей выпуск 5, СИПКРО кафедра дошкольного образования составитель А.М. Голудина была опубликована статья «Развитие музыкальных способностей детей при обучении игре на ударно - шумовых инструментах»

-19. 12.2014г Интернек - проект СИПКРО «Методическая копилка» с разработкой программы кружка «Бубенчики» по данной теме.


Для решения поставленной проблемы была разработана электронная дидактическая игра для старшего возраста.

II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

Тема пособия: « Удивительный ритм»

Возраст: старшая группа

Цель пособия: продолжать развивать у детей чувство ритма,способность к музицированию.

Задачи пособия:

  • различать длительности в ритмических картинках.

  • проговаривать ритмические формулы (долгие и короткие звуки), прохлопывать, играть на музыкальных и ударно - шумовых инструментах выложенные ритмические формулы.

  • развивать речь, мышление, ловкость, координацию и равновесие, умение сочетать свои действия с действиями партнёра.

Описание работы со слайдами

№ Слайда

Действия и возможный вариант пояснения

Действие и рассказ музыкального руководителя

Титульный лист

Музыкальный руководитель предлагает детям отправиться в интересное путешествие к удивительному ритму.

На сладе высказывание Э. Жак - Далькроза «.. Ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределённый во времени и пространств».

3.

По щелчку мыши появляется следующий слайд. На слайде изображение белка с орешком и белка с грибом. По щелчку мыши над картинками появляется ритмический рисунок к картинкам.

Кто изображён на рисунке. Давайте составим ритмический рисунок к слову «Белка». Как можно ласково назвать этого зверька. Какой ритмический рисунок будет соответствовать этому слову.

4.

По щелчку мыши появляется следующий слайд. На слайде в середине изображена ритмическая формула, по бокам и внизу слайда картинки животных: лев, ёж, белка, крокодил, поросёнок. По щелчку мыши картинки не подходящие к ритмической формуле исчезают, а подходящая увеличивается в размере.

Выберите картину животного соответствующую этой ритмической формуле.

5.

По щелчку мыши появляется слайд в середине, которого ритмическая формула, а по бокам и внизу картинки с изображением деревьев: берёза, дуб, сосна, рябина, яблоня. По щелчку мыши неправильны картинки исчезают, а правильная вращается и встаёт под ритмическую формулу.

Ребята, посмотрите на ритмическую формулу и выберите дерево соответствующее ей, назвав дерево ласково.

6.

На слайде ритмическая формула «Мой дружок» После правильных ответов по щелчку мыши появляются ритмические формулы имён: Се - рё - жа, Ва - ня, Пе - тень - кА.

У каждого мальчика в группе есть дружок, давайте проговорим их имена, прохлопаем и проиграем на ударно - шумовых инструментах.

7.

На слайде ритмическая формула «Моя подружка» После правильных ответов по щелчку мыши появляются ритмические формулы имён: Ка - тень - ка, Та - ня, Ан - то - ни - на.

В группе у нас есть подружки, давайте проговорим их имена, прохлопаем и проиграем на ударно - шумовых инструментах.

8.

На слайде текст стихотворения.

Раз! Два! Три! Четыре!- (ритмичные удары палочкой о палочку на каждый счёт)По дорожке я скачу.(стучать поочерёдно палочками об пол)Раз! Два! Три! Четыре! (ритмичные удары палочкой о палочку на каждый счёт)Башмачок скакать учу.(стучать палочками об пол: Мотивация дошкольников к кружковой работе художественно - эстетического цикла Мотивация дошкольников к кружковой работе художественно - эстетического циклаМотивация дошкольников к кружковой работе художественно - эстетического цикла- правой палочкой,зетем левочкой.) Раз! Два! Три! Четыре! (ритмичные удары палочкой о палочку на каждый счёт)Обломился каблучок (держа левую палочку за середину, стучать правой палочкой то по одному концу левой, то по другому)Раз! Два! Три! Четыре! (ритмичные удары палочкой о палочку на каждый счёт) Заблудился башмачок.(стучать концами палочек друг о друга, держа их в горизонтальном положении). М. Яснов

9.

На слайде изображены музыкальные и ударно - шумовые инструменты. Дети выбирают инструмент, на котором хотели бы играть.

Ребята подойдите к столу и возьмите инструмент который вы выбрали, и сопроводите мелодию р. Н. п. «Как у наших у ворот»

10.

На слайде улыбающееся солнышко с нотками

Молодцы ребята, хорошо играли, даже солнышко заулыбалось.


Список литературы:

1.федеральный закон "Об образовании в Российской федерации" № 273-ФЗ.


2.Справочник музыкального руководителя №2февраль 2014г. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка . В. А. Деркунская, канд. пед. наук, доц. Каф. Дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, г. Санкт - Петербург.


Интернет cайт:

1. luk-media.ru,автор Г.Р.

2. Now-to-drawa fruit-tree-tutorial-drawing.

3. Royalty-Free-lmages-Sguirrel-Graphics.

4. Depositphotos-3D-Golden-Eighth-Note/









© 2010-2022