Русская народная, игровая, хороводная

Музыка 4 класс     Тема урока: «Русская, народная, игровая, хороводная…» Цели урока: 1.     Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен. 2.     Увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию интереса и любви к музыке, формировать способность ценить ее красоту, вызывать музыкально – эстетический отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся. 3.     Развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнен...  
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыка 4 класс

"Русская народная, игровая, хороводная"

Автор урока: Шевченко С. Н

Тема урока: «Русская, народная, игровая, хороводная…»

Цели урока:

1. Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен.

2. Увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию интереса и любви к музыке, формировать способность ценить ее красоту, вызывать музыкально - эстетический отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.

3. Развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и ее пластическое интонирование.

4. Воспитывать музыкально - эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края.

Формы учебной деятельности: индивидуальные, парные, групповые.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: нотное приложение, карточки, записи DVD, CD, фортепиано, синтезатор, баян.

Ход урока.

1. Организационный этап.

Вход в класс под музыку.

Музыкальное приветствие.

Распевание: «Четвероклассники», «Разные ребята».

Исполнение: «К нам пришла весна».

2. Этап подготовки к изучению нового материала.

Индивидуальная работа. Ученики группируют слова.

1 ученик записывает на доске струнные инструменты народного оркестра;

2 ученик записывает на доске духовые инструменты народного оркестра.

Работа в парах. Досказать словечко.

 Оркестр народных …(инструментов)

 Я с комариком …(плясала)

 Русская народная…(песня)

 Ой, вставала я …(ранешенько)

Работа с классом. Выделить лишнее слово из перечисленных.

 Сарафан, лапти, платок, кроссовки, рубаха.

 Ложки, гармошка, магнитофон, бубен, дудочка.

3. Этап изучения нового материала.

Ребята, обратите внимание на слова, записанные на доске. О чем они говорят? («Русская, народная, игровая, хороводная…»)

- О песне.

Почему вы так решили?

(ответы детей)

Совершенно верно.

Стих. (читает ученик)

Ты откуда, русская, зародилась музыка?

То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

Пролетели утки - уронили дудки.

Пролетели гуси - уронили гусли.

Их порою вешней нашли, не удивились.

Ну, а песня? С песней на Руси родились.

Ребята, как вы понимаете эти слова? «С песней на Руси родились».

(ответы детей).

Сегодня на уроке мы познакомимся с жанровым многообразием русской народной песни, а помогут нам в этом истинные любители и знатоки этого жанра, гости нашего урока:

Пономаренко Мария Ивановна,

Кулько Екатерина Ивановна,

Карташева Тамара Ивановна,

Павленко Алла Ивановна

(приветствие гостей).

А кто нам скажет, какой вид музыкального искусства на Руси является самым древним?

(ответ ученика)

- Самым древним видом музыкального искусства на Руси является хоровод. Хороводы водили в избе на «беседах» или «во зеленых во лужках». Когда люди вставали в круг они старались задобрить солнце. Показывали в движениях как нужно, чтобы вырос лен или рожь. Люди верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим.

- Хоровод, в рисунке которого угадывается узор, или орнамент называется орнаментальным. Рисунок такого танца очень часто зависел от фантазии водящего.

Примером орнаментального хоровода послужит песня «Заплетися, плетень».

(исполнение хоровода)

Уважаемые гости, а какие песни исполнялись в нашем селе, о чем они были?

(слово гостям, исполнение песни)

Комментарии детей.

Ребята, а что значит «играть» песню?

(возможные ответы учеников)

Очень часто на территории нашей Белгородской области можно услышать народные песни, которые «играют», это значит, песня сопровождается движениями, в которых раскрывается сюжет танца.

Послушайте, как поют в Ивнянском районе селе Березовка песню «Ключи».

Обратите внимание на то, как же эту песню «играют».

(слушание песни). Ответы детей.

Большой популярностью у детей были сюжетно-игровые песни. Часто здесь разыгрывались действия или целые представления. Главные герои выступали в образе животных или птиц.

(показ игры «Медведь» или «Дедушка Семен»)

Особое место в жанровом многообразии русских народных песен занимают, конечно же, частушки.

По мнению исследователей, возникновение жанра частушки относится к середине XIXвека. Термин «частушка» был придуман и введен в литературу Г.И.Успенским, а затем закреплен в статье «Новые народные пени».

Разновидности частушки получили в народе десятки названий. Одни из них, которые исполняются в медленном темпе, называются «Страдания». Посмотрите, как их исполняют в Алексеевском районе селе Подсереднее.

(слушание песни)

Что особенного в исполнении этой песни?

(возможные ответы учеников)

Частушка - это песенка - коротушка, это песенка - миниатюра, которая способна говорить о глубоких чувствах души человеческой.

Дома каждый из вас записал частушки, которые звучали в нашем селе много лет назад и звучат сегодня. Мы их соберем вместе, и у нас получится «Сборник частушек моего села». Сделать выставку работ.

Скажите, а к какому жанру относятся частушки, которые исполняете вы, дети? (детские частушки)

Совершенно верно, а какие мы знаем детские частушки Белгородской области?

(«Мотаня»).

Исполним эти частушки, а на слова припева подыграем себе на музыкальных инструментах.

(исполнение песни)

Уважаемые гости, а какие частушки пели в нашем селе?

(бытовые, свадебные, плясовые, календарные и др.)

(исполнение по желанию)

4. Этап закрепления изученного материала.

Ребята, о каком жанре музыкального искусства мы говорили сегодня на уроке?

(о русской народной песне)

Скажите, а почему в названии темы нашего урока стоит многоточие?

(потому что жанры русской народной песни очень разнообразны)

Совершенно верно. Но все-таки, какая же она?

(По классу раздать карточки с жанрами русской народной песни, зачитать. На доске появится плакат с диаграммой и учащиеся должны выделить те жанры песен, которые звучали на уроке и определить незнакомые для них)

Провести словарную работу новых слов.

1. Этап оценивания учащихся.

2. Этап информации о домашнем задании.

Дома исполните родителям те песни, которые звучали сегодня на уроке и расскажите, с какими новыми жанрами народной песни вы познакомились.

3. Этап рефлексии.

Сердечки в квадрате. Если урок понравился, то сердечки надо поместить в квадрат, если уроком остались недовольны, то за пределы квадрата. Затем учитель выразит свое мнение по этому поводу.

4. Выход из класса под музыку.

«Солдатушки, бравы ребятушки» русская народная песня.



© 2010-2022