«Работа над музыкальными произведениями»

Работа над музыкальными произведениями занимает особенно значительное место в решении задач воспитания и обучения учащихся. В процессе ее развиваются такие важнейшие качества исполнителя, как способность проникать в содержание изучаемых произведений, а затем возможно более художественно доносить его до слушателя. С самого начала работы над произведением важно увлечь ею ребенка. Для этого можно сыграть предложенную ему пьесу, вкратце рассказать об ее особенностях, о том, как надо ее учить.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»





ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

НА ТЕМУ:

«Работа над музыкальными произведениями»

















Выполнила: Хечиева Нина Яковлевна

Преподаватель по специальности:

народное отделение, калмыцкая домбра

МБОУ ДОД «ДШИ»

п. Цаган-Аман,2012


Работа над музыкальными произведениями занимает особенно значительное место в решении задач воспитания и обучения учащихся. В процессе ее развиваются такие важнейшие качества исполнителя, как способность проникать в содержание изучаемых произведений, а затем возможно более художественно доносить его до слушателя.

С самого начала работы над произведением важно увлечь ею ребенка. Для этого можно сыграть предложенную ему пьесу, вкратце рассказать об ее особенностях, о том, как надо ее учить.

С учениками младших классов целесообразно в основном разбирать произведения в классе, чтобы научить их грамотному и осмысленному чтения нотного текста. Тем самым закладывается основа для последующей самостоятельной работы ученика. Надо также иметь в виду, что исправление небрежностей, допущенных при разборе, особенно устранение фальшивых нот, требует в дальнейшем затраты многих усилий.

С течением времени следует давать по разбору нотного текста и самим ученикам, чтобы к окончанию школы они накопили в этом отношении достаточный опыт.

Уже с первых лет обучения надо приучать детей осмысливать исполняемую музыку и в доступной для них форме ее анализировать. В старших классах они должны уметь на уровне своих знаний и возрастных возможностей охарактеризовать музыку произведения, его форму и жанровые особенности, использованные в нем выразительные средства, темы и их развитие, определить главную и частичную кульминации, пояснить встречающиеся ремарки и термины, уметь их произносить на иностранном языке (для изучения термина полезно завести тетрадь). Важно также, чтобы ученик мог рассказать об авторе сочинения , о том, когда оно было написано и к какому стилевому направлению принадлежит.

Изучая с учеником педагогический репертуар, необходимо обобщать типические закономерности работы над музыкальным произведением, над сочинениями разных жанров и характерными для них средством выразительности.

Для развития аналитического мышления и логической памяти можно рекомендовать следующие формы работы с учениками:

  1. Устный отсчет о подготовке домашних заданий: ученик рассказывает о том, что было трудно, как устранялись встретившиеся трудности и т. д.

  2. Самостоятельный анализ исполнения: ученик оценивает свою игру; отмечает допущенные ошибки; делает разбор исполнения своего товарища, особенно тех произведений, которые сам играл прежде и хорошо изучил.

  3. Самостоятельный разбор - устный и на инструменте - заданного сочинения в классе под наблюдением педагога.

Для подготовки учащихся к самостоятельному разучиванию произведений следует познакомить их с важнейшими принципами самоконтроля, использование которых поможет им избежать наиболее часто встречающихся ошибок. В младших классах важнейшие рекомендации относительно работы над произведениями, как частные, так и общего характера, записываются ученикам в дневник.

При работе с учеником над произведением педагогу целесообразно последовательно концентрировать свое внимание на разных задачах.

Вначале, наряду с тщательным разбором текста, важно подобрать хорошую, наиболее подходящую для ученика аппликатуру, а для исполнителей струнных инструментах - также штрихи. Об этом необходимо проявлять заботу именно на раннем этапе работы, т. к. удачно найденная аппликатура способствует лучшему решению требуемых художественных задач и скорейшей автоматизации игровых движения, а переучивание чревато опасностью последующих запинок.

На серединном этапе работы происходит все большее углубление ученика в характер музыки и в связи с этим совершенствование исполнения отдельных разделов формы и элементов ткани сочинения. Внимание учащихся концентрируется на достижении нужно выразительности в интонировании голоса, в соотношении звучности голосов, в ритмике, динамике, а также на преодолении всех технических трудностей.

Эта работа продолжается и на завершающем этапе, но главным теперь становится охват произведения в целом, «Собрать» воедино отдельные его разделы помогает ощущение их роли в структуре целого, а также выбор темпа, способствующего органичному сочетанию всех разделов друг с другом.

В этот период работы педагогу следует чаще слушать исполнение произведения целиком. О том, что ученику удалось и над чем еще необходимо работать, следует сказать после окончания исполнения.

При подготовке учащегося к публичному выступлению необходимо воспитывать в нем умение сосредоточится, ощущать характер музыки и вызывать в себе чувство радостного общения с аудиторией. Важно, чтобы с течением времени ребенок все больше проникался убеждением в необходимости передать другим то, чему он научился в музыкальной школе, чтобы чувство ответственности перед слушателями, желание донести до них замысел композитора, увлечь аудиторию стали сильнее страха, ненужных мыслей о себе.

После выступления исполнение следует обсудить с учеником на очередном уроке, подчеркнуть, что выявилось на эстраде ярче, и что было утеряно. Если волнение отразилось неблагоприятно на игре, следует разобраться в его причинах, сделать определенные выводы.

Такие обсуждения формируют критическое отношение учащихся к своим выступлениям, способствуют утверждения высокого авторитета оценки и замечаний педагога.

Произведения, изучаемые эскизно, в порядке ознакомления, не выучиваются наизусть; они могут исполняться медленнее указанного темпа. Обязательно, однако, выявления основного характера произведения, внимательное отношение к нотному тексту.

Исполнение учеником самостоятельно выученного произведения наглядно показывает, чему он научился за данный период времени в классе. По тому, как он самостоятельно разбирается в тексте, как воплощает художественный образ, как слушает себя во время исполнения становиться ясно, на какие разделы работы педагогу надо обратить внимание.

Различные формы изучения произведений позволяют расширить репертуар учеников, что важно для их всестороннего развития. С целью накопления репертуара надо почаще повторять с учеником некоторые произведения, в первую очередь особенно любимые им и успешно исполненные публично.











© 2010-2022