Рабочая программа по дополнительному образованию (хоровое пение)

Данная программа предназначена для хора младших классов. Она содержит приложение "Через музыку к здоровью". Это курс профилактической направленности, который включает в себя музыкально-психологический массаж, комплекс упражнений по регуляции дыхания и комплекс специальных вокально-певческих упражнений.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Актуальность программы

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от Бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детских лет по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, совместное - это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворённой песне, благороден и велик. Россия всегда славилась многоголосным хоровым пением. Сегодня же мы утратили это своё извечное качество, став носителями диссонанса и какофонии - и это одна из основных причин вырождения нашего народа, деградации молодых поколений и страны в целом.

Почему же это произошло? Дело в том, что постепенно сама музыка, уроки музыки и хоровое пение в общеобразовательной школе стали повсеместно вытесняться другими «главными» предметами. Тем самым, говоря о «гуманитаризации», «гуманизации» и прочих якобы спасительных преобразованиях в педагогике, музыку загнали на периферию школьной жизни, относя её к числу дополнительных, факультативных учебных курсов или вообще - к внеклассной «досуговой» работе, не влияющей на процесс образования в целом. Так, высокая музыка постепенно ушла из жизни школы и семьи, из жизни общества. И место высоких образцов народной и классической музыки занял рок, разрушающий психику и нравственную сферу детей, подростков и молодёжи. Но музыкальное образование на уровне всеобуча, в основе которого лежит массовое приобщение людей, в первую очередь детей к традиционной певческой хоровой культуре - это один из основных путей оздоровления народа, возрождения национальной духовности и достижения высокого уровня общей культуры и образованности нации.

Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребёнок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение детских и современных песен с музыкальным сопровождением.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязано и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит вокальному кружку - и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверяя партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

В настоящее время современное общество, как в развитых странах, так и в России столкнулось с мощным развитием научно-технического прогресса, когда на ребёнка обрушивается огромный поток разнообразной музыки: компьютерной, примитивной, однодневной. Современного ребёнка окружают музыкальный центр, компьютер, диски, синтезатор. Пассивно слушая, впитывая подобное обилие механической музыки, ребёнок, на наш взгляд, лишён возможности развить свои собственные музыкально-исполнительские задатки и способности. Особенно трудно приходится тем детям, у которых такие способности не ярко выражены. Программа ориентирована на детей, имеющих средний уровень своих исполнительских возможностей.

Социальная и педагогическая целесообразность программы

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокально-хоровом коллективе - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности.

Кроме того, пение является и мощным средством балансировки нервной системы и психики, становления речи у детей, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания как для детей, так и для взрослых, а значит, представляет собой и природосообразную оздоровительную технологию - необходимое условие физического и психического здоровья человека и общества в целом. Недаром сегодня, изгнанные из общеобразовательных учреждений, музыка и хоровое пение используются для лечения логопедических, душевных и многих других болезней, в том числе и наркозависимости (о чём убедительно свидетельствует опыт современного Китая).

Хоровое пение - активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе становления личностных качеств человека, оно может и должно решать важные и актуальные задачи художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Именно формирование личности ребёнка становится важнейшей педагогической задачей и целью хоровой деятельности.

Ключевое значение в работе с детским коллективом приобретает реализация потребности в общении, в процессе которого формируется личность ребёнка. Его приоритетной потребностью является потребность в общении, в общественном признании (Д.И.Фельдштейн, А.С.Выготский); на первый план выдвигается стихийно-групповое и интимно-личностное общение.

Хоровой коллектив в школе искусств предоставляет подростку возможность удовлетворить свою потребность в общении: здесь и референтная группа детей и, чаще всего, близкие друзья и, конечно, взрослый, которому подросток верит и доверяет (часто, и это хорошо, руководитель хора является референтным для подростка взрослым). Внутри хора общение организовано на разных уровнях: самоуправление хора, личное шефство старших над младшими, сильных над слабыми, опытных певцов над новенькими; общие хоровые праздники; сохранение традиций коллектива. Подобные формы общения создают возможность самоутверждения, самореализации подростка, способствуют высокой самооценки. Уже само участие в музыкально-творческой деятельности позволяет ему осознать некоторые необычные, по сравнению с другими, неординарные качества своей личности. Хоровой коллектив становится для подростка своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми.

Так же хочется затронуть вопрос о воздействии хорового пения на развитие интеллекта поющих, упомянуть о его влиянии на возрастание способностей детей. Природные задатки ребёнка - это семена будущих способностей. Эти семена нуждаются в создании благоприятной почвы для их прорастания и развития. Пение самым благотворным образом стимулирует этот процесс и активно влияет на развитие способностей, в том числе творческих - художественных, музыкальных, графических, литературных и других. При пении обогащается образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству. Сутью же любого творчества является поиск. Поэтому творческий процесс - это поисковая активность. Она необходима для формирования личности ребёнка, повышения его стрессоустойчивости, адаптивного развития нервной системы.

Поисковая активность предполагает интерес к предмету, в частности к хоровому, а интерес - это связующая нить между обучением, умственным развитием и воспитанием. Интерес повышает работоспособность, активизирует и развивает память. Дети лучше развиваются в коллективе. Работая совместно, они учатся не только у учителя, но и друг у друга, соревнуются, сравнивают, соперничают. В итоге оказывается, что работа в коллективе - это кратчайший путь индивидуального развития, возрастания. Хор - идеальное место для развития детей. Именно из учащихся, которые успешно сочетали учёбу в школе и занятия в развивающем хоре, часто вырастают высокоорганизованные и трудолюбивые люди с крепким характером, чувством цели, интересные и разносторонние личности.

В любой профессиональной деятельности вне зависимости от специальности важно владеть искусством общения - друг с другом и с руководством, - особенно в условиях рыночной экономики. Уметь слушать, уметь спорить, убеждать, поощрять, уступать, давать отпор, не задевая достоинство оппонента. Хор - прекрасное место для выработки всех этих навыков. Если ребёнок поёт в хоре, то есть надежда на то, что он вырастет умным, интеллектуально и духовно развитым человеком. Коллективный, кропотливый труд над хоровыми произведениями не тяготит юного артиста, напротив, притягивает тем сильнее, чем в большей степени он испытывает дефицит духовности и добра в окружающей его среде.

Коллективное творчество является благоприятной почвой для развития способностей ребёнка, тренировки воли, самоконтроля, для взращивания его как личности. При пении возникает спрос на интеллектуальные, душевные и энергетические резервы организма. Так постепенно полнится копилка духовного и нравственного багажа юного певца, копилка идеалов добра, милосердия, справедливости.

Работа в художественном коллективе, где ставятся интересные и трудные, но выполняемые задачи, несомненно, способствует воспитанию трудолюбия. Воспитанное трудолюбие - это и противостояние идеологии потребительства, ничегонеделанию, праздности как идеалу существования. Направленность, интерес, поисковая активность и стремление к достижению отдалённых, не сиюминутных, результатов формируют и тренируют волю, доведению начатого до конца.

Именно хор - самый массовый, демократичный, доступный и материально малозатратный из всех художественных жанров. В итоге идёт успешная социализация личности на уровне художественного коллектива, которая способна со временем помочь социализации и оздоровлению нашего общества.

Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Новизна программы

В МАОУ СОШ №40 по результатам мониторинга желают заниматься в хоровом коллективе 13% учащихся школы, в том числе 7-10 лет - 92 учащихся, 11-13 лет - 25 учащихся, 14 лет и старше - 13 человек. Особенность программы в том, что она разработана для учащихся, имеющих средний и низкий уровень исполнительских возможностей и большое желание научиться петь красиво.

В данных условиях программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков. Новизна программы в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Цель программы - через музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные данные, приобщить их к сокровищнице вокально-песенного искусства.

Задачи:

Образовательные

  • развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память, способность сопереживать, творческое воображение;

  • помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности;

Развивающие

  • расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, особенностях музыкального языка;

Воспитательные

  • на основе изучения национальных песен, народных песен, детских песен, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, её певческой культуре;

  • воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций;

  • сформировать потребности в общении с вокальной музыкой;

  • создать атмосферу радости, значимости, увлечённости, успешности каждого члена студии.

Реализация задач осуществляется через сольное и ансамблевое пение, пластическое интонирование, движения под музыку.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

Характеристика образовательного процесса

Методы и формы реализации программы

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого и системного подхода, метод творчества, импровизации и сценического движения.

Стилевой подход - широко применяется в программе и нацелен на формирование у исполнителей осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

Системный подход - направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - её тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

Творческий метод - используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель её практического воплощения. Творчество присуще каждому ребёнку, оно всегда ново и по своей сути уникально. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

Метод импровизации и сценического движения - один из основных методов программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Всё это даёт обучающимся умело вести себя на сцене, двигаться под музыку в ритме исполняемого произведения. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Данная программа нацелена на комплексный подход в методике преподавания и проведения занятий по хору и вокалу. Необходимо выявить индивидуальное содержание личности каждого ученика, развить его творческие способности, направленность которых в основном непредсказуема, а потенциал, как бывает часто, превышает ожидания педагога.

Такая установка предполагает со стороны ученика сознательный стимул к личностному росту, основанный на любви к искусству, чувстве личной ответственности за свой вклад в его развитие, а со стороны педагога выражается в готовности к постоянному поиску оптимальных решений.

Основными в освоении программы являются методы «от простого к сложному», «от медленного к быстрому», «посмотри, послушай, повтори». Так же используются методы:

- проблемно-поисковый;

- метод сравнительного анализа, сопоставления (сравнения различных художественных произведений, сопоставление музыкальных тем, анализ творчества детей);

- наглядно-слуховой;

- словесный;

- практический.

Учебное занятие - это основная форма обучения, центр всего образовательного процесса. Оно может быть индивидуальным и групповым.

Групповые занятия помогают ребятам получить необходимые знания, умение работать в коллективе, прислушиваться друг к другу и оценивать свои достижения на фоне других. Выступления в группе помогают подготовиться ребёнку к дальнейшему выступлению на сцене, справиться со своими комплексами.

Групповые занятия могут проводиться в форме: рассказа педагога, беседы, гостиной, игры, сказки, путешествия, конкурса и т. п.

Часто на занятии используется индивидуальная форма. Это наиболее приемлемая форма организации обучения. Через индивидуальные занятия можно добиться более эффективного результата.

Примерная структура занятия:

Часть занятия

Время (в минутах)

1.

Вводная часть (приветствие, беседа). Психологический настрой детей на восприятие содержания занятия, организация духовного общения.

5

2.

Подготовительная часть (распевка):

  • Артикуляционная гимнастика;

  • Дыхательная гимнастика;

  • Упражнения на чистоту интонации, развитие гармонического слуха;

  • Упражнения на расширение диапазона, сглаживание регистров, выработку единой манеры звукообразования;

10

3.

Основная часть:

  • Работа над музыкальным произведением (мелодия, текст, дикция, выразительность, интонация).

25

4.

Итоги (рефлексия). Оценка состояния детей и их отношения к материалу.

5


ИТОГО

45

На протяжении занятия преподаватель может работать с обучающимися как над одним, так и над несколькими видами творческой деятельности.

Процесс обучения опирается на разнообразный песенный и инструментальный материал, включающий классическую музыку, детские, народные, эстрадные песни. Одни из них используются для знакомства и прослушивания, другие - для коллективного исполнения на занятиях, третьи - для исполнения на концертах.

Музыкальные произведения подобраны согласно возрасту детей и поставленным воспитательным целям. Разучивание музыкального произведения предполагает самостоятельный выбор детьми «о чем петь?» через прослушивание песен, где противопоставлены добро и зло, милосердие и жестокость, дружба и эгоизм, любовь и ненависть и т.д.

В ходе занятий создаются ситуации на выявление достоинств каждого (музыкальность, оригинальность, артистичность, культура и т.д.). Такой подход помогает видеть в себе и окружающих, прежде всего, добро, искать пути его умножения.

Постоянная и основная забота педагога - интонационная точность исполнения. Еще одно условие - петь выразительно. Только во взаимодействии и во взаимопроникновении этих двух линий могут возникнуть и хор и исполнительское искусство.

Работа над песнями и упражнениями имеет общие черты: ознакомление, разучивание, закрепление, исполнение. Разучивание осуществляется по фрагментам (чаще - это фразы). Педагог несколько раз показывает музыкальный отрезок и «настраивает» учащихся на первый звук, просит пропеть его про себя, что помогает лучшему усвоению и осмыслению мелодической линии. Непонятные или трудные слова объясняются до исполнения, иногда выписываются на доске.

Во время проведения занятий используются нетрадиционные формы (ролевые игры, сказочный сюжет, соревнования, викторина). Базовыми компонентами программы являются предметная деятельность, общение, эмоции, игра.

Игровая ситуация является важным фактором развития детей, так как связана с выдумкой, изобретательностью. В игре часто сложное становится доступным. Во время игры раскрываются индивидуальные способности детей. Игры активизируют способность самостоятельно мыслить и действовать.

Условия реализации программы

Содержание программы предполагается реализовать в объёме 84 часов (2 часа в неделю). Учебный час равен 45 минутам.). (Возможны и индивидуальные занятия, которые проходят в часы репетиций.) Репертуарный план для каждой группы составляется отдельно.

Классный руководитель заинтересован иметь среди своих учеников поющих детей, которые могут выступать на родительских собраниях, классных праздниках, концертах и конкурсах школы. Очень важно, что дети становятся единомышленниками, которых объединяет общее увлечение, совместные концерты, праздники, что способствует становлению положительных личностных качеств, решению дисциплины, развитию стремления вместе достигать желаемого результата. Для отслеживания роста музыкальных способностей детей автор-составитель данной программы использует «Диагностику музыкальных способностей» Анисимова В.П. (см. Приложение 2)

Успехи реализации программы возможны если:

  • теоретическая и практическая часть программы выполнены на 100%;

  • учтены возрастные особенности обучающихся и мотивация их деятельности;

  • используется наглядный материал (строение голосового аппарата, виды дыхания, певческая установка, фонотека записей (с голосом и минус1) и т.д.

  • есть необходимые технические средства и информационные ресурсы, отвечающие требованиям учебного процесса такие как: ПК с выходом в Интернет и программой, позволяющей записывать и прослушивать звучание голоса, мультимедийный проектор для просмотра документальных роликов о строении голосового аппарата, о вокальной манере разных исполнителей, микрофоны, СД проигрыватель; фортепиано или синтезатор.

Для сохранения психического здоровья детей, профилактики различных последствий влияния стрессов и предупреждения переутомления рекомендуется использовать комплекс упражнений из курса «Через музыку к здоровью» (см. приложение). Комплекс может быть использован в качестве дыхательной гимнастики и вокальных упражнений во время распевания и в процессе занятия для создания уравновешенной бодрости и активности детей.

Учебно-тематический план

1 год обучения

Разделы программы

Теория

Практика

Итого

1.

Вводное занятие. Проверка музыкального слуха.

1

1

2

2.

Охрана и гигиена голоса.

1

1

2

3.

Певческая установка. Певческое дыхание. Различные типы дыхания.

1

5

6

4.

Работа над унисоном в примарной зоне. Распевание. Расширение диапазона.

-

10

10

5.

Дикция, артикуляция. Дикционные навыки, упражнения.

1

9

10

6.

Устойчивость интонации в унисоне партии и ансамбле. Работа над мелодическим строем.

-

12

12

7.

Звукообразование: округление гласных, четкое произношение согласных. Свободное, естественное (без форсировки) пение.

1

9

10

8.

Изучение теоретических основ музыкальной грамоты.

3

3

6

9.

История формирования, развития зарубежной музыкальной культуры.

4

2

6

10.

Работа над ансамблем (частным и общим). Ритмический, вокальный, динамический, темповый ансамбли.

1

9

10

11.

Концертная деятельность.

-

8

8

12.

Итоговое занятие. Проверка музыкальных данных.

-

2

2

Итого: 84 часа.

2 год обучения

Разделы программы

Теория

Практика

Итого

1.

Вводное занятие. Проверка музыкального слуха.

1

1

2

2.

Охрана и гигиена голоса.

1

1

2

3.

Работа над унисоном. Расширение диапазона.

-

10

10

4.

Типы и виды дыхания. Навыки «цепного» дыхания. Дыхательная гимнастика.

1

5

6

5.

Дикция, активная артикуляция. Приемы произношения гласных и согласных звуков в хоровом пении.

1

9

10

6.

Интонирование звуков различных ступеней мажора и минора в ладу. Правила интонирования диатонических и хроматических полутонов.

-

12

12

7.

Звукообразование: тембровое качество звучания партий. Гибкость и подвижность голосов.

1

9

10

8.

Изучение теоретических основ музыкальной грамоты.

3

3

6

9.

История формирования, развития отечественной музыкальной культуры.

4

2

6

10.

Пение простейшего двухголосия: канон, basso ostinato.

-

4

4

11.

Работа над строем (мелодическим и гармоническим).

-

6

6

13.

Концертная деятельность.

-

8

8

14.

Итоговое занятие. Проверка музыкальных данных.

-

2

2

Итого: 84 часа.

Содержание программы.

1.Вводное занятие. Проверка музыкальных данных у детей.

1. Проверка качества певческих навыков.

Исполнение знакомых песен в сопровождении фортепиано.

Дети опрашиваются индивидуально.

2. Проверка правильности исполнения простейшей попевки без сопровождения.

Индивидуальный опрос. Педагог помогает, если ребёнок затрудняется, даёт оценку исполнения.

3. Различие ритмического рисунка пьесы.

Передают хлопками простейший ритмический рисунок мелодии.

4. Исполнение различное по точности.

Кто-либо из детей исполняет песню, а другой ребёнок определяет качество пения.

«Мои музыкальные впечатления». Произведения для слушания:

1 год обучения - детские песни из мультфильмов, Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», Н.Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане», С.Прокофьев «Детский альбом», К.Сен-Санс «Лебедь» из цикла «Карнавал животных».

2 год обучения - Л.Дакен «Кукушка», К. Сен-Санс «Осел» из цикла «Карнавал животных», Л.Бетховен «К Элизе», П.И.Чайковский балет «Лебединое озеро» (фрагменты), Н.А.Римский-Корсаков «Океан - море синее», Э.Григ «Шествие гномов», русские народные песни и их обработки.

2.Певческая установка и дыхание.

1 год обучения - посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое.

2 год обучения - смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения).

3.Звуковедение и дикция.

1 год обучения - естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных. Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

2 год обучения - способы формирования гласных в различных регистрах (головное звучание). Пение нон легато и легато. Нюансы (форте, пиано, меццо-форте, меццо-пиано).

4.Ансамбль и строй.

1 год обучения - понятие слухового контроля (сопоставление слуха и голоса). Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста.

2 год обучения - постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Канон - первые навыки многоголосия. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом.

5.Изучение теоретических основ музыкальной грамоты.

1 год обучения - название нот. Звукоряд. Лад. Мажор и минор. Тоника. Тоническое трезвучие. Скрипичный и басовый ключ. Гамма. Вводные звуки. Опевание. Устойчивые и неустойчивые ступени. Тон, полутон. Повторение данного ритмического рисунка на слоги. Простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии. Узнавание мелодии по ритмическому рисунку. Проработка 2/4, 3/4 размеров.

2 год обучения - Ключевые знаки. Темп. Размер. Сильная доля, затакт. Ритм. Фраза, куплет (запев, припев), реприза. Динамические оттенки (форте и пиано). Мелодия и аккомпанемент. Повторение данного ритмического рисунка на слоги. Простукивание ритмического рисунка исполненной мелодии. Узнавание мелодии по ритмическому рисунку. Проработка 4/4, 3/8 размеров. Ритмический диктант в воспроизведении ритма путем простукивания.

6.Изучение истории музыки.

Формирование слушательской культуры и расширение музыкального кругозора (сведения о творчестве великих русских и зарубежных композиторов, музыкальном языке и музыкально-выразительных средствах). Учащиеся должны научиться адекватно оценивать исполнение музыкальных произведений. Накопление учащимися знаний о творчестве композиторов разных эпох, о разных стилистических направлениях в музыке.

Музыкальный материал: 1 год обучения - Песни для детей современных композиторов. П.Чайковский «Детский альбом». И.С.Бах «Шутка» из орк. сюиты №2. М.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». С.Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк. К.Сен-Санс «Лебедь» из цикла «Карнавал животных». И.С.Бах - Ш.Гуно «Ave Maria». Д.Перголези «Stabat mater»№1. А.Вивальди цикл «Времена года». С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».

2 год обучения - И.С.Бах инвенции, прелюдии и фуги, органные хоральные прелюдии (es-dur, f-moll). П.Чайковский балет «Щелкунчик». Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане». Э.Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт». Ф.Шуберт «Форель» из цикла «Прекрасная мельничиха». Ф.Лист Утешение №3. А.Бородин «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь». П.Чесноков «Да исправится молитва моя».

7. Сценическое мастерство.

1, 2 год обучения - Чувство ритма, формы, темпа и агогики, динамики. Работа над сценическим мастерством, движениями в песне. Музыкальные и творческие игры.

8.Работа над формированием исполнительских навыков.

1 год обучения - Анализ словесного текста и его содержания. Членение на мотивы, предложения, фразы. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста - элементарные требования (указания дирижера «внимание», «дыхание», «начало», «окончание» пения).

2 год обучения - Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе; сопоставление двух темпов (медленный и быстрый), замедление в конце произведения; замедление и ускорение в середине произведения; различные виды фермат. Понимание дирижерского жеста, касающегося агогических и динамических изменений.

9. Индивидуальная работа по постановке голоса, работа с солистами.

На основе всестороннего изучения вокальных и музыкальных данных, состояния голосового аппарата и индивидуальных особенностей каждого учащегося осуществляется начальный этап вокально-технической работы, обеспечивающей развитие вокальных представлений, вокального слуха и певческих способностей учащихся. Развитие голосовых данных: распевки, умение владеть голосовым аппаратом. Умение эмоционально и выразительно преподносить исполняемый репертуар.

На индивидуальных занятиях продолжается работа над расширением диапазона голоса, выравниванием звучности голоса на всём диапазоне, развитием чёткой дикции, выразительностью слова в речитативах, сглаживанием переходных нот, развитием и укреплением певческого дыхания и чистой интонации.

В процессе работы над музыкальным произведением с текстом следует стремиться к созданию художественного образа, используя эмоциональные возможности учащегося, его творческую мысль.



Результативность реализации программы.

Результатом реализации программы должно стать:

  • Качество певческих навыков

  • Сформированность эстетического восприятия музыкальных произведений.

  • Повышение уровня воспитанности детей.

Способы отслеживания результатов:

  • Качества певческих навыков: см. таблицу «Диагностика музыкально-слуховых представлениях».

  • Сформированности эстетического восприятия музыкальных произведений:

- совместное прослушивание и обсуждение современных эстрадных

произведений с точки зрения их эстетической значимости;

- незаконченная фраза «Эта музыка вызывает во мне чувства…»

«Особенно нравится мне песня…», «Я люблю слушать по вечерам хорошую музыку…»

- сравнительный анализ музыкальных произведений.

  • Повышение уровня воспитанности:

- понимание воспитанником определённых ситуаций;

- отношение, оценку творческого коллектива, себя, окружения;

- моральные позиции, нравственные качества (сопереживание, доброе

отношение друг к другу и т.д.).

Основные показатели эффективности реализации данной программы:

  • высокий уровень мотивации учащихся к певческому исполнительству (сохранность контингента и увеличение желающих заниматься в хоровом коллективе);

  • творческая самореализация учащихся, участие коллектива в творческой жизни школы, в смотрах-конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.

  • показатели личностного роста (общие результаты развития растущей личности обучающихся);

  • объем музыкальной эрудиции.

  • освещение в СМИ.

Итоговый контроль.

На протяжении всего периода обучения контроль успеваемости осуществляется по окончании каждой темы, полугодия, учебного года. Ко времени окончания курса обучения по данной программе у учащихся должны быть сформированы эстетические вкусы и потребности.

Ученик должен овладеть:

  • теоретическими знаниями:

- система взаимосвязи музыки и речи;

- музыкальная грамота;

- история музыки в объеме пройденного материала.



  • Практическими навыками:

- чистая интонация при пении унисона и многоголосия;

- четкая дикция и певческое дыхание;

- приемы звуковедения, звукообразования;

- выразительное исполнение и движение под музыку;

- знание и понимание дирижерских жестов.

Для детей оценками являются: ситуация успеха, аплодисменты за деятельность, похвала, выступления. Оценивание детей происходит на каждом занятии в виде коллективной рефлексии: зачем нужно было то, что делали и что нам это дало? Оценка должна стимулировать интерес ребят, их творческую инициативу. Оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей может и сам ребёнок, если он приучен замечать и исправлять ошибки, анализировать свою деятельность (предложить несколько вариантов для музицирования и выбрать из них лучший). Самоанализ и самоконтроль присутствует во всех видах деятельности. Важно заметить ошибку самому и исправить её.

Критерием контрольных требований является творческое самовыражение при качественном выполнении работы, тенденция дальнейшего самовыражения, самосовершенствования.

Исходя из принципа педагогической целесообразности, преподаватель также может использовать в работе такие формы контроля успеваемости как конкурс, концерт, фестиваль или творческий вечер.

Диагностика музыкально-слуховых представлений.

Отслеживание уровня сформированности музыкально-слуховых представлений и соответствующих навыков воспитанников проводится с помощью диагностики по пяти уровням:

1- низкий

2- ниже среднего

3- средний

4- выше среднего

5- высокий

Музыкальный слух:

  1. не различает звуки по высоте, тембру;

  2. различает некоторые звуки, часто ошибается;

  3. различает звуки по высоте и по тембру;

  4. различает высоту, длительности звуков;

  5. различает направление движения мелодии, слышит интервалы между звуками.

Пение:

  1. не интонирует мелодию;

  2. не точно интонирует мелодию;

  3. точно интонирует мелодию;

  4. поет точно, выразительно;

  5. импровизирует.

Ритм:

  1. не может повторить ритмический рисунок;

  2. повторяет ритмический рисунок с ошибками;

  3. точно повторяет ритмический рисунок;

  4. выполняет ритмический аккомпанемент;

  5. ритмическая импровизация.

Движение под музыку:

  1. движения не согласованы с музыкой;

  2. не все движения согласованы с музыкой;

  3. движения согласованы с музыкой;

  4. хорошая координация, свобода движений;

  5. импровизирует.

Диагностика по определению уровня развития музыкально-слуховых представлений и соответствующих навыков воспитанников проводится в начале учебного года, в конце первого полугодия, в конце учебного года и заполняется в таблице.

Ф.И.О.

Музыкальный слух

Пение

Ритм

Движение под музыку

I

II

III

I

II

III

I

II

III

I

II

III

1













2













3













4













5













I - начало учебного года

II - конец первого полугодия

III - конец учебного год.


Список литературы:

Нормативно-правовые документы:

1. Конституция РФ.

2. Конвенция «О правах ребёнка», 1996.

3. Закон РФ «Об образовании», 1996.

4. Типовое положение об учреждении дополнительного образования (07.03.1995г).

Методическое обеспечение программы:



  1. Анисимов А. Дирижер - хормейстер. - Л., 1978.

  2. Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. - М., 1967.

  3. Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и тренинг.

  4. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению.

  5. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова А.И. Методика работы с детским вокальным хоровым коллективом.

  6. Самарин В., Осеннева М. Хоровой класс и практическая работа с хором. - М., 2003.

  7. Соколов В. Работа с хором. М., 1983.

  8. Струве Г. Школьный хор: книга для учителя. - М., 1981.

  9. Стулова Г. Хоровой класс: теория и практика работы в детском хоре. - М., 1988.

  10. Филатова О. Пособие по теории музыки.

  11. Шамина Л. Методика работы с хоровым коллективом. - М., 1983.

  12. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии. - М., Педагогическое образование России, 1998.





Через музыку к здоровью.

Пояснительная записка.

1.Целевые установки.

Курс «Через музыку к здоровью», охарактеризованный профилактической направленностью, разработан преподавателем Русиновой Светланой Николаевной (ХМАО Югра, г. Урай). Цель данного курса - формирование и укрепление у человека психической устойчивости к различного рода стрессам и их последствиям. Он предназначен для детей старше 4-х лет, подростков и взрослых, не страдающими тяжелыми психическими, неврологическими, эндокринными, сердечно-сосудистыми заболеваниями, не применим к слабослышащим, а так же не может быть использован в периоды обострения каких бы то ни было других заболеваний.

Актуальность данного курса заключается в том, что он способствует сохранению в нормативных пределах психического здоровья человека, в то время, когда в процессе бурного научно-технического прогресса ХХI века, сопровождающегося различными техногенными загрязнениями окружающей среды, а также неравномерным ритмом жизни, стрессовая нагрузка на психику как детей так и взрослых с каждым днем значительно возрастает.

Новизна и отличительная особенность курса «Через музыку к здоровью» заключаются в том, что профилактика и предупреждение различных последствий влияния стрессов на человеческий организм осуществляются на основе средств и методов музыкального воздействия.

Занятия по данному курсу включают в себя музыкально-психологический массаж по В.И.Петрушину, комплекс упражнений по регуляции дыхания на музыкально-ритмической основе и комплекс специальных вокально-певческих упражнений, которые в совокупности способствуют формированию у человека путем тренировки подвижности нервных процессов способности к быстрому переключению и переходу из негативного эмоционально-возбужденного состояния в состояние полного расслабления, покоя и релаксации, а также к быстрому быстрому переходу из состояния отрицательной атонии к уравновешенной бодрости и активности. Вышеназванная цель достигается в процессе слушания соответственно эмоционально воздействующих музыкальных произведений (музыкально-психологический массаж, упражнения по регуляции дыхания), а также в процессе непосредственного исполнения вокально-певческих упражнений, несущих в себе соответственное эмоциональное воздействие.

Протяженность проведения курса «Через музыку к здоровью» не ограничена (от года и более).

Данный курс может быть реализован лицом, имеющим высшее музыкальное образование и компетентным в сфере музыкальной психологии. Методическую помощь в реализации курса может оказывать литература, перечисленная в разделе 5.



2. Организация занятий.

Занятия по курсу «Через музыку к здоровью» могут быть организованы как в групповой, так и в индивидуальной форме проведения.

Продолжительность одного занятия - 45 минут для школьников и взрослых; 30 минут для дошкольников.

Регулярность проведения занятий - от 1-го до 3-х раз в неделю.

Планирование занятий.

Вид тренинга

Количество часов

1.

«Аромат роз»

2

2.

«Привет солнцу»

2

3.

«Приветствие солнца»

2

4.

«Недоеная корова»

2

5.

«Засыпающий цветок»

2

6.

«Самурай на тренировке»

2

7.

«Пробуждающийся гейзер»

2

8.

«Сытая лошадь»

2

9.

Тонизирующие вокально-певческие упражнения.

6

10.

Успокаивающие вокально-певческие упражнения.

6

11.

Трофотропный музыкально-психологический массаж.

3

12.

Эрготропный музыкально-психологический массаж.

3

Всего часов

34

Структура и содержание занятий.

  1. Упражнение «Аромат роз» (успокаивающее и расслабляющее дыхание):

  • представить букет роз, источающих прекрасный аромат свежести;

  • под плавную и спокойную музыку производить глубокое ритмичное дыхание с закрытыми глазами, слегка его задерживая на вершине вдоха, концентрируя в этот момент внимание на точке между бровями и ощущая состояние легкости тела.

2. Упражнение «Привет солнцу» (очистительное и тонизирующее дыхание):

  • под соответствующую музыку медленный вдох в живот, грудь и бронхи с постепенным поднятием локтей (при этом кисти рук свободно висят);

  • сильный выдох на слог «ХА», при котором кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вперед, после чего руки медленно опускаются.

3. Тонизирующее вокально-певческое упражнение.

4. Упражнение «Приветствие солнца» (очистительное и тонизирующее дыхание);

  • под соответствующую музыку медленный вдох в живот, грудь и бронхи с постепенным поднятием рук в стороны вверх, как бы забирая из организма все имеющиеся в нем отрицательные и неприятные ощущения, заболевания, проблемы;

  • в момент поднятия рук к наивысшей точке - задержка дыхания с внутренним представлением того, что все болезни и неприятности в этот момент находятся над головой;

  • резким броском рук вниз бросить в землю все свои болезни и неприятности, наклоняясь вперед и полностью расслабляя руки, чтобы, они свисали как плети, при этом в момент броска резко выдохнуть воздух через рот со звуком «ХА».

5. Трофотропный музыкально-психологический массаж (поочередное слушание двух эмоционально контрастных произведений с резким переключением музыки эрготропного характера, оказывающей негативно-возбуждающее и активизирующее эмоциональное воздействие, на трофотропную, успокаивающе-релаксирующую музыку).

6. Упражнение «Недоеная корова» (снятие отрицательных эмоций, укрепление органов дыхания):

  • под соответствующую музыку вдох одновременно через нос и рот;

  • выдох через нос с пением, имитирующим мычание коровы, при котором нижняя челюсть опущена и ощущается вибрация в области горла и груди;

  • в заключении выдох акцентируется выталкиванием оставшегося воздуха мышцами живота.

7. Успокаивающее вокально-певческое упражнение.

8. Упражнение «Засыпающий цветок» (расслабляющее и успокаивающее

дыхание):

  • под соответствующую музыку мысленно представить себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон;

  • точно под музыку производить дыхание в пропорции 1:3 (на первую долю вдох, на три оставшиеся - выдох).

9. Эрготропный музыкально-психологический массаж (поочередное слушание двух эмоционально контрастных произведений с резким переключением музыки трофотропного, успокаивающе-релаксирующего характера, на эрготропную музыку оказывающую позитивно-возбуждающее и активизирующее эмоциональное воздействие).

10. Упражнение «Самурай на тренировке» (очистительное и тонизирующее дыхание):

  • глубокий вдох под соответствующую музыку;

  • выдох в три фазы с широко открытым ртом при высунутом языке точно под музыку:

  1. - первая порция выдоха с ударом руками в грудь;

  2. - вторая порция воздуха с ударом руками в грудь;

  3. - третья порция выдоха с ударом руками в живот и легким наклоном вперед.

11. Тонизирующее вокально-певческое упражнение.

12. Упражнение «Пробуждающийся гейзер» (тонизирующее дыхание):

  • под соответствующую музыку медленный вдох на первые три доли;

  • выдох на четвертую долю (в пропорции 3:1).

При этом мысленно представлять себя струей гейзера, набирающего силу и поднимающегося вверх на вдохе, а на выдохе срывающегося вниз.

13. Упражнение «Сытая лошадь» (расслабление мышц лица и головы, тренировка сосудов головного мозга):

  • под соответствующую музыку спокойный вдох через нос;



  • продолжительный выдох через рот с расслаблением мышц лица так, чтобы

они свободно вибрировали под воздействием проходящего воздуха, при этом

воздух выпускается через неплотно прикрытые губы, которые вибрируют,

создавая звук, напоминающий фырканье лошади (волны вибрации должны

ощущаться по всей голове).

При проведении занятий курса «Через музыку к здоровью» принципиально важным является сохранение вышеобозначенной структуры занятий и соблюдение четкой последовательности в чередовании всех его составляющих. Упражнения на регуляцию дыхания должны оставаться неизменными. Вокально-певческие упражнения могут подлежать различному целесообразному варьированию. Произведения, используемые для музыкально-психологического массажа на каждом занятии должны обновляться (см. приложение).

Техническое обеспечение курса.

Для проведения занятий по курсу «Через музыку к здоровью» необходимо следующее техническое обеспечение:

  1. просторное помещение;

  2. аудиопроигрыватель;

  3. фортепиано.

Литература.

  1. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. - Ташкент, 1985.

  2. Декер - Фойгт Г.Г. - Введение в музыкотерапию. - М., 2003.

  3. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. - М., 1999.

  4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 1997.

  5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. Избранные труды. - М., 1985. - Т.1.

  6. Челышева Т. Музыкальная педагогика и музыкальная психология.

Сб. «Спутник учителя музыки». - М., 1993.

Приложение

Произведения для музыкально-психологического массажа:

Эрготропная -dur

  1. А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года».

  2. П.Чайковский «Песня жаворонка» из «Детского альбома».

  3. В.А.Моцарт Allegro из «Маленькой ночной серенады».

  4. П.Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года».

  5. Р.Шуман «Май, милый май».

  6. Ф.Куперен «Бабочки».

  7. М.Глинка «Летняя ночь в Мадриде».

  8. А.Вивальди «Осень» («Сбор урожая») из цикла «Времена года».

  9. В.А.Моцарт «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».

  10. А.Вивальди концерт «Зима» («У камина») из цикла «Времена года».

  11. П.Чайковский «Святки» («Декабрь») из цикла «Времена года».

  12. П.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

  13. Л.Боккерини Менуэт.

  14. А.Скарлатти Соната G-dur.

  15. Х.Глюк Увертюра к оперной серенаде «Китаянки».

  16. Д.Россини Каватина Розины из оперы «Севильский цирюльник».

  17. Э.Элгар «Страна надежды и славы» (Марш).

  18. Д.Гершвин Прелюдия для ф-но №2.

  19. Э.Григ «Вечер в горах».

  20. В.Монти.»Чардаш».

  21. М.Равель «Ночные бабочки» из ф-го цикла «Отражения»

  22. И.Кларк Trumple voluntary.

  23. Н.Римский-корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

  24. М.Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

  25. Д.Россини Увертюра к опере «Вильгельм Телль».

  26. Ф.Шуберт Тема с вариациями из квинтета «Форель».

Эрготропная - moll

  1. М.Глинка «Жаворонок»

  2. А.Вивальди «Лето» из цикла «Времена года».

  3. Л.Дакен «Кукушка»

  4. П.Чайковский «Баркарола» из цикла «Времена года»

  5. П.Чайковский «Осенняя песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года».

  6. А.Вивальди «Зима» («Вьюга») из цикла «Времена года».

  7. И.С.Бах Токката и фуга d-moll.

  8. А.Вивальди «Лето» ч.3 из цикла «Времена года».

  9. Ж.Бизе Фарандола из симфонической сюиты «Арлезианка».

  10. А.Дворжак Славянский танец №8.

  11. И.С.Бах «Шутка» из орк. сюиты №2.

  12. Л.Бетховен Соната №14 «Лунная» 3ч.

  13. Р.Вагнер «Полет валькирий» из оперы «Валькирия».

  14. И.Стравинский «Поганый пляс Кощеева царства» из балета «Жар-птица».

  15. Д.Россини Увертюра к опере «Вильгельм Телль».

  16. Э.Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт».

  17. А.Бородин «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».

  18. К.Сен-Санс Интродукция к Рондо-каприччиозо.

  19. И.Брамс Венгерский танец №1.

  20. Ф.Крейслер Вальс «Муки любви».

  21. И.Брамс Венгерский танец №5.

  22. Л.Бетховен Симфония №5 1ч.

  23. В.А.Моцарт Реквием Introtus.

  24. Ж.Бизе «Хабанера» из оперы «Кармен».

  25. Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».

  26. М.И.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

  27. К.Орф симфоническая картина «Кармина Бурана».



Трофотропная - moll.

  1. Л.Бетховен Соната №14 1ч.

  2. Родриго. Адажио.

  3. Г.Форе «Pavance».

  4. Э.Григ «Aase s Death».

  5. Т.Альбинони. Адажио.

  6. Л.Бетховен. Багатель «К Элизе».

  7. Ф.Шопен. Вальс h-moll.

  8. Дж.Гершвин «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс».

  9. Г.Форе. Элегия.

  10. Г.Холст. «Нептун мистический» из сюиты «Планеты».

  11. В.А.Моцарт. Реквием «Лакримоза».

Трофотропная - dur.

  1. Ф.Мендельсон «Весенняя песня».

  2. Э.Григ «Утро».

  3. К.Сен-Санс «Лебедь» из цикла «Карнавал животных».

  4. Ж.Оффенбах. Баркарола.

  5. В.А.Моцарт. Романс.

  6. Ф.Шуберт «Розамунде».

  7. В.А.Моцарт. Poco adagio.

  8. Ф.Шопен. Ноктюрн Fis-dur.

  9. Л.Делиб. Интермеццо из оперы «Лакме».

  10. В.А.Моцарт. Анданте из концерта для ф-но с орк. №21.

  11. Г.Ф.гендель «Ларго» из оперы «Ксеркс».

  12. К.Дебюсси «Лунный свет».

  13. А.Бородин. Ноктюрн.

  14. Л.Бетховен. Соната №8 2ч.

  15. Ш.Гуно. Ave Maria.

  16. К.В.Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».

  17. Д.Россини. Увертюра к опере «Вильгельм Телль».

  18. М.Брух. Концерт для скрипки с оркестром.

  19. Р.Шуман «Грезы».

  20. П.Чайковский. Любовная тема из увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта».

  21. Э.Элгар «Нимрод» из вариаций на оригинальную тему «Загадка».

  22. Ж.Массне «Размышление». Интермеццо из оперы «Таис».



© 2010-2022