Программа по музыке по программе Д. Б. Кабалевского

Раздел Музыка
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждено»

Директор ГБОУ СОШ № 424

_____________ И.П. Авдеева

«___» ________________ г.

Рабочая программа по музыке

на 2014/2015 учебный год

Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа № 424»

Класс 2

Общее количество часов за год 34 в неделю 1

Количество контрольных работ нет

Учитель:

ФИО Чупанова Татьяна Викторовна

Квалификационная категория II

Педагогический стаж 5

Составлена на основе программы федерального Государственного образовательного стандарта начального образования «Музыка» под редакцией Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская.





Пояснительная записка


Увлечь ребят музыкой - этот коренной вопрос музыкальных занятий в школе учитель не должен упускать из виду с первой же минуты первого урока во II классе. Он должен вести урок как живую, свободную импровизацию, все время помня о том, что пришел в класс не для того, чтобы заниматься с ребятами «изучением предмета», именуемого музыкой, а для того, чтобы воспитывать в них музыкальную культуру.

С первых уроков развитие слуха, памяти, ритмического чувства, понимание выразительных и изобразительных возможностей музыки, выработка исполнительских навыков происходят в опоре на «трех китов» - песню, танец и марш. Музыкальных произведений, звучащих в классе в течение года, оказывается более чем достаточно для того, чтобы все развивающие моменты урока строились на материале этих произведений, вытекали из них естественно и незаметно, возникая в сознании учащихся как различные грани изучаемой музыки, а не превращались в специальные упражнения, предлагаемые учащимся для решения той или иной технической задачи, не связанной с живой музыкой, ее выразительными средствами.

Для поддержания преемственной связи с занятиями в I классе в программу II класса включено несколько песен-игр.

Если в школе есть какие-либо детские музыкальные инструменты, то их можно использовать на уроках для исполнения в ансамбле с учителем.

Одним из важнейших методов музыкальных занятий во II классе, как и в последующих, должен стать метод «забегания» вперед и «возращения» к уже пройденному материалу.

Не надо перегружать память детей чрезмерно большим количеством названий произведений, фамилий их авторов, фактов из их биографий. Накопление живого слухового опыта - одна из важнейших задач музыкальных занятий со школьниками.

Цель - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи:

- развивать интерес и любовь к музыке, хоровому пению;

- учить исполнять песни эмоционально и выразительно, физиологически приемлемо;

- расширить музыкальный кругозор;

- развить творческие способности.


Тема «Три кита» в музыке - песня, танец, и марш (9 часов)


При входе учащихся на первый урок во II классе звучит музыка по выбору учителя.

Пусть ребята поразмышляют над проблемой: кто нужен для того, чтобы музыка получилась? Написанная, но не исполненная музыка еще не музыка. Написанная, исполненная, но никем не услышанная музыка тоже еще не вполне музыка. Настоящей музыка лишь становится тогда, когда она написана, исполнена и услышана. Музыка существует для всех людей, а не только для тех, кто ее сочиняет и исполняет.

Слова «композитор», «исполнитель» и слушатель» ребята назовут сами в ответ на наводящие вопросы учителя.

После такого начала можно приступать к главной теме первого урока (и четверти) - «Три кита в музыке». Сначала можно коротко рассказать древнюю легенду про трех китов, на которых будто бы Земля держится, и о смысле этого выражения сегодня («три кита» - три основы), затем о «трех китах в музыке: не называя их, учитель играет на фортепиано простейшие образцы марша, танца и песни. Как правило даже по первым тактам дети сразу же понимают, что звучит марш, и тут же произносят это слово, после марша - танец и, наконец, песня. Ребята сами называют всех «трех китов» и убеждаются, что давно и хорошо с ними знакомы.

Примерный музыкальный материал

Школьный вальс. И. Дунаевский.

Простейшие образцы трех видов музыки.

Детский альбом. П. Чайковский. Пьесы: Марш, Вальс, Полька.

Камаринская, р.н.п.

Итальянская полька. С. Рахманинов.

Тамбурин. Ж. Рамо.

Пусть всегда будет солнце! А. Островский, стихи Л. Ошанина.

Катюша. М. Блантер, стихи М. Исаковского.

Лебединое озеро. Балет. П. Чайковский. Танец с кубками.


Тема «О чем говорит музыка» (7 часов)


Предложить детям вспомнить знакомые им песни, танцы и марши - веселые и грустные. Радость и печаль - самые обычные чувства людей - и ребенка, и взрослого. Эти два чувства мы находим во многих произведениях искусства, в том числе и музыкальных.

В центре одного из уроков может быть фортепианная пьеса «Весело. Грустно» Л. Бетховена. Надо сказать ребятам, что сочинил ее, как и песню «Сурок», немецкий композитор Л. Бетховен - один из величайших композиторов мира.

Что выражает музыка? Музыку создает человек, он создает ее для людей, поэтому в музыке, прежде всего выражаются мысли и чувства человека. И не только одного, а часто многих людей, иногда даже целого народа и даже всего человечества.

Может ли музыка что-нибудь изображать? На примере разнообразной музыки ребята без труда могут убедится в том, что музыка может изображать многое. Поэтому выразительность и изобразительность в музыке обычно существует не порознь, а вместе.

Примерный музыкальный материал


Что мы Родиной зовем? Г. Струве, стихи В. Степанова.

Весело. Грустно, Марш. Л. Бетховен.

Калинка, р.н.п.

Музыкальная табакерка. А. Лядов.

Карнавал животных. К. Сен-Санс. Куры и петухи.

Упрямый братишка, Клоуны. Д. Кабалевский.

Смелый наездник, Совенок. Р. Шуман.

Тема «Куда ведут нас «Три кита»» (10 часов)


Куда ведет нас песня? То, что песня ведет нас в самые разные области музыки, должно было стать ясным уже на первых уроках четверти. Теперь основное внимание должно быть сосредоточено на различии характеров песен, которые прозвучат в классе. Особую важность приобретает здесь вопрос о связи характера музыки с характером ее исполнения.

Куда ведет нас танец? Внимание учителя должно быть направлено на то, чтобы ребята научились в любом танце слышать не только его внешний, чисто танцевальный характер (чаще всего идущий от ритма), но и образное его содержание. В первую очередь это относится, естественно, к танцам программного характера из балетов, опер и т.д.

Куда ведет нас марш? Следует обратить внимание ребят на то, что музыка всех маршей передает шаг идущего человека, его поступь, его движение: то чуть убыстренное - в спортивных маршах, то спокойное - в обычном, походном марше. Поэтому марш, маршевая поступь появляются во всех музыкальных сочинениях, где есть человек, где о человеке рассказывается. Без маршей нет, кажется, ни одной оперы, ни одного балета. Пусть сами ребята придут к выводу, что в опере марш чаще всего песенного характера, в балете - танцевального.

Примерный музыкальный материал


Симфония № 4. П. Чайковский. Фрагмент финала.

Журавель, украинская народная песня.

Наш край. Д. Кабалевский, стихи А. Пришельца.

Волк и семеро козлят. Детская опера. М. Коваль.

Детский альбом. П. Чайковский. Неаполитанская песенка.

Лебединое озеро. Балет. П. Чайковский. Фрагменты: Неаполитанский танец, Танец маленьких лебедей.

Золушка. Балет. С. Прокофьев. Фрагменты: Вальс, Полночь.


Тема «Что такое музыкальная речь» (8 часов)


После того как ребята войдут в класс под «Марш мальчишек», достаточно сказать, что это музыка из знакомой уже ребятам оперы «Кармен» Ж. Бизе, что в этой сцене мальчишки маршируют, подражая настоящим солдатам; следует обратить внимание на то, что во «взрослой» опере «Кармен» участвуют дети.

Здесь же учитель может напомнить ребятам о том, что уже сейчас благодаря «трем китам» мы смогли войти и в страну-оперу, и в страну-балет, и в страну-симфонию.

В этой четверти можно посвятить время проверке того, на сколько свободно ребята слышат песенный, танцевальный и маршевый характер музыки. Это будет подготовкой к важнейшей теме будущего года о песенности, танцевальности, маршевости, вырастающих из песни, танца, марша.

Школьники познакомятся с отдельными темами и соответствующими музыкальными инструментами: темой Пети - скрипки и все другие струнные инструменты; темой весело чирикающей птички - флейта; темой утки - гобой; темой кошки - кларнет; темой дедушки - фагот; темой волка - три валторны вместе; темой охотников - все четыре деревянных духовых инструмента: флейта, кларнет, гобой и фагот; охотники идут бойким шагом и стреляют из ружей - большой барабан и литавры.

Примерный музыкальный материал


Кармен. Опера. Ж. Бизе. Марш мальчишек.

Сурок. Л. Бетховен.

Весело. Грустно. Л. Бетховен.

Спящая красавица. Балет. П. Чайковский. Кот в сапогах и Белая кошечка.

Лебединое озеро. Балет. П. Чайковский. Танец с кубками.

Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев.

Первая утрата. Р. Шуман.

Вроде вальса. Н. Мясковский.

Требования к уровню музыкального развития второклассника


Знать/понимать:

- смысл понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель»,

- названия изученных жанров и форм музыки;

- народные песни, традиции родного края;

- названия изученных произведений и их авторов;

- наиболее популярные в России музыкальные инструменты, певческие голоса, виды оркестров и хоров.

Уметь:

- узнавать изученные произведения и называть имена их авторов;

- определять на слух основные жанры музыки;

- определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;

- исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

- исполнять несколько народных и композиторских песен.

Планирование учебной деятельности

Раздел программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

1

1-я четверть. Три кита в музыке

«Три кита» в музыке

1

Вводный урок

Знакомство с основными жанрами.

2

«Кит» - марш

1

Расширение и углубление знаний

Познакомить с жанром марш

3

Три варианта марша

1

Расширение и углубление знаний

Разучивание народной песни

4

«Кит» - танец

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Познакомить с жанром танец

5

Разнообразие танца

1

Расширение и углубление знаний

Отличие танца от других жанров

6

«Кит» - песня

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Хоровод. Народный фольклор.

7

«Киты» встречаются вместе

1

Расширение и углубление знаний

Знакомство с жанром песня

8

«Киты» встречаются вместе

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Научить детей начинать и заканчивать песню

9

Три «кита»

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Повторение пройденных произведений

1

2-я четверть. «О чем говорит музыка?».

Песня - марш

1

Вводный урок

Научить определять настроение и характер музыки

2

Что выражает музыка?

1

Расширение и углубление знаний

Научить слушать и понимать настроение музыки

3

Музыка выражает различные черты человеческого характера

1

Расширение и углубление знаний

Научить слушать, как музыка выражает характер человека

4

Может ли музыка что-нибудь изображать?

1

Сообщение и усвоение новых знаний

М. Глинка «Попутная песня»

5

Может ли музыка что-нибудь изображать?

1

Расширение и углубление знаний

Научить слушать и понимать музыку

6

Музыка рисует картины природы

1

Сообщение и усвоение новых знаний

«Утро в лесу» и «Вечер» В. Салманова

7

О чем говорит музыка

Повторение и обобщение полученных знаний

Закрепление темы

1

3-я четверть. Куда ведут нас «три кита»

Выразительность и изобразительность музыки

1

Вводный урок

Мир большой музыки. Опера М Коваля «Волк и семеро козлят».

2

Войдем в любую область музыки

1

Расширение и углубление знаний

Научить детей различать характер песни

3

Куда ведет нас песня?

1

Сообщение и усвоение новых знаний

П.И. Чайковский Финал Симфонии №4

4

«Наш край» Д.Б. Кабалевский

1

Расширение и углубление знаний

Знакомство с концертом

5

Куда ведет нас танец?

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Учить детей слышать в танце характер

6

«Вальс» из балета «Золушка»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Понимать образное содержание песни и танца

7

Куда ведет нас марш?

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Характер марша

8

«Марш Тореадора» из оперы «Кармен» и «Марш» из балета «Щелкунчик»

1

Расширение и углубление знаний

Осознать различие между маршем оперы и балета

9

«Волк и семеро козлят»

1

Расширение и углубление знаний

Познакомить детей с творчеством М. Коваля

10

Мы встречаем всех трех «китов» и в симфонии, и в балете, и в опере

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Закрепление знаний

1

4-я четверть. Что такое музыкальная речь?

Что такое музыкальная речь

1

Вводный урок

Разное звучание музыки

2

«Веселая. Грустная» Л. Бетховена

1

Расширение и углубление знаний

Формы произведения

3

Построение музыки

1

Расширение и углубление знаний

«Танец с кубками» из балета «Лебединое озеро»

4

Песенный, танцевальный и маршевый характер музыки

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Темп, песенность, танцевальность

5

Тембры музыки

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Прослушать сказку С.Прокофьева «Петя и волк».

6

«Петя и волк» - симфоническая сказка С. Прокофьев

1

Расширение и углубление знаний

Музыкальные инструменты и образы

7

«Петя и волк» - симфоническая сказка С. Прокофьев

1

Расширение и углубление знаний

Продолжить знакомство со сказкой С.Прокофьева «Петя и волк»

8

Три «кита» - три «сезама»

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Обобщение.

Литература:

1. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 классы под научным руководством Д. Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 2007. - 224 с.

2. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / Сост. Е. О. Яременко. - М.: Дрофа, 2001. - 288 с.

3. Программа по музыке ( с поурочной методической разработкой ) для общеобразовательной школы. 1-3 классы под научным руководством Д. Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 1982. - 111 с.

4. Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1 кл. четырехлетней нач. шк.; 1-3 кл. трехлетней нач. шк. ( с краткими методическими пояснениями ); 5-8 кл. ( с краткими методическими пояснениями). - М.: Просвещение, 1994.

5. Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 64 с.



© 2010-2022